107 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  2. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  3. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  4. Лукашенко рассказал, что сделал бы, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  5. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах
  6. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  7. Лукашенко: КГБ вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли. И даже пластита
  8. МАРТ — ЕЭК: Беларусь не нарушает своих обязательств по применению ассортиментных перечней товаров
  9. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  10. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  11. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  12. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  13. Динаре Алимбековой не хватило секунды, чтобы выиграть медаль в спринте на КМ по биатлону
  14. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  15. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  16. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  17. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  18. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  19. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  20. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  21. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  22. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  23. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  24. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  25. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  26. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  27. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  28. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  29. Надпись в книге, провластные автопробеги и акции солидарности. Что происходит в стране 6 марта
  30. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
BBC News Русская служба


Ольга Просвирова,

Несколько десятков сотрудников ведущего независимого СМИ Венгрии написали заявления об увольнении, обвинив правительство в попытке уничтожить их издание. Всего за месяц до этого главный редактор портала Index рассказал об огромном давлении со стороны государства, после чего был уволен со своей должности.

Фото: Reuters
Сотрудники издания. Фото: Reuters

В Будапеште местные жители ответили на события в Index демонстрацией, прошедшей от здания редакции до официальной резиденции премьера Венгрии Виктора Орбана. Протестующие скандировали: «С нас хватит» и «Демократия», периодически и аплодировали — так они благодарили журналистов за работу.

Под угрозой

Барометр Index начал сигнализировать об аномальном давлении в июне. Барометр — это не метафора, не игра слов, а реальный инструмент, который журналисты издания придумали два года назад.

Они создали отдельный сайт, на котором читатели могли проверить, есть ли проблемы внутри издания. Стрелка барометра долгое время стояла на отметке «независимости» СМИ, но недавно стала указывать на опасность.

Создавая инструмент, журналисты объяснили, как они оценивают угрозы и риски.

Они указали на два основных условия, при выполнении которых СМИ может продолжать честно выполнять свою работу. Первое — свобода в выборе тем, которая позволяет журналистам затрагивать любые информационные поводы, которые они сами считают важными, и никто извне не может иметь права голоса при принятии редакционных решений. Второе — никто посторонний не может влиять на то, какие люди должны работать в редакции, а какие — нет.

В июне барометр показал, что независимость издания находится под угрозой.

Владелец «Индекса» уволил главного редактора Сабольца Дулла. Журналисты издания назвали это неприкрытой попыткой давления, которая приведет к окончанию независимой редакционной работы.

Сотрудники потребовали восстановить Дулла в должности, но руководство не согласилось на эти условия. 24 июля около 70 журналистов, среди них и те, кто не один десяток лет проработал в Index, написали заявления об увольнении.

«Они написали заявления, потому что в свое время пообещали остаться свободными от политического влияния. И это в стране, где большая часть средств массовой информации просто ждет распоряжений правительства о том, что и как они могут сообщать своей аудитории, — говорит корреспондент Би-би-си в Будапеште Ник Торп. — Отделы новостей радио, телевидения и государственного информационного агентства давно отказались от любых претензий на беспристрастность».

Сотрудники издания, знакомые с историей российского СМИ «Лента.ру», соглашаются, что ситуации очень похожи. В марте 2014 года главному редактору «Ленты» Галине Тимченко также пришлось оставить свою должность по решению владельца компании. Журналисты «Ленты» также выпустили заявление об угрозах свободной журналистике в России. И также большая часть сотрудников издания написала заявления об увольнении.

Похоже, по аналогичному пути собираются пойти и журналисты венгерского Index.

Заместитель главного редактора Вероника Мунк уже объявила о планах создать новое СМИ со своими коллегами. Журналист Index Фолдес Андрас уточняет, что пока рано говорить о создании нового СМИ, особенно в ситуации, когда Венгрия включает, как он говорит, свою «машину пропаганды».

Сам Андрас, 20 лет проработавший на издание, не исключает, что ему придется уехать из страны и искать работу за рубежом: «Любому состоявшемуся журналисту, обладающему своим голосом, сейчас непросто будет найти работу в Венгрии. Здесь осталось, может быть, три-четыре независимых СМИ, но все они значительно меньше Index».

Ликвидация независимости

Ситуация в Венгрии давно волнует Евросоюз, частью которого является страна. Высокопоставленный чиновник Европейской комиссии, с которым поговорила The New York Times, уже сказал, что ценности, которые отстаивал Index, необходимы для демократии, а заодно напомнил: у Виктора Орбана уже есть серьезные проблемы с Брюсселем.

Недавно из руководства Евросоюза поступило предложение лишать финансирования те страны, в которых существуют проблемы с демократией. Это предложение было сделано в тревожное для стран время, когда многим требуется серьезное финансирование для спасения экономики от последствий коронавируса, и эксперты рассчитывали, что оно как-то повлияет на ситуацию в Венгрии.

В конце концов, в ЕС решили не привязывать размер финансовой помощи к поведению стран-участниц.

Опасения коллектива Index в стране, которую некоторые критики открыто называют первым авторитарным режимом в ЕС, все последние два года выглядели небезосновательными.

Вот уже много лет в Венгрии десятки газет, радиостанций и телевизионных каналов, ранее критиковавших премьера Орбана, неожиданно находят себе новых владельцев. Эти владельцы поначалу обещают не вмешиваться в редакционную политику изданий, но на деле чаще всего возникают ситуации, похожие на ту, что произошла на новостном канале Hir TV. После обещаний нового владельца не вмешиваться, из вечернего эфира убрали политическое ток-шоу, во время которого часто критиковали политику премьера. Передачу заменили на трансляцию выступления Орбана.

Правительство Венгрии отвергает все обвинения в давлении на СМИ и попытках контролировать журналистов.

Издатель Index объяснил увольнение главного редактора тем, что Дулл, по его словам, не справился с ситуацией внутри издания, когда журналисты были обеспокоены переменами, не смог наладить рабочую обстановку.

Нынешний главный конкурент Index — интернет-издание Origo, у которого владельцы сменились много лет назад, — стал активно проправительственным еще в 2014 году. Журналисты агентства Рейтер подсчитали, что спустя четыре года после этого около 80% государственных расходов на онлайн-рекламу тратилось именно на покупку мест на сайте Origo (на Index уходило около 10%).

«С 2010 года правительство Венгрии систематически ликвидировало независимость СМИ, свободу и плюрализм, исказило медиарынок и разобщило журналистское сообщество в стране, достигнув беспрецедентной для государства — члена ЕС степени контроля над СМИ», — написали в 2019 году сразу несколько правозащитных организаций в своем отчете о состоянии свободы прессы в Венгрии.

По словам правозащитников, венгерское правительство осуществляет четкую стратегию с целью заставить замолчать критически настроенную прессу путем принудительного закрытия или взятия под контроль некогда независимых СМИ.

Опасения, что такая же судьба может постигнуть и Index, возникли несколько месяцев назад, когда поддерживающий Орбана бизнесмен Миклос Вазили приобрел 50% компании, которая контролирует рекламные контракты и доходы издания. Вазили в Венгрии хорошо помнят по его работе с телекомпанией TV2 и Origo — оба издания вскоре после его прихода начали горячо поддерживать деятельность правительства.

В прошедшую пятницу жители Будапешта вышли на демонстрацию с требованиями свободы и демократии. В какой-то момент организаторы шествия попросили протестующих похлопать журналистам Index в знак благодарности за их работу.

Фото: Reuters

«Десять тысяч человек аплодировали, а я снимал это на видео, как я обычно это делаю во время демонстраций. Но аплодисменты звучали так долго, что я вдруг понял, что мой старый метод — просто наблюдать — не работает, потому что это касается меня лично. Это они нам хлопали. Черт, я никогда не думал, что смогу плакать на публике, особенно во время работы», — поделился впечатлениями Фолдес Андрас, около двадцати лет проработавший в издании и ушедший вместе со своими коллегами.

Фото: Reuters

Сегодня Венгрия занимает 89-е место (из 180) в рейтинге свободы прессы «Репортеров без границ».

-10%
-10%
-50%
-10%
-15%
-15%
-10%
-30%