19 апреля в рижский порт вошел американский эсминец «Дональд Кук» — с начала месяца его команда несет службу в Балтийском море в рамках операции по «вселению уверенности» в союзников США по НАТО. Ровно за неделю до прибытия в Ригу «Дональд Кук» стал участником инцидента с российскими "Су-24": два самолета ВВС РФ пролетели в опасной близости от американского эсминца. Первый помощник капитана корабля коммандер Мэттью Пауэл прямо на борту ответил на вопросы журналистов об инциденте с российскими самолетами. «Медуза» публикует расшифровку пресс-конференции.

Фото: Reuters
На фото, предоставленном ВМС США, виден самолет, предположительно российский "Су-24", пролетающий над американским эсминцем USS Donald Cook в Балтийском море. Фото было сделано 12 апреля и обнародовано военными 13 апреля 2016 года. Фото: Reuters

— Расскажите об инциденте с российскими самолетами. Что вы видели, что слышали? Что происходило?

— Мы занимались летной подготовкой с польскими моряками, когда два российских самолета пролетели очень близко к кораблю. Они летели на высоте около 100 футов (чуть больше 30 метров. — Здесь и далее - прим. «Медузы») и пролетели примерно в 30 футах от корабля (в девяти метрах). Мы попытались связаться с пилотами, как по-английски, так и по-русски, но не получили ответа. К счастью, ничего серьезного не произошло. Когда они улетели, мы вернулись к занятиям по летной подготовке. Весь инцидент длился около часа.

— Сколько людей находилось на борту?

— Чуть больше 300 человек.

— Насколько опасным вам показался этот инцидент?

— Когда самолеты пролетают так близко к кораблю, отказываясь выходить на связь, — это всегда очень опасно.

— Не думали ли вы, что на вас нападают?

— Нет. Мы могли [еще издалека] хорошо рассмотреть самолеты, и мы видели, что они не несут вооружений. И тем не менее: высокая скорость и небольшая высота полета, отсутствие связи — это очень опасно, может произойти авария, даже катастрофа.

— Вы считаете поведение российских пилотов безответственным?

— Да. Особенно принимая во внимание то, что в отсутствие связи мы не могли судить об их намерениях.

— Можете ли вы предположить, для чего они это делали?

— Нет. Отвечать за действия и намерения русских я не могу.

— Случалось ли такое с вашим кораблем раньше?

— Я служу на этом корабле не так давно, но в 2014 году подобный инцидент произошел в Черном море. В тот раз это тоже были российские самолеты.

— Высказывались предположения, что целью пролета было выведение из строя систем связи и наведения корабля.

(Коротко переговаривается с другими офицерами.)

— Вопрос в том, были ли созданы помехи для систем корабля? Нет, ничего такого мы не наблюдали.

— Если бы ситуация привела к столкновению или другому серьезному инциденту, кто бы нес за это ответственность?

— Думаю, на этот вопрос должны отвечать не военные, а представители Госдепартамента. В компетенцию команды этого корабля такие вопросы точно не входят.

— Расскажите о целях вашего пребывания в Балтийском море.

— Для нас нахождение здесь — хорошая возможность пообщаться с союзниками, отработать взаимодействие для обеспечения безопасности во всем регионе. Кроме того, для молодых моряков такие задания — это возможность увидеть части света, в которых они иначе вряд ли бы оказались.

— Куда вы направитесь из Риги?

— Из соображений безопасности мы не можем рассказывать о наших задачах.

После инцидента представители США направили российскому правительству жалобу в связи с пролетом "Су-24" в опасной близости от «Дональда Кука». Госсекретарь США Джон Керри назвал действия российских пилотов провокацией и заявил, что в сложившейся ситуации команда эсминца имела право открыть по самолетам огонь на поражение.

В Минобороны РФ заявили, что российские "Су-24" выполняли плановые учебно-тренировочные полеты над нейтральными водами Балтийского моря и при облете американского корабля соблюдали все меры безопасности. Официальный представитель ведомства Игорь Конашенков подчеркнул, что все полеты самолетов российских ВВС выполняются строго в соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами.

-50%
-35%
-35%
-12%
-10%
-10%
-25%
0068422