Жители села Степного, возле которого разбился Ту-154, смогли заснять трагедию на мобильный телефон. Этой записью в формате avi располагает газета "Комсомольская правда".

На записи неудовлетворительного качества все же виден момент падения самолета и последовавший после него взрыв.

Издание также приводит рассказ очевидцев. "Он долго кружил около земли, а перед самым приземлением загорелся, - рассказала Галина Степанова, жительница села Новгородское Донецкой области. - У нас за поселком находятся поля совхоза "Степной". Вот на них-то самолет и рухнул. Он несколько раз перевернулся в воздухе, воткнулся в землю носом и взорвался".

"Перед самой катастрофой началась сильная гроза, - рассказывает очевидец Геннадий Курсов из села Степное. - Небо было затянуто тучами. Внезапно раздался звук низко летящего лайнера. Но до последнего момента его не было видно! Мы и жители других окрестных сел заметили его, только когда до земли оставалось метров 150. Я подумал, что он рухнет прямо на нас. Его крутило вокруг своей оси, как вертолет".

Местные жители рассказали газете "Коммерсант", что они сели в "Жигули" и подъехали к месту крушения самолета. "Мы первыми подъехали, - рассказал Николай Климковецкий. - Пожарных и милиции еще не было. Чуть не доезжая до горящих обломков, наткнулись на два тела - мужчины и женщины. Их, очевидно, выбросило из корпуса при ударе о землю. Пытались оказать им помощь, но они уже были мертвые. Тела были как восковые, видимо, все кости переломаны".

Школьник из поселка Сухая балка Сергей Мельников рассказал агентству "Интерфакс", что от гула падающего самолета из домов выбежали практически все жители поселка. "Было видно, что самолет вертится в штопоре вокруг своей оси", - сказал школьник. Он добавил, что самолет взорвался только после столкновения с землей в двух километрах от поселка. Сразу после падения авиалайнера и взрыва около сотни сельчан побежали к месту трагедии. "Мы пытались потушить пламя, но подручными средствами это сделать было невозможно, кроме того у места пожара невозможно было оставаться из-за сильного запаха керосина", - сказал Мельников.

Самолет сорвался в "плоский штопор"

Экс-главком Военно-воздушных сил России генерал армии Петр Дейнекин назвал наиболее вероятной версией катастрофы Ту-154 сваливание машины в так называемый "плоский штопор".

"Судя по тому, что разброс фрагментов на месте падения составил всего 400 на 400 метров, и тот факт, что нет ямы, то есть он не вошел колом в украинский чернозем, говорит о том, что Ту-154, действительно, падал плашмя. Здесь, скорее всего, было что-то типа "плоского штопора", - заявил "Интерфаксу" в среду Дейнекин.

При этом он оговорился, что речь пока можно вести исключительно о версиях, поскольку нет результатов анализа данных объективного контроля.

Эксперт в области безопасности полетов, близкий к комиссии по расследованию причины происшествия, заявил "Интерфаксу" в среду, что падение самолета Ту-154 Пулковских авиалиний под Донецком могло произойти из-за сваливания его в неуправляемую спираль после выхода на критическую высоту полета. "Судя по информации с места падения самолета, завершающий этап его полета проходил в режиме неуправляемой спирали, то есть штопора. Сваливание самолета могло произойти из-за того, что он вышел за пределы практического потолка, установленного для данного типа самолета", - сказал эксперт.

Он пояснил, что практический потолок для самолета Ту-154 составляет около 11500 метров. "Этот показатель зависит от веса самолета и от температуры за бортом. Если стандартная температура на высоте 11500 метров выше, чем минус 56 градусов, а самолет перегружен, то оптимальная высота полета должна быть ниже на несколько сот метров", - сказал он.

По мнению собеседника агентства, спровоцировать сваливание самолета Ту-154 могли его перегруз или температурные перепады на высоте. "Перепады давления и температуры вполне возможны при прохождении самолета через грозовой фронт или попадании в зону повышенной турбулентности. В авиационной практике были случаи, когда "болтанка" становилась причиной катастрофы", - сказал он.

По словам собеседника агентства, похожий случай с самолетом Ту-154 произошел в 80-е годы в Узбекистане. "Самолет потерпел катастрофу под Учкудуком. В ходе расследования было выяснено, что сваливание самолета в штопор произошло из-за неправильно выбранного высотного эшелона. Самолет был перегружен: кроме 180 штатных пассажиров на его борту находилось еще 20 неоформленных. Но при этом ему все равно назначили высоту в 11500 метров", - сказал собеседник агентства.


Хронология авиакатастрофы

Потерпевший катастрофу Ту-154 четыре раза подавал сигнал SOS: три на высоте 11 тысяч 700 метров в 15:25 по московскому времени, и один - на высоте 3 тысячи метров в 15:27, после чего последовала еще одна неразборчивая фраза и связь с самолетом пропала. Перед этим лайнер пытался обойти мощный грозовой фронт и увеличил высоту, сообщил заместитель генерального директора по летной работе "Пулково" Анатолий Самошин.

Ту-154 исчез с экранов радаров в 14:37 (15:37 по московскому времени), сообщил руководитель пресс-службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины Игорь Кроль.

По его данным, в 14:39 (15:39 по московскому времени) диспетчер Харьковского районного центра обслуживания воздушного движения доложил о резком снижении самолета и исчезновении его с экранов радара. На запрос диспетчеров экипаж самолета не отвечал.

Самолет упал около 14:57 (15:57 по московскому времени) возле села Сухая Балка - около 50 км от Донецка.

В 15:15 (16:15 по московскому времени) в зону падения самолета вылетел вертолет МЧС Украины, задействованный в системе поиска и спасения. На место происшествия выехала специальная бригада СБУ.
{banner_819}{banner_825}
-20%
-70%
-36%
-20%
-15%
-10%
-10%
-45%
-25%
-10%