Министерство обороны США во время военной кампании в Ираке наняло британское PR-агентство Bell Pottinger для изготовления фальшивых роликов с исламистской пропагандой, выяснили авторы проекта The Bureau of Investigative Journalism. В общей сложности Пентагон заплатил пиарщикам 540 миллионов долларов за несколько лет сотрудничества.

 

Пиар-агентство Bell Pottinger хорошо известно в Великобритании и считается одной из самых успешных компаний в своей отрасли. В частности, именно Bell Pottinger помогла создать Маргарет Тэтчер образ «железной леди»; агентство также сотрудничало с властями Бахрейна и Беларуси, занималось имиджем олигарха Бориса Березовского и жены сирийского президента Асмы Асад, сотрудничало с «Конгрессом неграждан Латвии».

В середине 2000-х, как следует из расследования британской некоммерческой расследовательской организации The Bureau of Investigative Journalism, Bell Pottinger по заказу командующего войсками США в Ираке Дэвида Пэтреуса изготовляла видеоролики различного содержания — в том числе и фальшивую исламистскую пропаганду, стилизованную под видео террористической группировки «Аль-Каида».

Bell Pottinger снимала для Пентагона три вида роликов в Ираке. Первый вид — сюжеты для телевидения, критикующие «Аль-Каиду» и выставляющие боевиков в негативном свете; эти ролики распространялись на правах рекламы. Второй вид продукции — подделки под сюжеты арабских телеканалов, в которых рассказывалось о терактах исламистов; потом их предлагали местным СМИ, тщательно скрывая американское происхождение роликов.

Третий и самый спорный вид роликов — фальшивая исламистская пропаганда. Сотрудники Bell Pottinger снимали видео, которое было практически неотличимо от пропагандистских роликов «Аль-Каиды». Цель таких роликов — выявить, кто именно и где их смотрит. Клипы (обычно записи были длиной около 10 минут) затем записывались на компакт-диски; американские солдаты разбрасывали их во время рейдов в домах иракцев. Видео на дисках были записаны в формате Real Player, который требовал подключения к интернету — таким образом можно было проследить, где смотрят ролики. Диски с фальшивой пропагандой попали и за пределы Ирака — как следует из расследования, их смотрели в Иране, Сирии и США. Была ли эта программа успешной и к каким результатам привело распространение фальшивой пропаганды, неизвестно.

Бывший руководитель Bell Pottinger Тим Белл подтвердил The Sunday Times, «<…> что его компания была задействована в „тайной“ военной операции, на которую распространяются различные договоренности о секретности», пишет The Bureau of Investigative Journalism.

В изготовлении роликов были задействованы около 300 человек, причем сотрудники Bell Pottinger работали как в Великобритании, так и в Багдаде; для выполнения некоторых работ нанимали жителей Ирака. Как следует из расследования, Пентагон потратил на изготовление роликов 540 миллионов долларов за период мая 2007-го по декабрь 2011-го. Bell Pottinger зарабатывала на исполнении контрактов Пентагона примерно 20 миллионов долларов ежегодно. Представители Пентагона и Bell Pottinger подтвердили факт сотрудничества — но в детали совместных проектов не вдавались. Структура пиар-агентства, которая занималась иракским проектом, сейчас уже не является частью Bell Pottinger.

 

{banner_819}{banner_825}
-15%
-21%
-20%
-15%
-20%
-25%
-10%
-25%
-20%
-23%