BBC News Русская служба


Эксперты новой подкомиссии Польши, которая расследует авиакатастрофу президентского самолета под Смоленском в 2010 году, заявили, что значительная часть материалов по делу была сфальсифицирована.

Место крушения Ту-154 под Смоленском. Фото: Reuters
Место крушения Ту-154 под Смоленском. Фото: Reuters

«Мы можем сказать, что значительная часть фактов в прежних отчетах была фальшивкой», — заявил глава подкомиссии Вацлав Берчиньский.

10 апреля 2010 года в результате крушения Ту-154М под Смоленском погибли все 96 пассажиров, находившиеся на борту, в том числе президент Польши Лех Качиньский и члены правительства.

Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета, состоящая по большей части из российских экспертов, в 2011 году пришла к выводу, что причиной катастрофы стала ошибка пилотов.

Следствие, проведенное польскими экспертами в период правления премьера Туска, в целом согласилось с выводами российских специалистов.

Однако некоторые польские политики поставили официальные итоги расследования под сомнение. В частности, Антоний Мацеревич, министр обороны и близкий соратник брата погибшего президента Ярослава Качиньского, настойчиво продвигает версию о том, что катастрофу якобы подстроили российские спецслужбы. В марте 2016 года Мацеревич прямо назвал катастрофу под Смоленском терактом.

В итоге Мацеревич добился создания новой подкомиссии по расследованию причин крушения президентского лайнера. В четверг в Варшаве члены новой комиссии дали первую большую пресс-конференцию с участием экспертов, госчиновников и польских журналистов.

«Я принял решение рассекретить и представить обществу материалы, касающиеся смоленской катастрофы», — заявил на пресс-конференции Антоний Мацеревич, отметив, что причиной возобновления расследования стала «несолидность» российской и польской комиссий.

Аргументы поляков

По словам главы новой подкомиссии Вацлава Берчиньского, большинство материалов о катастрофе было получено польской стороной из России. «Нашей задачей было выяснить, не подвергались ли они манипуляциям. Мы нашли доказательства, что некоторые данные подвергались манипуляциям», — сказал Берчиньский.

По его словам, в последние секунды полета «начали происходить странные вещи, которые старались скрыть за счет вырезания фрагментов звука» из записей черных ящиков. «Мы можем сказать, что значительная часть фактов в прежних отчетах была фальшивкой», — добавил он.

Член подкомиссии профессор Казимир Новачик заявил об обнаружении до сих пор неучтенных восьми секунд записей с бортовых регистраторов лайнера.

«Комитет сверил записи черных ящиков, изученных ранее, с исходниками Комиссии по расследованию авиационных происшествий Польши: в польском [изученном польской стороной] ящике были вырезаны три секунды, в российском — пять секунд. Мы сейчас расшифровываем российские пять секунд, это непросто, но мы уже услышали сигнал неисправности первого двигателя, генератора и обоих измерителей высоты», — сказал Новачик.

Также Новачик утверждает, что главы ВВС генерала Анджея Бласика не было в кабине пилотов — вопреки тому, что считалось ранее. Предполагалось, что он был в кабине и мог оказывать давление на экипаж.

Ранее в четверг официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя заявления представителей руководства Польши о том, что российская сторона причастна к крушению «борта номер один», сказала, что подобные высказывания ведут к ухудшению двусторонних отношений. По ее словам, министр национальной обороны Польши Антоний Мацеревич и глава МИД страны Витольд Ващиковский «отметились» целым рядом русофобских заявлений, которые выходят за грань абсурда.

В ходе опроса, проведенного в пятую годовщину катастрофы, лишь 20% поляков сказали, что ее причины были достаточно подробно объяснены. 31% полагает, что это было намеренное убийство или теракт.

Респондентов не спрашивали о том, кто мог стоять за такой акцией, но сторонники теорий заговора считают, что раз катастрофа произошла на российской территории, то ответственность за нее несет Москва.

Следствие, проведенное польскими экспертами в период правления премьера Туска, в целом согласилось с выводами российских специалистов, заявивших об ошибке пилота.

Польские эксперты заключили, что экипаж был обучен «поспешно и небрежно», вел самолет на слишком малой высоте и игнорировал автоматические предупреждения об опасности в погодных условиях, не позволявших видеть землю. Ту-154М затем задел деревья, потерял часть левого крыла, перевернулся и упал.

Но в отличие от российских экспертов, польские заявили, что виноваты и российские авиадиспетчеры, которые якобы неверно проинформировали экипаж о пространственном положении самолета.

-10%
-50%
-21%
-20%
-15%
-20%
-20%
-20%
-20%
-50%
-10%