168 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Паша «Мясной король». Как популярный гродненский блогер занялся мясным мини-бизнесом, который вдруг «выстрелил»
  2. В Беларуси готовят указ по банковскому мошенничеству. Что планируют изменить
  3. Знак госслужащего, планы на День Победы, «мясной король» и 10 необычных экскурсий — все за вчера
  4. «Зимой мы здесь живем совершенно одни». История пары, которая переехала из города в деревню
  5. Семья минчан построила дом в дачном поселке и живет там круглый год. Вот как там все устроено
  6. Что в ВОЗ ответили на слова Лукашенко о том, что Беларуси ничем не помогли в борьбе с COVID-19
  7. СМИ назвали фамилию еще одного возможного фигуранта по «делу о госперевороте»
  8. Скардино рассказала, как живет в Швейцарии и планирует ли возвращаться в Беларусь
  9. Помните айтишника с БЧБ-флагом на балконе, у которого забрали машину? Узнали, что с авто сейчас
  10. Куда съездить в выходные? 10 необычных экскурсий по Беларуси для любопытных туристов
  11. Рынок новых авто в апреле. Как дела без Skoda Rapid?
  12. Мингорисполком отказал в проведении отдельного шествия «Бессмертный полк»
  13. Приближается 9 Мая. Как можно поздравить ветеранов и помочь им (в том числе финансово)
  14. Школьница написала на асфальте «Жыве» и попала в РУВД за пикет. Рассказываем, чем все закончилось
  15. Теперь официально: ветераны ВОВ не получат в этом году единовременные выплаты к 9 Мая
  16. «Мы с Колей жили в этом домике». Показываем, где находится «любимый дворец» Лукашенко
  17. Лукашенко: Нам нужны действительно государственные люди
  18. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  19. «Заинтересовали вещи определенных цветов». К дизайнерам Honar пришел с проверкой Госстандарт
  20. «Среди покупателей есть и обычные пенсионеры». В Минске переоткрылась ремесленная пекарня Lёn
  21. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  22. «Органы внутренних дел не дадут омрачить великий праздник». Милиция рассказала, как будет работать 9 мая
  23. В МИД Беларуси ответили на призыв «Большой семерки» провести новые выборы
  24. Почему на лице появляются пигментные пятна и как от них избавиться. Комментирует дерматолог
  25. «На 19 мая у него был обратный билет в Норильск». Что известно о докторе, которого задержали в Борисове
  26. «Новые отношения меня не пугают». Одно утро с Юлией Курьян
  27. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками
  28. Юрий Мельничек: «Когда наступит Беларусь 2.0, все отыграет назад достаточно быстро»
  29. Опубликован список экс-силовиков, которых Лукашенко лишил званий
  30. Вы хорошо ориентируетесь в простых вопросах экономики?
BBC News Русская служба


Официальная версия о том, что стало причиной крушения самолета А321 российской авиакомпании «Когалымавиа» на Синае, по-прежнему отсутствует. На фоне заявлений джихадистов «Исламского государства» о том, что это они ответственны за катастрофу, и комментариев экспертов о том, что самолет развалился в воздухе, версия о взрывном устройстве на борту лайнера остается неопровергнутой.

Аэропорт в Шарм-эль-Шейхе. Фото: sharm-el-sheikh-airport.com
Аэропорт в Шарм-эль-Шейхе. Фото: sharm-el-sheikh-airport.com

Эта версия — далеко не единственная, но ее жизнеспособность косвенно подтверждается заявлениями правительства Великобритании и разведки США. Эти страны принимают экстренные меры безопасности. Так, Великобритания приостановила полеты национальных авиалиний в Шарм-эль-Шейх и обратно.

В Египте и в России версию взрыва не подтверждают и призывают дождаться окончания следствия.

Вместе с авиационными экспертами Русская служба Би-би-си попыталась разобраться, возможно ли в 2015 году пронести бомбу на борт пассажирского самолета, как организована безопасность предполетной подготовки и каковы её слабые места.

Какими правилами регулируется безопасность в аэропортах?

Основу правил безопасности для персонала аэропортов составляют требования международной ассоциации гражданской авиации, ИАТА. Ассоциация разработала четкий свод правил, которые должны соблюдаться во всех аэропортах мира. Огромная часть этих правил посвящена безопасности в аэропортах — технических, административных вопросов, функционирования систем связи и документооборота, подготовки персонала и многих других аспектов. Только один стандартный опросник из тех, которые аудиторы ассоциации используют для оценки безопасности аэропортов, состоит из более 50 вопросов, размещенных на 112 страницах.

Помимо требований ИАТА, каждая страна формирует собственные критерии безопасности в своих аэропортах. В России, например, работает ряд уникальных мер безопасности — это дополнительные рамки на входе в аэровокзалы и создание 50-метровой буферной зоны вокруг них.

«На сегодняшний день действует масса документов в области обеспечения авиационной безопасности, транспортной безопасности… есть воздушный кодекс, который регулирует все эти вопросы в аэропортах. Существует огромное количество приказов, указов и федеральных авиационных правил по обеспечению безопасности. В последнее время вышли еще несколько законодательных актов — в том числе 16-й ФЗ о транспортной безопасности, где также упоминаются аэропорты. Как будто бы всё прикрыто. Всё, что можно и нельзя — всё прикрыто и всё сделано», — говорит генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев.

С чего начинается безопасность в аэропорту?

«Сейчас все методы безопасности, которые мы с вами видим как пассажиры, рассчитаны на предотвращение проникновения на борт смертника, проносящего взрывчатые вещества — собранные или не собранные — на себе. С собой в салон», — говорит авиационный эксперт, бывший конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич.

Именно это — главное в системах досмотра пассажиров и багажа во всех аэропортах мира. «Мы не можем, к примеру, пройти регистрацию, отдать багаж и не полететь. Рейс будет задержан, наш багаж будет снят. Вся система, которую мы видим, построена на этом», — говорит эксперт.

Именно поэтому эксперты полностью исключают, что взрывное устройство — если оно существовало — было пронесено на борт одним из пассажиров.

«В данном случае, если была заложена бомба на борт, она, скорее всего, не была принесена одним из пассажиров, потому что там все пассажиры — наши граждане. Если говорить о том, что бомбу пронес пассажир, то надо предполагать, что, во-первых, там кого-то завербовали, а во-вторых — что он прошел сквозь все препоны службы безопасности», — говорит Лукашевич.

С ним согласен и Виктор Горбачев.

«То, что на борт пронесли бомбу, полностью исключается. Не на 100 процентов, а на 200. Во-первых, работала система безопасности. Во-вторых, это чартерный рейс с курорта. Человек, который только что провел две-три недели на море — он наденет на себя пояс шахида и войдет? Полностью исключается», — говорит он.

С другой стороны, соглашаются эксперты, взрывное устройство вполне могло попасть на борт в ходе заправки и загрузки багажа. Для разгерметизации багажного отсека было бы достаточно взрывного устройства весом в 200−300 грамм. Распределение фрагментов самолета по земле — хвост был обнаружен на некотором расстоянии от основной части фюзеляжа — также не противоречит этой версии.

Кто имеет доступ к борту перед вылетом?

«Дело в том, что самолет — до посадки пассажиров — обслуживается в аэропорту аэродромными службами. Они, грубо говоря, убирают салон, они очищают туалет, заливают какие-то жидкости, они его заправляют и так далее. Загружается багаж в багажные отсеки. Вот здесь возможно проникновение к самолету человека — и можно предположить, что он может обладать некоторыми авиационными навыками, то есть знает, где заложить бомбу, чтобы рвануло сразу», — замечает Лукашевич.

Проникновение на борт по правилам возможно только в присутствии экипажа. «Там всегда есть принимающий экипаж, который контролирует, что сделали эти люди: салфетки убрали, почистили туалет, еще что-то сделали… это контролирует экипаж. Все, что происходит с самолетом вовне, — загрузка багажа, заправка самолета — экипаж не контролирует. Это целиком ответственность аэродромных служб», — поясняет эксперт.

Технических работников аэропорта проверяет служба безопасности, они проходят обучение, но, как говорит Виктор Горбачёв, риск от этого только уменьшается, а не исчезает полностью.

«Поэтому, если здесь был взрыв бомбы не смертника, а она где-то взорвалась в самолете — где-то в конструкции, в багажном отделении и так далее, это стопроцентно ответственность аэродромных служб аэропорта, и не зря сейчас проходит информация о том, что уволен директор аэропорта Шарм-эш-Шейха. Египтяне, выдвигая техническую версию, тем не менее по каким-то одним им известным причинам увольняют директора аэропорта. Значит, их проверки уже что-то выявили. Либо это факты, которые прямо указывают на возможность диверсии, либо это прореха в службе безопасности, которую они сочли неприемлемой, и начальника уволили», — считает генеральный директор ассоциации «Аэропорт».

-10%
-20%
-30%
-15%
-50%
-10%
-20%
-50%
-15%
-25%
-10%