Поддержать TUT.BY
Коронавирус: свежие цифры


Десять лет назад в гражданской авиации произошел переполох, которого она не помнила с окончания Второй мировой войны: извергавшийся в далекой Исландии вулкан Эйяфьядлайёкюдль заставил отменить рейсы по всей Европе, ввергнув крупнейшие аэропорты в хаос на несколько дней. До этого нечто хоть отдаленно сравнимое по масштабам случалось лишь в 2001 году, когда сразу после теракта 11 сентября Соединенные Штаты закрыли свое небо на три дня. Как выяснилось, Европа оказалась не готова к подобным чрезвычайным ситуациям.

Фото: flickr.com / michi_s
Фото: flickr.com / michi_s

Само извержение не должно было представлять большой угрозы: вулкан Эйяфьядлайёкюдль расположен в слабозаселенном районе такого же слабозаселенного острова Исландия и являлся частью крупного ледника. Сейсмическую активность тут зафиксировали еще в конце 2009 года, а уже в марте следующего года ученые поняли — нужно ждать извержения. Температура выходящей из ледника реки повысилась до 60 градусов по Цельсию, а из вновь образовавшегося жерла вулкана показалась лава.

И тут одновременно сошлось сразу несколько факторов. Так как вулкан находится под ледником, то и выходящая лава, быстро охлаждаясь, образовывала вулканическое стекло, а резкие выбросы пара уносили его частички на значительную высоту. Эти частички, попадая в двигатели самолетов, могут стать причиной их отказа. Такое уже было с самолетом British Airways над Явой в 1982 году: тогда «Боинг» попал в облако пепла от внезапно начавшего извергаться вулкана Галунггунг — все четыре двигателя отказали, экипажу чудом удалось спланировать и посадить самолет в аэропорту Джакарты. В инциденте могли погибнуть 263 человека, и авиационные организации осознали угрозу, исходящую от вулканического пепла. Извержение 2010 года было не самым мощным (4 балла из 8 по шкале вулканической активности), но решающим фактором стало то, что вулкан расположен прямо над высотным струйным воздушным течением, которое разносило пепел на огромные расстояния.

Фото: Reuters
Вулканический пепел, покрывший землю близ вулкана 16 мая 2010 года. Фото: Reuters

После взятых проб и исследований лондонский офис Консультативного центра по вулканическому пеплу сообщил о высокой концентрации частиц в атмосфере и о том, что, согласно компьютерной симуляции, движение облака пепла представляет опасность для полетов в Европе. Всего за несколько дней, с 14 по 17 апреля, большая часть стран континента прекратила всякое авиационное сообщение. Даже военным самолетам угрожала опасность: тренировочный полет истребителя финских ВВС 15 апреля закончился аварийной посадкой из-за неполадок, так что решено было поднимать авиацию только для перехвата нарушителей воздушного пространства.

Фото: Reuters
Облако пепла извергающегося вулкана Эйяфьядлайёкюдль, снятое с борта самолета 17 мая 2010 года. Фото: Reuters

Позже Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), представляющая интересы авиакомпаний, высказывала недовольство закрытием неба над Европой лишь на основании компьютерной модели. Глава немецкой авиакомпании Lufthansa Вольфганг Майрхубер заявил: «Если британский институт просчитывает возможные последствия извержения вулкана в Исландии исключительно на основании компьютерных программ, а потом рассказывает нам в Германии, что произойдет тогда-то и тогда-то в Ганновере, Гамбурге или Берлине, — то к этому нельзя относиться всерьез». Однако проблема была в том, что ни одна из отвечающих за безопасность воздушного движения в Европе служб не имела приборов или методов для оценки рисков полетов в этот период; не были рассчитаны и значения опасной для полетов концентрации пепла в атмосфере.

Люди, не успевшие вернуться из туристических поездок или путешествующие транзитом в аэропортах северной и центральной Европы оказались в безвыходном положении. Всего около 20 миллионов пассажиров пострадали от отмены более 100 тысяч рейсов. В связи с прекращением воздушного сообщения индустрия полетов несла колоссальные убытки — по подсчетам IATA, потери авиакомпаний за весь период отмены полетов оценивались в 1,7 миллиарда долларов. Убытки были и у европейских производителей электроники и автомобилей — они не получали деталей из Азии и США, из-за чего производство простаивало.

Фото: Wikimedia Commons / KTo288
Все рейсы в лондонском аэропорту Хитроу отменены, 16 апреля 2010 года. Фото: Wikimedia Commons / KTo288

На воскресенье 18 апреля были запланированы похороны погибших за неделю до этого в авиакатастрофе президента Польши Леха Качиньского и его жены Марии. На церемонии планировалось присутствие огромного количества глав государств и правительств, однако из-за закрытия неба значительная их часть не могла прибыть. Думали даже перенести похороны, но семья президента отказалась, так что президент США Барак Обама, немецкий канцлер Ангела Меркель, президент Франции Николя Саркози — и в общей сложности почти половина высоких гостей — не смогли присутствовать на церемонии.

Но помимо печальных известий были и курьезы. Тогдашний премьер-министр Норвегии, теперь генсек НАТО Йенс Столтенберг должен был лететь из Нью-Йорка в Осло, однако из-за прекращения авиасообщения надолго застрял в аэропорту, затем сумел добраться до швейцарского Базеля, а потом добирался на авто. Правительством все это время он управлял с помощью своего айпада онлайн. В это же время широкую известность получил случай со звездой шоу «Монти Пайтон» британским актером Джоном Клизом, который, чтобы добраться из Осло в Брюссель, нанял машину с водителем, проехал Норвегию, Данию, Германию, Нидерланды и Бельгию и был вынужден заплатить 3 тысячи евро за эту поездку в такси.

Да что там, в Европе начала ощущаться нехватка… экзотических фруктов и цветов! Поставки из Северной Америки, Африки и Ближнего востока производились именно самолетами, так что пока тамошние производители несли убытки, европейские гурманы горевали без кумкватов, физалисов, канадских лобстеров и калифорнийской зеленой спаржи. В свою очередь, в других частях света не могли отведать свежего норвежского лосося.

А вот для природы последствия были скорее положительными: несмотря на то, что при извержении в атмосферу было выброшено большое количество парниковых газов, это все равно в несколько раз ниже тех выбросов, которые могли бы создаваться самолетами в этот период.

Фото: NASA
Шлейф пепла на юге Исландии, движущийся по направлению к Европе 17 апреля 2010 года. Фото: NASA

Извержение также ускорило создание инициативы общеевропейской авиационной зоны «Единое небо Европы», которая до этого все никак не могла приступить к контролю и координации рейсов стран Евросоюза и нескольких не входящих в него стран. Процесс медленно продвигался с начала 2000-х, однако после транспортного коллапса он сильно ускорился, был создан кризисный штаб для предотвращения и минимизации последствий подобных ситуаций.

Небо над Беларусью было полностью закрыто с 17 по 18 апреля 2010 года. Авиакомпания «Белавиа» отменила десятки рейсов и до, и после непосредственного запрета из-за закрытия аэропортов Европы. Европейский союз в целом лояльно отнесся к невольным нарушителям визовых правил — до миграционного кризиса 2015 года было еще далеко. Некоторые страны, к примеру Нидерланды, Швеция, Дания, Норвегия, позволили белорусам, которые не смогли улететь домой, бесплатно продлить визы. Из-за извержения вулкана мужская сборная Беларуси по спортивной гимнастике не попала на чемпионат Европы в Бирмингеме, а в Минск не смогли прилететь с концертом Scorpions — запланированное на 20 апреля шоу они спешно перенесли на 29 апреля.

-20%
-10%
-20%
-25%
-20%
-20%
-5%
-30%
-10%