1. Можно ли отсрочить климакс? Гинеколог отвечает на важные вопросы
  2. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  3. Тысячи сотрудников «Нафтана» и «Гродно-Азота» могут не получить допуск к работе по медицинским показаниям
  4. Украина ввела дополнительные ограничения на границе с Беларусью
  5. Врач рассказывает, по каким симптомам узнать пневмонию
  6. Что происходит в стране 13 апреля
  7. «В Беларуси не ценил того, что имел». Физик отчислился из БГУ и изучает бозон Хиггса в Германии
  8. На какие курорты из Беларуси у туроператоров этим летом запланированы полеты?
  9. «Самая длинная 16 сантиметров». Дома у минчанки живут 34 улитки. Смотрите, какие они красивые
  10. Секондам запретили продавать новые вещи. Как рынок б/у одежды отреагировал на нововведение
  11. Начался суд по делу о наезде BMW на силовиков 11 августа. Водителю грозит до 25 лет тюрьмы
  12. Самые теплые, крепкие и дешевые стены: сравнили газосиликат, керамзитобетон и керамические блоки
  13. Цена биткоина впервые в истории превысила 62 тысячи долларов за монету
  14. Купаловский восстановит поставленный 20 лет назад спектакль. Названы фамилии новых актеров
  15. Биатлонистка Сола честно рассказала о позиции, народной любви и собственном гнездышке в Новой Боровой
  16. Белорусов стали массово приглашать на вакцинацию от коронавируса. Узнали, как проходит процедура
  17. С 13 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  18. Euronews прокомментировал прекращение вещания в Беларуси
  19. Умер «песняр» Леонид Борткевич
  20. Бывшая жена Ивана Вабищевича: «Когда увидела интервью Вани о нашем расставании, у меня был шок»
  21. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  22. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  23. Как река превращается в море. Большая вода на Полесье
  24. Терапевт — о лайфхаках, которые сохранят здоровье офисным сотрудникам
  25. «Самое благоприятное время для продавцов». Что происходит на вторичном рынке квартир в Минске
  26. «Мне говорили: «Лучше бы ты мужа нашла и варила ему борщи!». История молодой трактористки Наташи
  27. Это последние дни, за которыми что-то наступит. Чалый рассуждает о настроениях разных белорусов
  28. Врача-невролога Руслана Бадамшина уволили — в день выхода из СИЗО он пришел на работу позже
  29. Задержан глава партии БНФ Григорий Костусев. Он — подозреваемый по уголовной статье
  30. Россия отменила все чартеры в Турцию. Россияне полетят через нас или снизятся цены? Спросили экспертов


Новые вокзалы в больших городах страны напоминают аэропорты. На отведенных под скоростные поезда перронах в дверях каждого вагона стоят проводницы в форме в ожидании отправки состава. Продолговатые на вид, поезда похожи на технику европейских и японских марок. Однако в отличие от других отраслей экономики это не копии: когда китайским производителям понадобились определенные комплектующие, они приобрели их, поставив потенциальных продавцов в жесткие конкурсные условия.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

В китайских скоростных поездах бывает первый и второй класс. У каждого места имеется розетка. На расположенном в передней части вагона табло указаны скорость поезда и следующая станция. Здесь также есть несколько кулеров с горячей водой (если кому-то захотелось выпить чая), а проводники периодически провозят тележки с напитками, лапшой и прочими блюдами.

В 2003 году китайская сеть железных дорог занимала третье место в мире (75 тысяч километров), уступая только США и России. Тогда власти дали старт масштабной программе скоростных линий, первые из которых начали работу в 2007 году. Сегодня на них приходится 10 тысяч километров. Вся железнодорожная сеть страны в общей сложности составляет 98 тысяч километров.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

В Китае первые поезда появились с приходом Запада в 1840 году. То была эпоха опиумных войн, и железные дороги облегчали перемещение английских и французских войск. Как бы то ни было, получившие образование в Европе и США китайские инженеры поняли перспективность нового транспорта. Во второй половине XIX века они приняли эстафету у Запада и проложили железные дороги на север и юг страны, соединив тем самым Янцзы и Хуанхэ. В 1931 году японцы оккупировали Манчжурию (северо-восток Китая). Они расширили дороги, которые проложили за 40 лет до этого русские (им нужно было добираться до базы в Порт-Артуре). Начиная с 1949 года и победы коммунистов развитие железных дорог получило мощный толчок и первые 10 лет пользовалось поддержкой Советского Союза. Сам Мао с удовольствием ездил по стране на поезде.

Решение о модернизации железнодорожной сети были принято в Пекине в начале 2000-х годов. Влияние Министерства железных дорог возросло на порядок. Сначала оно обратилось к немецкой Siemens, которая предложила расширить посадку своих вагонов, чтобы она соответствовала принятым в Китае стандартам. В Alstom не захотели проводить подобную адаптацию и решили выйти из конкурса. В конечном итоге Пекин остановил свой выбор на Kawasaki, чьи поезда изначально подходили под принятые в стране нормы. Получив от японской компании недостававшую им часть технологий, китайские конструкторы выпустили в 2010 году CRH 380, который установил новый мировой рекорд для серийного поезда, достигнув скорости в 480 км/ч.

Как бы то ни было, сейчас в Китае ни один поезд не ездит на таких скоростях. После происшествия 2011 года и последовавшего за ними расследования, все предпочитают вести себя осторожнее.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

В развитии китайских скоростных линий наметился серьезный спад в феврале 2011 года, когда министр железных дорог Лю Чжицзюнь попал под арест. В 2013 году смертный приговор заменили для него пожизненным сроком. Его самого и его окружение обвинили в расхищении 4% от суммы всех договоров, которые он подписывал, будучи министром. Кроме того, в 2012 году долги Министерства железных дорог составляли 61,8% его активов: 2,66 триллиона юаней или 321 миллиард евро. Возникли сомнения и насчет ходовых качеств китайских поездов.

Что еще хуже, через пять месяцев после ареста Лю Чжицзюня, в июле 2011 года в Вэньчжоу произошла страшная авария: два поезда столкнулись, унеся с собой жизни 40 человек. Причиной, по всей видимости, оказалась гроза: из-за нее движение было остановлено, а затем поезда вновь начали движение по маршрутам на разных скоростях при том, что диспетчеры не распланировали график.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

После этой черной полосы строительство высокоскоростных линий в Китае все же вновь начало набирать обороты. Опорой ему служит укрепляющий позиции в стране средний класс. С 2011 года 50% китайцев живут в городах. К 2020 году этот показатель поднимется до 60%. В полутора десятках агломераций сегодня насчитывается от одного до более чем 20 миллионов жителей. Потребность местной «буржуазии» в мобильности напоминает позицию пассажиров скоростных поездов во Франции. В Китае примерно 300 миллионов человек регулярно пользуются скоростными поездами в поездках на расстояния от 100 до 150 километров. Так, например, путь из Шанхая в Нанкин занимает 75 минут с возможной остановкой в Сучжоу и Уси. Если на поезде можно добраться до места менее, чем за три часа, условия складываются не в пользу самолета. Несколько авиамаршрутов вроде Пекин-Тяньцзинь и Пекин-Цзинань были упразднены по причине потери рентабельности.

Инфраструктура

Несмотря на бурное развитие высокоскоростных поездов, традиционные линии тоже никуда не делись. За последние годы в города перебрались 250 миллионов бывших сельских жителей. По праздникам они обычно возвращаются в родную провинцию, чтобы увидеть родителей или даже жену и детей.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Грузовой транспорт тоже использует традиционные линии. В первую очередь, это касается перевозок угля, который сегодня служит для производства 70% потребляемой в стране электроэнергии.

7 миллионов тонн потребляемого ежегодно угля добываются по большей части на севере, во Внутренней Монголии, Шэньси и Синьцзян-Уйгурском автономной районе. Топливо идет преимущественно в центральные и восточные районы страны, где находятся ТЭС, металлургические заводы и химические предприятия.

Уголь особенно необходим зимой, но запасы формируют летом. И раз одних поездов для этого недостаточно, значительная часть объемов приходится на грузовики. Поэтому в 2010 году в течение 11 дней на идущих в Пекин дорогах возникло около ста огромных пробок. Примерно 40 человек погибли от жажды, а заболеваемость резко пошла вверх. С тех пор власти всячески стараются избежать повторения подобной драмы. Но развитие грузового железнодорожного транспорта остается для них приоритетной задачей.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Сохранение большого объема крупных проектов (а, следовательно, и экономической деятельности) имеет огромное значение для Китая, где наметившиеся признаки замедления темпов роста вызывают беспокойство властей. Железная дорога по-прежнему остается одной из главных областей инфраструктурных достижений. По заявлению нынешнего министра Шэна Гваньжу, государственные инвестиции в сектор составляют 650 миллиардов юаней (79 миллиардов евро) в год. И это позволяет ежегодно прокладывать более 5 тысяч километров новых путей.

Кроме того, несмотря на аварию 2011 года китайские ноу-хау в железнодорожной сфере по-прежнему пользуются доверием по всему миру. Китайские рабочие проложили несколько линий в Африке. Кроме того, во время визита в Бразилию в мае этого года премьеру Ли Кэцяну удалось договориться о реализации масштабного проекта: строительстве железной дороги через всю Амазонию.

Фото: Reuters
Фото: Reuters
-99%
-70%
-25%
-5%
-50%
-10%
-30%
-30%
-10%
-30%
-20%
0070970