13 октября Совет безопасности Нидерландов представит результаты международного независимого расследования катастрофы. Главные вопросы, на которые должны ответить эксперты, — что на самом деле произошло 17 июля 2014 года в небе над Донецком и кто виноват в крушении авиалайнера.

Фото: Reuters
На месте крушения самолета 17 июля 2014 года в районе поселка Грабово в Донецкой области. Фото: Reuters

Как это было

Пассажирский Boeing 777 малайзийской авиакомпании упал на территории Украины в 60 километрах от российской границы 17 июля 2014 года. На борту находилось 283 пассажира и 15 членов экипажа. Все они погибли. Самолет летел на разрешенной высоте — 10 километров, небо над Донбассом было открыто для полетов. Лайнер, выполнявший рейс, эксплуатировался 17 лет и был исправен. По данным авиакомпании, экипаж перед крушением сигнал тревоги не подавал.

Фото: Reuters
Пассажирский авиалайнер Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines летит над Польшей из Амстердама в Куала-Лумпур 12 апреля 2012 года. Спустя два года самолет потерпит крушение на востоке Украины 17 июля 2014 года. Погибли все 295 человек на борту. Заурядная фотография полета авиалайнера станет едва ли не единственной, где воздушное судно изображено в полете. Фото: Tomasz Bartkowiak / Reuters

Напомним, после Евромайдана в Киеве и смены руководства в Украине, в апреле 2014 года пророссийские активисты объявили о создании Донецкой и Луганских народных республик. После чего на юго-востоке страны власти начали антитеррористическую операцию, которая переросла в многомесячный вооруженный конфликт между украинскими военными и сепаратистами. В результате боевых действий на Донбассе за полтора года погибли около 8 тысяч человек и почти 18 тысяч получили ранения, сотни тысяч людей стали переселенцами.

Кто кого обвиняет

Основная версия крушения — самолет был сбит ракетой, только каждая из сторон интерпретирует развитие событий по-своему.

Власти Украины сразу же обвинили Россию в том, что авиалайнер был сбит сепаратистами Донбасса из российского комплекса «Бук».

Президент Петр Порошенко выступил с заявлением:

«За последние дни это уже третий трагический случай после того, как с российской территории были сбиты самолеты „АН-26“ и „Су-25“ Вооруженных сил Украины. Мы не исключаем, что этот самолет также был сбит, и подчеркиваем, что Вооруженные силы Украины не совершали никаких действий по поражению целей в воздухе».

США и их союзники поддерживают версию украинских властей.

Россия утверждает, что не имеет к происшествию отношения и выдвигает версию, что самолет по ошибке могли сбить украинские военные. Минобороны России сообщало о том, что лайнер мог сбить украинский штурмовик «Су-25», который был замечен российскими военными 17 июля на расстоянии 3−5 км от Boeing 777. Однако версия не имела прочной доказательной базы.

Фото: Reuters
Cепаратисты передают «черные ящики» упавшего Boeing специальному представителю правительства Малайзии полковнику Мохду Сакри. Донецк, Украина, 22 июля 2014 года. Фото: Maxim Zmeyev / Reuters

Версии и эксперименты

9 сентября 2014 года Совет по безопасности Нидерландов опубликовал отчет о причинах крушения Boeing, где указывалось, что технических неисправностей самолета или ошибки экипажа не обнаружено. Повреждения передней части летательного аппарата, вероятнее всего, указывают на поражение самолета извне большим количеством мелких объектов. Эти повреждения привели к потере структурной целостности корпуса и его разлому на несколько частей во время полета. Отчет не давал ответа на вопрос, кто может быть причастен к крушению лайнера.

Голландский прокурор Фред Вестербеке, который возглавляет расследование, в июле этого года сообщил, что версия с «Буком» является основной. По его словам, все усилия по расследованию направлены на то, чтобы узнать, что стало причиной трагедии и, указать на тех, кто несет за это ответственность.

Независимая экспертная группа Bellingcat опубликовала полную версию доклада по расследованию крушения Boeing на Донбассе. Авторы пришли к выводу, что самолет «Малайзийских авиалиний» был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук» российского происхождения.

Российский концерн ПВО «Алмаз-Антей» провел эксперимент, в рамках которого был взорван списанный Boeing. В «Алмаз-Антее» заявили, что предварительный анализ результатов эксперимента подтвердил версию концерна об условиях встречи ракеты с самолетом, озвученную ранее. Результаты эксперимента будут опубликованы 13 октября.

Фото: Reuters
Следователи работают на месте крушения Boeing «Малайзийских авиалиний». Установленный знак предупреждает о том, что останки жертв все еще могут находиться на месте крушения. Деревня Грабово, Донецкая область, 16 апреля 2015 года. Фото: Igor Tkachenko / Reuters

Кто занимался расследованием

Международная комиссия по установлению обстоятельств крушения лайнера должна была установить:

  • причины катастрофы;
  • почему полет проходил над зоной вооруженного конфликта;
  • что происходило на борту непосредственно перед крушением.

Ответственных за катастрофу комиссия не назовет. Как и в предварительном докладе, это не входило в задачу расследования.

В расследовании принимали участие эксперты из Австралии, Франции, Германии, Индонезии, Италии, Малайзии, России, Украины, Великобритании, США и Европейского агентства авиационной безопасности, Межгосударственного авиационного комитета, а также представители Международной организации гражданской авиации (ICAO).

Виновных должна назвать Международная следственная группа, в которой работали специалисты из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. Эта группа ведет уголовное расследование гибели людей с рейса МН17. Группа была создана в августе 2014 года по инициативе Евроюста (Агентство Евросоюза по координации судейской и прокурорской деятельности).

Накануне публикации итогов расследования в малайзийской газете появилась информация, что Россия недовольна ходом расследования, т. к. Нидерланды игнорируют предоставляемую им «всестороннюю информацию». Письмо написано в российском Федеральном агентстве воздушного транспорта, под ним стоит подпись Олега Сторчевого, замглавы этого ведомства и официального представителя РФ в комиссии по расследованию причин катастрофы Boeing над Донбассом.

Российская сторона утверждает, что Нидерланды проигнорировали один из базовых принципов расследования воздушных инцидентов — последовательность заключений. Вместо того чтобы изучить характер повреждений самолета, сразу же было заявлено, чем и откуда был сбит лайнер. Затем уже начался поиск улик для подтверждения заявленных версий.

В Кремле сожалеют, что ряд фактов, предоставленных РФ при расследовании катастрофы MH-17, не принимаются во внимание, сообщил ТАСС пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он также отметил, что российские эксперты изучат итоги расследования, которые будут озвучены 13 октября.

Международный трибунал

В июле 2015 года министры иностранных дел Украины, Малайзии, Австралии, Нидерландов и Бельгии призвали Совет Безопасности ООН создать трибунал по крушению пассажирского Boeing. Малайзия внесла в Совбез резолюцию о создании трибунала для установления виновных в гибели лайнера. Россия выступила против. Президент России Владимир Путин посчитал, что создание трибунала является «преждевременной и контрпродуктивной мерой». Россия внесла в Совбез свой проект резолюции, где предлагалось привлечь к расследованию новую сторону и выражались сомнения в объективности текущего расследования. В итоге за резолюцию Малайзии проголосовали 11 стран — членов СБ, что достаточно для одобрения документа. Однако Россия воспользовалась правом вето и заблокировала ее принятие.

Позже СМИ утверждали, что в их распоряжении имеется устав трибунала, в котором говорится, что его предлагается создать на основе главы VII Устава ООН, которая разрешает применение санкций и силы в отношении стран, которые не исполняют требования резолюции. Из документа следует, что ответственность за катастрофу могут нести не только исполнители, но и те лица, кто выносил приказ, подстрекал или побуждал к совершению преступления. В частности, в документе речь идет о военных командирах или лицах, действующих в роли таковых, которые не приняли всех необходимых мер для предотвращения катастрофы.

Фото: Reuters
Постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин на заседании Совета Безопасности ООН. Фото: Reuters

В конце сентября министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп заявила, что Украина, Австралия, Малайзия, Бельгия и Нидерланды могут создать собственный трибунал. По словам министра, создание суда, который не требует утверждения со стороны ООН, возможно в следующих случаях:

  • в рамках договора между странами, граждане которых погибли в результате крушения самолета;
  • проведение уголовных процессов в каждой из пострадавших стран;
  • повторная подача резолюции ООН о создании суда после того, как официальное расследование крушения самолета, которое проводят Нидерланды, завершится.

Однако 12 октября посол Нидерландов в Москве Рон ван Дартел заявил, что страны, входящие в международную следственную группу (Австралия, Нидерланды, Малайзия, Бельгия и Украина) по расследованию крушения Boeing, больше не будут пытаться учредить международный трибунал, а ищут альтернативу. Среди обсуждаемых вариантов — расследование в рамках Международного уголовного суда или проведение межгосударственного суда стран международной следственной группы, рассказал посол в интервью РИА «Новости».

Ответ на главный вопрос — кто будет нести ответственность за крушение самолета в Украине — по-прежнему остается открытым.

Читайте также:

Крушение малайзийского «Боинга» над Украиной. Все новости по теме

Фотофакт. Неоконченный полет: трагедия рейса MH17 год спустя

-10%
-30%
-18%
-10%
-25%
-10%
-50%