Валерия Уласик /

Десять лет назад под Смоленском потерпел крушение самолет Ту-154М. На его борту находились 96 человек — президент Польши с супругой, представители президентской канцелярии, министры, другие высшие должностные лица. Польская правительственная делегация летела на траурные мероприятия по случаю годовщины расстрела польских офицеров в Катынском лесу. Все они, а также экипаж самолета погибли. Катастрофа под Смоленском стала крупнейшей по числу жертв среди авиакатастроф, в которых погибали первые лица государства.

Польский журналист Павел Дереш потерял в той катастрофе свою жену — Йоланту Шиманек-Дереш. Государственный деятель, юрист, депутат Сейма, Йоланта Шиманек-Дереш была вице-президентом Союза демократических левых сил.

Фото: Marc Inobara
Йоланта Шиманек-Дереш. Фото: Marc Inobara

— Помню наше прощание. Йоланта спросила, что у нас будет на ужин. В нашей семье готовкой занимался чаще я, у жены были дела поважнее. Потом она показала свой костюм и сумочку, которую подобрала к нему. Это было очень теплое прощание: мы прожили вместе более 30 счастливых лет, но все равно продолжали заботиться друг о друге.

Павел Дереш. Фото предоставлено героем публикации
Павел Дереш. Фото предоставлено героем публикации

А через несколько часов, вспоминает Павел, ему позвонили.

— Ничего не сказали, попросили только включить телевизор. Так я и узнал, что случилась эта ужасная трагедия для всего польского народа, для моей семьи и меня лично.

Самолет рухнул в 300−400 метрах от взлетно-посадочной полосы аэродрома Северный около 9.41 по минскому времени при заходе на посадку в условиях тумана.

Поначалу, говорит Дереш, информация поступала очень противоречивая. Непонятно было, какой самолет разбился, погибли все или есть выжившие… Через несколько часов, когда о гибели президента и всей делегации сообщили официально, вопросов меньше не стало.

— Как случилось, что разбился президентский самолет, который должен быть в безукоризненном состоянии? Ведь начальник польских воздушных сил генерал Бласик рапортовал о готовности самолета перед вылетом. Почему канцелярия президента выбрала для посадки именно военный аэродром Смоленск-Северный, зная, что он давно не эксплуатируется в полной мере и, очевидно, не в самом лучшем состоянии? Почему пилот второго самолета, в котором летели журналисты, не сообщил коллегам президентского ТУ-154 о сложной из-за погодных условий посадке? Вместо уверенного «Садитесь», он сказал лишь «Попробуйте посадку». Почему президентским самолетом управляли люди, у которых не было для этого полномочий? (Генерал ВВС Польши Бласик и руководитель диппротокола польского МИД Казана находились в кабине и, предположительно, отвлекали пилотов и оказывали на них психологическое давление).

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Павел Дереш уверен, что президентский самолет вообще не должен был вылетать и уж тем более садиться в Смоленске, учитывая и погоду, и все остальные неблагоприятные факторы.

Кто виноват

После авиакатастрофы в Польше была создана специальная комиссия, которая занялась расследованием причин катастрофы. Через 9 месяцев, в январе 2011 года, были озвучены результаты ее работы. Эксперты пришли к выводу, что причиной крушения президентского борта стали ошибки, которые экипаж самолета совершил под влиянием команд российских диспетчеров.

При авиакатастрофе польского президентского самолета Ту-154М под Смоленском погибли все 96 пассажиров. Фото: Reuters
Фото: Reuters

По версии польской стороны, диспетчеры слишком поздно подали команду «Горизонт», которая должна была прозвучать, когда самолет находился на высоте 100 метров, но была подана на вдвое меньшей высоте. Также диспетчеры зоны посадки своевременно не уведомили экипаж об отклонении от заданного курса. Эксперты предположили, что в башне диспетчеров могли находиться посторонние лица, которые отвлекали их от работы.

Впрочем, тогда польская сторона подчеркнула, что не делает выводов о том, кто должен нести ответственность за катастрофу, поскольку цель расследования — не поиск виноватых, а предотвращение таких катастроф в будущем.

Место крушения Ту-154 под Смоленском. Фото: Reuters
Фото: Reuters

По данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который представил результаты своего расследования неделей ранее, причиной крушения стали неверные действия экипажа. Из-за желания высокопоставленных пассажиров командир экипажа пошел на неоправданный риск и попытался посадить самолет в неподходящих погодных условиях, вместо того чтобы уйти на запасной аэродром, заявила глава МАК Татьяна Анодина.

Эксперты МАК также установили, что «отказов самолета, двигателей, его систем в полете, а также взрывов, и разрушения самолета в воздухе до столкновения с препятствиями не было».

Фото: Reuters
Премьер-министр России Путин и его польский коллега Туск на месте падения самолета польского правительства, 10 апреля 2010 года

Брат погибшего польского президента Ярослав Качиньский назвал выводы МАК «насмешкой над Польшей» и заявил, что партия «Право и справедливость» (PiS), лидером которой он является, будет призывать парламент Польши отвергнуть результаты расследования МАК.

В 2015 году PiS победила на парламентских выборах. Новые власти приняли решение возобновить расследование причин катастрофы.

«Мы можем сказать, что значительная часть фактов в прежних отчетах была фальшивкой», — заявил тогда глава вновь созданной подкомиссии Вацлав Берчиньский. Он обвинил российские власти в том, что предоставленные ими «некоторые данные подвергались манипуляциям».

Недосказанность и противоречия все десять лет

В 2016 году Генеральная прокуратура Польши заявила, что для «восстановления хода катастрофы и ее причин» будет проведена эксгумация тел погибших в катастрофе.

Некоторые близкие погибших, в том числе и семья Дереш, выступили против. «Я решительно протестую против эксгумации останков моей жены. Это бесчеловечно, это нарушает мое спокойствие и спокойствие моей семьи», — прокомментировал Павел свою позицию телеканалу Superstacja.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Однако, несмотря на протесты и обращения в суд, в 2018 году тело Йоланты эксгумировали. В том же году польская комиссия озвучила вывод, что
авиакатастрофа произошла из-за серии взрывов во время полета. Дереш эти заявления называет бездоказательными.

— Правящая партия практически все это время выдает катастрофу в Смоленске за что-то политическое. Придумывая глупые теории покушения на президента и обвиняя в этом Россию, они тем самым раскалывают польское общество. Ярослав Качиньский не может смириться с мыслью, что это была просто катастрофа. Поэтому он не признал выводы Государственной комиссии по расследованию авиационных происшествий и создал свою собственную, которая изобретает различные теории покушений. Заговорили даже про взрыв, который произошел на борту самолета еще в воздухе. В такой атмосфере недосказанности, противоречий все десять лет живут большинство поляков и я сам.

Отложенный визит

Йоланту Шиманек-Дереш похоронили 19 апреля 2010 года на Смоленской части воинского кладбища Повонзки в Варшаве. Опознавать останки жены Павел лично ездил в Москву.

Фото: fakt.pl
Павел Дереш с дочерью и зятем на похоронах Йоланты Шиманек-Дереш. Фото: fakt.pl

Депутат сейма была посмертно награждена орденом Возрождения Польши.
У нее осталась дочь Катажина. Две внучки родились уже после гибели Йоланты. Старшая носит двойное имя, одно из которых — в честь бабушки.

Зять Йоланты Шиманек-Дереш польский актер Дариуш Левандовский поставил спектакль, посвященный жертвам катастрофы.

«Мои чувства вторичны. Хочу чтобы постановка стала неполитическим артистическим событием, на которое придут родственники всех 96 жертв катастрофы и польские власти», — пояснял он свой замысел в интервью польскому Newsweek.

Сцена из спектакля Дариуша Левандовского «Jednego Serca». Фото: Darek z Klanu/Facebook
Сцена из спектакля Дариуша Левандовского Jednego Serca. Фото: Darek z Klanu/Facebook

В десятую годовщину гибели своей политической элиты Польша планировала провести траурные мероприятия на месте падения самолета.

«В прямом контакте с польскими партнерами мы занимаемся проработкой этого вопроса с учетом развития ситуации в мире с распространением коронавируса», — сообщала официальный представитель российского МИД Мария Захарова.

В Катынь должна была прибыть делегация во главе с премьер-министром Матеушем Моравецким.

«Сегодня ночью было принято решение перенести дату визита, который должен был состояться 10 апреля в Смоленске. Премьер вместе с правительственной делегацией, представителями парламента должен был почтить память убитых офицеров в Катыни и жертв авиакатастрофы в Смоленске», — заявил 3 апреля глава канцелярии правительства республики Михал Дворчик в эфире Польского телевидения.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

В Варшаве пояснили, что представители России «не дали однозначный письменный ответ на представленные логистические планы этого визита правительственной делегации».

«Но этот визит точно состоится позднее», — подчеркнул Дворчик.

Скромно, но достойно

В самой Польше из-за эпидемии коронавируса десятую годовщину катастрофы отметят в не совсем привычном формате. Как сказал Дворчик, церемония в Варшаве будет «скромной» и «достойной».

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Министр обороны Антони Мацеревич заявил, что отчет о крушении Ту-154 под Смоленском уже готов.

«Публикация должна быть отложена как минимум на несколько дней из-за ограничений, связанных со Страстной неделей и коронавирусом. Однако отчет готов и скоро будет представлен», — заявил Антони Мацеревич в интервью Польскому радио.

Фото: Reuters
Жертвы авиакатастрофы. Фото Йоланты Шиманек-Дереш — третье слева в нижнем ряду. Фото: Reuters

Кто погиб в авиакатастрофе под Смоленском

Президент Польши Лех Качиньский и его жена Мария Качиньская, глава президентской Канцелярии Владислав Стасяк, замминистра иностранных дел
Анджей Кремер, заместитель министра культуры Томаш Мерта, глава Национального банка Польши Славомир Скшипек. А также одиннадцать высших должностных лиц вооруженных сил страны, 14 депутатов сейма, трое сенаторов, девять представителей духовенства, общественные деятели, представители творческой, научной, политической элиты страны и экипаж самолета. Всего — 96 человек.

-10%
-25%
-20%
-10%
-40%
-50%
-50%
-12%
-40%
0072356