Поддержать TUT.BY
Коронавирус: свежие цифры


/

15 августа в Подмосковье два пилота смогли успешно посадить в кукурузном поле борт, у которого через минуту после взлета отказали двигатели из-за попавших внутрь птиц. Все 233 человека живы, а командир корабля Дамир Юсупов скромно отвечал журналистам: «Я себя героем нисколько не ощущаю, потому что выполнял то, что должен был». TUT.BY вспомнил другие истории, когда в сложных условиях пассажирские самолеты удачно приземлились на землю или воду.

Фото взято с сайта: Reuters.com
Фото взято с сайта: Reuters.com

Пока готовился материал, пилотам Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину, которые успешно посадили самолет в поле под Москвой, было решено присвоить звания Героев России.

Фото взято с сайта: Reuters.com
Фото взято с сайта: Reuters.com

2018 год, Мексика. Самолет разбился, но все пассажиры выжили

31 июля 2018-го в мексиканском городе Дуранго через несколько минут после взлета разбился самолет авиакомпании Aeromexico. При посадке он разломался надвое, а через 3 минуты загорелся и был почти полностью уничтожен. Но благодаря слаженным действиям экипажа все 101 человек на борту успели благополучно эвакуироваться за 90 секунд после крушения.

Это был внутренний регулярный рейс в столицу, Мехико, самолет Embraer 190 (на тот момент возрастом 9 лет). 99 пассажиров и 4 члена экипажа. В тот день шел сильный дождь и фиксировались сильные порывы ветра. Именно погоду на следующий день местные власти назвали вероятной причиной катастрофы.

В феврале был представлен отчет о расследовании. Да, главной причиной назвали погодные условия — а именно сдвиг ветра. Кроме того, следователи решили, что имелись нарушения со стороны экипажа и авиадиспетчера, повлияло также отсутствие некоторого оборудования в аэропорту. Авария привела к изменениям в авиационных правилах Мексики.

Было установлено, что при рулежке на полосе начал усиливаться дождь с порывами ветра. Служба аэропорта к 15.18 подготовила очередной отчет о погоде: гроза и дождь, ухудшение видимости и наличие кучево-дождевых облаков. Но при переговорах с бортом авиадиспетчер еще не ознакомился с данным сообщением, поскольку работал один, и не передал эту информацию. Тем временем дождь стал таким сильным, что с башни уже нельзя было увидеть взлетно-посадочную полосу, но диспетчер не уведомил экипаж.

В 15.21 самолет пошел на взлет. Из-за сильного ветра в аэропорту тем временем рухнуло несколько деревьев, и они повредили линию электропередачи и коммуникации. По этой причине специальное обновление о погоде в 15.22 уже не дошло даже к диспетчеру.

Фото: Twitter/@dr_icastillo
Фото: Twitter/@dr_icastillo

Когда самолет поднялся на 9 метров над землей и находился на скорости почти 280 км/ч, внезапно направление ветра сместилось. Самолет быстро потерял скорость и высоту, сработала автоматика «Не опускаться». Через пять секунд крыло ударилось о землю, и оба двигателя оторвались. Самолет упал и остановился в 300 метрах от края взлетно-посадочной полосы. Самолет треснул посередине, и люди быстро эвакуировались через этот пролом и аварийные двери, пока на борту не начался пожар и не случился взрыв.

У 48-летнего капитана самолета Карлоса Мейрана на тот момент было 3700 часов налета. У второго пилота, 25-летнего Даниэля Чавеса, — почти 1980 часов, но оказалось, он во время взлета сидел позади. Его место занял другой пилот: стажер, работник этой же компании, опытный в коммерческих рейсах, с общим налетом 3300 часов, но только-только прошедший обучение для полета на самолетах такого типа и еще не получивший сертификат. Он курсировал между местами вылета с другим пилотом, они были на борту как пассажиры, но стажера почему-то пустили в кабину и позволили сесть на кресло второго пилота.

Всех трех позже уволили из-за этого грубого нарушения. Позже в правила добавили запрет впускать в кабину недействующих пилотов, так называемое правило стерильной кабины. Хотя эксперты указали, что ни присутствие, ни действия второго пилота не привели к аварии.

Расследование показало: технических проблем у самолета не было, причиной крушения стал внезапный сдвиг ветра. У самолета имелась система его обнаружения, но звуковые сигналы об этом могут не срабатывать при сигналах большего приоритета, как сработал датчик сближения с землей. Без этой информации экипаж не мог избежать аварии, показала отработка на симуляторах. Хотя на это частично указывали датчики скорости с двух сторон.

Фото: El Heraldo de Mexico
Фото: El Heraldo de Mexico

После аварии пилотов стали дополнительно обучать способам обнаружения сдвигов ветра, а в аэропорту установили оборудование для контроля за этим. Авиадиспетчерам напомнили, что не стоит работать в одиночку, а руководству порта — исключить риски, при которых может нарушиться снабжение контрольных вышек и передачи информации пилотам.

2010 год, Россия. Аварийный борт сел в закрытом аэропорту, за которым следили по привычке

7 сентября 2010-го в старом аэропорту Ижма в российской тайге совершил аварийную посадку Ту-154М. Рейс следовал из Якутии в Москву, но из-за отключения электропитания отключились системы навигации на борту. Топлива оставалось на полчаса, и пилоты смогли посадить самолет на старой взлетной полосе. Аэропорт в деревне Ижма (Республика Коми) был полузаброшен, но работник вертолетной площадки по привычке 12 лет самостоятельно поддерживал полосу в рабочем состоянии. И все 81 человек на борту выжили.

Фото: Газета "Якутия"
Фото: Газета «Якутия»

Поломка на борту, который выполнял рейс для авиакомпании «Алроса», случилась через 3,5 часа после взлета, когда до Москвы оставалось два часа лёта. Самолет возрастом 20 лет; командиром корабля был 41-летний Евгений Новоселов с опытом налета более 8,5 тысячи часов. У второго, 43-летнего Андрея Ламанова, было 10,5 тысячи.

Утром в 06.50 на высоте почти 11 километров из-за неисправных аккумуляторных батарей пропало электричество, вышли из строя навигация и радиосвязь, а также насосы, с помощью которых топливо попадает из баков крыла в расходный бак фюзеляжа. Так машина осталась с запасом топлива в 3 тонны, чего хватило бы на 30 минут полета.

Пилоты снизились до 3 тысяч метров высоты, но резервная электроустановка не запустилась, а вскоре связь с наземными службами оборвалась. О ЧП сообщили МЧС, тогда же предположили: надо быть готовыми, что самолет пойдет на посадку в старом аэропорту Ижмы. Уже 6 лет он был закрыт для приема самолетов (оставалась только вертолетная площадка), а его взлетно-посадочная не была пригодна для посадки Ту-154 — слишком короткая.

По признанию пилотов, они заметили этот аэропорт случайно: спустившись под облака они взглядом искали подходящую площадку на берегах или участок прямой реки. А тут — такая удача. Дважды они заходили на посадку, чтобы изучить ВПП, а затем, наконец, приземлились, причем только по визуальным ориентирам.

Из-за отказа батарей пилоты не могли выпустить закрылки перед посадкой, чтобы замедлить борт. Поэтому его скорость превышала норму (380 вместо 270 км/ч), из-за чего он выкатился за пределы полосы на 160 метров и, проломив в лесу просеку, остановился в болоте.

Фото: Газета "Якутия"
Фото: Газета «Якутия»

Эксперты заявили, что удачная посадка стала возможной во многом благодаря тому, что полосу в нормальном состоянии 12 лет поддерживал начальник вертолетной площадки Сергей Сотников. Он по своей инициативе следил, чтобы на полосе не было препятствий, в том числе не рос кустарник.

Причиной аварии был назван тепловой разгон аккумулятора, из-за чего случилось короткое замыкание и отключение всей бортовой электросети. Одновременное отключение трех генераторов на борту Ту-154 случилось впервые за 38 лет эксплуатации машин этого класса.

Фото: Газета "Якутия"
Фото: Газета «Якутия»

Самолет в итоге отремонтировали там же, в аэропорту Ижмы. Были сомнения, смогут ли его поднять в воздух: слишком малая полоса для разгона. Но через полгода, после тщательных расчетов минимального объема необходимого топлива (чтобы не утяжелять машину и чтобы хватило на путь), он поднялся в воздух, сделал прощальный круг над деревней и улетел в Самару на авиаремонтный завод. Борт в итоге восстановили, он даже выполнял регулярные рейсы до сентября 2018-го. Кроме номера он стал носить свое собственное имя — Ижма.

Последний рейс на нем выполнял Андрей Ламанов, который в том рейсе был вторым пилотом, а на земле самолет встречал Евгений Новоселов, командир того экипажа.

Оба пилота удостоились звания «Герой России», экипаж получил ордена Мужества.

«Самолет весом в 100 тонн и размахом крыльев в 80 метров посажен в лесу, на площадке, где садятся маленькие вертолетики! Эта громадина должна садиться на специально подготовленную, вылизанную полосу соответствующей длины и ширины. Командир садился, прекрасно понимая, что 1200 метров полосы ему не хватит. Он это делал сознательно, расчетливо и умело», — комментировал этот случай заслуженный пилот РФ, президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов.

Фото: Reuters
Тогдашний президент России Дмитрий Медведев поздравляет пилота Евгения Новоселова во время вручения награды в ноябре 2010-го. Фото: Reuters

Однако действия конкретно бортинженера и штурмана серьезно критиковал Герой России и заслуженный летчик-испытатель Рубен Есаян. По его мнению, их уберегло только то, что награды вручили до окончания разбирательства.

Тот самый начальник вертолетной площадки Сергей Сотников получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Он же стал прототипом героя в фильме «Елки 2», благодаря которому самолет успешно садится в метель. А свое личное восхищение мужчине высказывал президент Владимир Путин.

«Я что? Я просто по взлетке ездить не давал. На лошадях большинство, навоз падает, сохнет, вертолет ветер поднимает — все летит в глаза. Непорядок… Или бревно упадет, будет валяться, люди еще бутылок накидают… Для себя, короче, убирал. Чтобы было приятно, — говорил он в интервью изданию „Комсомольская правда“. На вопрос, горд ли он собой, отвечал следующее: — Я просто безумно рад, что люди остались живы. Если бы на полосе оказалась хоть одна машина…».

Одну из наград, а именно денежную премию, Сотников потратил на покупку посадочных огней для вертолетных площадок района. Через три года после ЧП была ликвидирована вертолетная площадка, где еще официально продолжал трудиться Сотников, и он наконец остался без работы. Но лишь формально: по данным на июль 2018-го, он продолжал там трудиться, для себя.

2009 год, США. Удивительная посадка на реку Гудзон

15 января 2009 года американские пилоты совершили удивительную посадку на реку Гудзон прямо в Нью-Йорке. При взлете экипаж столкнулся со стаей уток, отказали оба двигателя. Но благодаря умелым действиям экипажа выжили все 155 человек на борту. События окрестили «чудом на Гудзоне».

Фото: Reuters
Фото: Reuters

«Приготовиться к удару», — объявил пассажирам пилот через полторы минуты после взлета. Рейс авиакомпании US Airways следовал из Нью-Йорка в Сиэтл, борт — Airbus A320−214 годом выпуска на десять лет раньше. При взлете борт столкнулся со стаей канадских казарок, из-за чего быстро отказали оба двигателя.

Командиром корабля был 57-летний Чесли Салленбергер, опытный пилот, который после службы в ВВС США и ухода в отставку продолжил полеты на пассажирских авиалиниях. Опыт — почти 20 тысяч часов налета. Второй, 49-летний Джеффри Скайлз, был под стать первому: 17 тысяч часов налета, хотя на Airbus A320 это был для него лишь второй полет.

На момент столкновения с птицами самолет набрал почти 980 метров высоты. Люди услышали удар, и в салоне, по выражению стюардесс, повисла «библиотечная» тишина. Двигатели заглохли, командир взял управление на себя, пока второй пилот подготовил системы и механизмы борта в режим, обеспечивающий герметичную посадку на воду.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

В таких условиях удалось развернуть лайнер с севера на юг, спланировать над рекой Гудзон. Борт, не задев мост Джорджа Вашингтона, приводнился на Гудзон, напротив 48-й улицы на Манхэттене, но еще дрейфовал на протяжении шести улиц. Всего самолет с момента взлета пробыл в воздухе 7 минут, а посадка была идеальной, учитывая, что рядом на земле — густонаселенные кварталы и при падении жертвы были бы массовые.

Через аварийные выходы пассажиры вышли на оба крыла, откуда их забрали подоспевшие паромы и катеры. Помощь медиков потребовалась каждому второму: незначительные травмы от приземления и переохлаждение (температура воды составляла около 7 градусов).

Люди получили по 5 тысяч долларов за потерянный багаж и еще по 10 тысяч компенсации от авиакомпании. Но больше всего они были рады одному: «Какое счастье остаться в живых», — говорил один из пассажиров, который летел с женой и двумя детьми.

Сначала пилоты из героев едва не стали фигурантами дела, когда отработка ситуации на симуляторе показала, что якобы можно было посадить борт в аэропорту вылета или в ближайших. А они, мол, неоправданно подвергли риску людей. Но затем был учтен фактор времени на принятие решения, ответ был один: летчики выбрали единственно правильное решение. И все обвинения сняли.

Фото: Reuters
Пилот, спасательная команда и пассажиры поднимают бокалы над Гудзоном по случаю 5-летия со дня удачной посадки. Фото: Reuters

По событиям в Нью-Йорке пару лет назад сняли фильм, роль командира корабля сыграл Том Хэнкс. А летчик удостоился личной благодарности от президентов Джорджа Буша и Барака Обамы, а также мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга.

Теперь самолет выставляется в музее авиации в штате Северная Каролина.

И еще несколько других случаев

По данным открытых источников, если говорить о вынужденных управляемых посадках на воду, то таких случаев насчитывается 21. Только в каждом втором при посадке никто не погиб.

Например, в августе 1963-го в Ленинграде прямо на реку Неву совершил посадку Ту-124, который выполнял рейс из Таллина в Москву. Вскоре после взлета экипаж заметил: переднюю стойку шасси заклинило в полуубранном состоянии. Сесть там же, в порту, не смогли из-за тумана, а вместо Москвы решили лететь в ближайший порт в Ленинграде. Вокруг города облетели 8 раз, чтобы выработать топливо, в пути даже пытались исправить положение шасси шестом через дыру в корпусе. Но за 21 км от аэропорта один двигатель остановился.

Диспетчеры дали разрешение на сквозной полет через город к аэропорту, но по дороге отказал второй двигатель (по какой причине — возникли споры). И оставалось садиться на Неву. Командир корабля Виктор Мостовой передал управление второму пилоту, Василию Чеченеву — тот в прошлом служил в морской авиации и имел опыт посадки на воду. Самолет пролетел над жилым домом, затем в 4 метрах от строящегося моста Александра Невского и приземлился. Все 52 человека выжили. Борт в дальнейшем достали со дна, и он стал тренажером для курсантов авиационного училища в Тамбовской области. Пилотов представили было к награде орденом Красной Звезды, но указ так и не подписали.

Фото: wikipedia.org/Сергей Вершлер
Фото: wikipedia.org/Сергей Вершлер

А первый удачный опыт посадки пассажирского борта на воду без жертв был отмечен еще в октябре 1956-го. Тогда пилоты авиакомпании Pan American World Airways смогли посадить в Тихом океане борт, и все 31 человек выжили. Самолет Boeing 377−10−26 Stratocruiser следовал с Гавайских островов в Сан-Франциско, а вообще выполнял регулярный кругосветный рейс. На полпути вышел из строя один из воздушных винтов, а потом отказал и второй двигатель. Оставались третий и четвертый, но скорость была небольшой, и пилот решил, что может не дотянуть до берега. Пилот связался с рядом плавающим метеорологическим судном, а затем подоспевшим пограничным сторожевым кораблем — вместе они координировали действия, с воды капитаны передавали данные для удачной посадки.

Дождавшись рассвета, когда стала видна ситуация внизу (на огни, старательно подготовленные моряками, пилоты приземляться все же не рискнули), борт сел на воду. Командиром воздушного судна был 43-летний Ричард Огг, его общий налет составлял 13 тысяч часов. Второй пилот, 40-летний Джордж Ли Хээкер, вдвое меньше — 7,5 тысячи. Причины аварии изучали только в теории, поскольку самолет остался на дне океана, но ничего нового не прозвучало: механический отказ, из-за чего потеряли мощность два двигателя. По мотивам этих событий снят фильм «Вынужденная посадка».

Фото: US Coast Guard Photo
Фото: US Coast Guard Photo

В июле 1983-го в Канаде самолет Boeing 767−233 авиакомпании Air Canada, который выполнял рейс из Монреаля через Оттаву в Эдмонтон, удачно сел на неиспользуемом военном аэродроме Гимли. В полете внезапно закончилось топливо и отказали оба двигателя, но пилоты смогли удержать самолет в режиме планирования. Ближайшим портом оказалась неиспользуемая авиабаза, где когда-то служил второй пилот. Также помогло, что у командира судна был опыт полета на планерах и он владел навыками, которых обычно нет у пилотов больших самолетов. Хотя на момент аварии полосу авиабазы уже переделали в трассу для автомобильных гонок (там даже были машины на момент посадки, но они успели разъехаться!), все прошло успешно. Носовая стойка шасси сложилась при посадке, и возник пожар, но его потушили подоспевшие с ручными огнетушителями автолюбители. Выжили все 69 человек на борту.

Оказалось, ошибка при расчете топлива возникла из-за перехода в тот момент Канады на метрическую систему. Наземная команда вместо перевода литров в килограммы перевела по коэффициенту как в фунты. И в баки залили в четыре раза меньше, чем было нужно. После удачного планирования и посадки самолет прозвали «планёром Гимли».

Фото: Dcoetzee/wikimedia.org
Фото: Dcoetzee/wikimedia.org

А в ноябре 1968-го самолет японской авиакомпании Japan Airlines удачно приземлился в заливе, не долетев до взлетно-посадочной полосы в Сан-Франциско трех километров. Рейс следовал из Токио, на борту было 107 человек — и все выжили. Еще в предыдущем полете пилоты заметили серьезную неисправность: разницу в показаниях высотомеров со стороны командира экипажа и второго пилота. Сделали ремонт. Когда на втором рейсе самолет уже начал снижение на посадку и даже выпустил шасси и закрылки, то заметил: данные на высотомерах снова отличаются.

Попытка разобраться в показаниях с помощью другого оборудования не имела успеха, вскоре пилоты увидели воду вместо огней полосы, но уйти на второй круг не успели. К счастью, самолет гладко сел на воду и никто не получил никаких травм.

Фото: United States Coast Guard
Фото: United States Coast Guard

Командир судна, 46-летний Кохэй Асо, полностью взял на себя ответственность за инцидент. Вопреки ожиданиям следователей он не стал отпираться, а его фраза запомнилась надолго: «Как говорят у вас в Америке, я просто облажался». Ремонт борта обошелся в 4 млн долларов, но его вернули к полетам. А капитана, учитывая и его признание, лишь понизили в должности до второго пилота, в дальнейшем он работал на грузовых судах. «Совершить ошибку — это само по себе хорошее наказание», — объясняла позже свое решение авиакомпания.

Перечисленные истории — далеко не все случаи, когда благодаря экипажу или удачному стечению обстоятельств удалось избежать человеческих жертв в сложных условиях.

-20%
-10%
-21%
-50%
-21%
-10%
-40%
-10%
-30%