1. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  2. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  3. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  4. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  5. БАТЭ в скандальном матче сумел уйти от поражения, отыграв у «Минска» два гола
  6. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  7. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  8. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  9. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  10. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  11. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  12. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  13. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  14. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком
  15. За сутки в Беларуси зарегистрировано 1175 новых случаев COVID-19
  16. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  17. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  18. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  19. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  20. Крупных промышленных должников собрались оздоравливать через спецагентство
  21. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  22. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  23. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  24. Как не пропустить рак легкого? Главное о здоровье за неделю
  25. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  26. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  27. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  28. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  29. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  30. Разбираемся с юристом, можно ли отказаться от коллективной материальной ответственности на работе


Десять лет назад в Индийский океан упал аэробус A310−324, который следовал из столицы Йемена в столицу Коморских островов, город Морони. Погибли 153 человека, кроме одной девочки — 13-летней Байи Бакари. Она была в хвостовой части самолета и выжила, но лишилась в этой аварии своей матери.

Фото: Reuters

29 июня 2009 года маленькая парижанка Байя Бакари вместе с мамой летели на Коморские острова к бабушке и дедушке. Борт следовал с посадкой в Марселе, а затем в столице Йемена — городе Сана. Мать и дочь заняли место в хвосте самолета.

Ночью девочка проснулась в темноте, ощутила вокруг воду и подумала сначала, что выпала в иллюминатор. Она провела в океане много часов, пока ее не заметил рыбак. Все это время ребенок, не умевший плавать, держался за обломок самолета.

«[Когда прощался в аэропорту с женой и дочерью], я поцеловал их обеих. Потом моя жена обернулась и помахала рукой, а моя дочь — нет. Это был последний раз, когда я видел мою супругу живой», — рассказал потом журналистам отец выжившей девочки.

Фото: Reuters
Выжившая девочка. Снимок сделан спустя полгода после трагедии, на приеме в Марселе

Байя оказалась единственной, кому посчастливилось выжить в этой катастрофе. С этим может сравниться только история, когда в 1987 году в США из-за ошибки экипажа авиалайнер рухнул на дорогу вскоре после взлета: тогда из 157 человек спаслась только 4-летняя девочка Сесилия Сичан.

А 30 июня 2009 года самолет рухнул в Индийский океан в 6 км от берега при втором заходе на посадку, в 01.53. Это наблюдали и многие служащие из аэропорта:

«Самолет начал снижение на посадочную полосу. Но когда он был примерно на высоте 50 метров над ней, неожиданно, вместо того, чтобы коснуться ее, он резко ушел с оси полосы в сторону и совершил вираж в сторону моря, — говорил один из полицейских.

После этого лайнер пошел на второй круг, но снова безуспешно, „лайнер снова улетел и уже не вернулся“.

Фото: Reuters
Родные и друзья пассажиров аэробуса A310−300 из Йемена ждут новостей в кризисном центре в аэропорту Шарля де Голля в Париже, 30 июня 2009-го

Рейс выполняла государственная авиакомпания Йемена — Yemenia. Самолету на тот момент было почти два десятка лет, и к тому моменту он налетал уже 53 тысячи часов. Поисковую операцию проводили французы, поскольку представители Йемена заявили, что у них нет необходимой техники для поиска в океане.

Постепенно были найдены обломки аэробуса, тела погибших и, наконец, бортовые самописцы (впрочем, не все данные удалось расшифровать из-за повреждений).

Фото: Reuters
Французские специалисты, занятые в поиске погибших и „черных ящиков“. Июль 2009-го

Расследование поручили Национальному агентству гражданской авиации и метеорологии на Коморских островах. Французское Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации тоже направило группу следователей вместе со специалистами компании Airbus. Йемен подключил к расследованию свою техническую группу во главе с министром транспорта.

Фото: Reuters
Июль 2009-го, сотрудники авиакомпании Yemenia и родные их погибших коллег вышли с плакатами в Сане с требованием международного расследования аварии

Причины крушения вызвали ожесточенные споры. Известно, что погодные условия были неблагоприятными: сила ветра достигала 64 км/час, что совсем нетипично для летней погоды в этом регионе.

Официальный вывод следственной комиссии Коморских островов был таков, что экипаж оказался дезориентирован и неправильно действовал при заходе на посадку. Из-за плохой погоды почти все их внимание было занято навигацией и они упускали важные сигналы.

Фото: Reuters
Так выглядела взлетно-посадочная полоса в аэропорте Принц Саид Ибрагим в городе Морони в тот день, 30 июня

Кроме того, экипаж не был полностью подготовлен, а в стрессовой ситуации попросту растерялся, допустив значительное снижение скорости, из-за чего потеряли управление над самолетом и он „завалился“. Летчики почему-то не отреагировали на сигналы автоматики о сближении с землей, когда надо было набрать высоту.

Хотя власти Йемена утверждали, что за месяц до катастрофы самолет прошел полный техосмотр, но оказалось, что еще двумя годами ранее европейские эксперты признали состояние этого аэробуса неудовлетворительным из-за множества неполадок в его оборудовании, и более того — лайнер запретили использовать в воздушном пространстве Евросоюза. С тех пор он ни разу не летал над Европой. В одной из французских газет этот самолет даже обозвали „летающей урной“.

Фото: Reuters
Марш памяти жертв авиакатастрофы, через год после трагедии, в Марселе. В руках у людей транспарант: „Стоп летающим ржавым ведрам“

С выводами не согласились родные погибших французских граждан, спустя четыре года они в Париже протестовали по этому поводу, а в аэропортах активисты не позволяли пройти на рейсы, следующие в Йемен. И компания на какое-то время была вынуждена отменить часть полетов.

Вопросы были и к тому, почему в первой точке, в Париже, пассажиров забирал один самолет (аэробус A330−200), а уже в Сане, перед прилетом в конечный пункт Морони, его заменили на другой (аэробус A310−324).

Те, кто уже летал по этому маршруту, называли это „рискованным делом“ и жаловались на состояние техники. На этом направлении Yemenia фактически была эксклюзивным перевозчиком.

„Самолеты йеменских авиалиний уже десять лет в отвратительном состоянии и не соответствуют международным нормам. Там даже нет ремней — мы вынуждены держаться за сиденья. А багаж ставим рядом. Рано или поздно это должно было случиться“», — заявляли живущие во Франции выходцы с Комор.

«Коморское правительство знало об этом маскараде, который длится вот уже десять лет!», — продолжали другие.

Хотя в истории авиакомпании, нужно сказать, эта была первая трагедия. В самом Йемене — уже третий случай за историю гражданской авиации, но два предыдущих ЧП произошли из-за столкновения самолетов на взлетно-посадочной полосе, и обходилось без жертв.

Семьи погибших получили компенсации в размере 20 тысяч евро.

Фото: Reuters
Сотрудник авиакомпании Yemenia отдает дань памяти погибшей стюардессе, после того как гроб с ее телом прибыл в международный аэропорт Саны
Фото: Reuters
Сотни людей собрались в ноябре 2009 года в Морони, чтобы похоронить жертв авиакатастрофы. Потребовались месяцы, чтобы провести идентификацию — всего удалось опознать тела 83 человек.

Несогласные с выводами следствия так и остались при своем мнении. Что касается той единственной выжившей девочки, то сейчас ей уже 23 года. Вскоре после событий журналист Омар Гендуз вместе с ней написал автобиографию «Выжившая». Известный американский кинорежиссер Стивен Спилберг даже предложил приобрести права на экранизацию книги, но девушка отказалась.

Только в 2011 году вышел фильм Sole Survivor, где Бакари согласилась сняться среди тех, кто единственный выжил в авиакатастрофах.

-20%
-15%
-10%
-15%
-20%
-30%
-21%
-10%
-50%
0070970