109 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  2. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  3. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  4. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  5. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  6. Минское «Динамо» обыграло СКА в четвертом матче Кубка Гагарина
  7. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  8. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  9. Акции в честь 8 Марта и непризнание Виктора Лукашенко президентом НОК. Онлайн прошедшего дня
  10. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  11. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы
  12. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  13. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  14. МОК не признал Виктора Лукашенко президентом НОК Беларуси
  15. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  16. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  17. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  18. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  19. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  20. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  21. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  22. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  23. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  24. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  25. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  26. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  27. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  28. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  29. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  30. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты


14 июля в Совете Безопасности ООН на уровне экспертов началось обсуждение проекта резолюции о создании международного трибунала по крушению в Украине самолета "Малайзийских авиалиний". К чему призывают авторы резолюции и почему в России не поддерживают инициативу о создании трибунала – в материале ТАСС.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

История вопроса

9 июля Малайзия внесла на рассмотрение Совета Безопасности ООН проект резолюции, призывающий к созданию международного трибунала для уголовного преследования ответственных за крушение в Украине Boeing "Малайзийских авиалиний" (авиакатастрофа произошла в июле 2014 года).
 
Авторы резолюции заявляют, что создание трибунала станет "эффективной гарантией независимого и беспристрастного процесса обеспечения ответственности". В документе указывается, что все страны - члены ООН должны в полной мере сотрудничать с трибуналом. При этом трибунал предполагается создать по модели существующих международных судебных органов, специализирующихся на уголовном преследовании ответственных за серьезные преступления (в частности, международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии). Саму катастрофу авторы документа предлагают квалифицировать как "угрозу международному миру и безопасности".
 
Власти Малайзии заявили, что создание международного трибунала – это "правильный путь, который полностью поддерживают Австралия, Бельгия, Нидерланды и Украина".
 
В Совете Безопасности ООН уже началось обсуждение проекта резолюции на уровне экспертов. В МИД РФ при этом призывают дождаться завершения расследования причин катастрофы.
 

 

"Предлог использовать трагедию"

Создание международного трибунала по катастрофе малайзийского самолета не является адекватным механизмом привлечения к ответственности виновных в трагедии, заявили в российском внешнеполитическом ведомстве.
 
В МИД РФ обратили внимание, что до настоящего времени "не было прецедентов создания международных трибуналов для уголовного преследования лиц, виновных в актах, направленных против гражданской авиации".
 
"Поспешность в продвижении резолюции и ее расширенный охват дают повод думать, что отдельные государства пытаются найти предлог использовать трагедию МН-17 (этим рейсом следовал потерпевший крушение самолет. - Прим. ред.) для оказания давления на Россию", - подчеркивается в комментарии Министерства иностранных дел.
 
"Имеющиеся примеры международных трибуналов - МТБЮ (по бывшей Югославии) и МТР (по Руанде), к сожалению, убеждают в обоснованности такого скептицизма - их деятельность неэффективна, затратна, носит затяжной характер и является крайне политизированной. Эти судебные органы существуют уже более двадцати лет, но так и не завершили свою деятельность приемлемыми результатами", - заявляют в МИД.
 

Россия заинтересована в тщательном расследовании

Россия заинтересована в тщательном и объективном международном расследовании крушения малайзийского Boeing, подчеркивается в комментарии внешнеполитического ведомства.
 
В МИД РФ отметили, что российским специалистам, по сути, отказано в равноправном и полном доступе к материалам, имеющимся у международной группы по техническому расследованию катастрофы, при этом "российские специалисты, обладающие как значительным опытом в расследовании авиакатастроф, так и экспертными знаниями в области авиастроения и ракетостроения, а также имеющие существенные технические возможности по проведению необходимых экспертиз, могли бы оказать серьезное содействие в расследовании этой трагедии".
 
"Сейчас необходимо дождаться окончания расследования, а не принимать каких-то скоропалительных резолюций о создании трибунала. Эта тема очень чувствительная и серьезная, поэтому она требует тщательной проработки и доведения до конца расследования ситуации с катастрофой малайзийского Boeing", - пояснил Геннадий Гатилов, заместитель главы МИД РФ.
 
Представители МИД РФ неоднократно подчеркивали, что не удовлетворены ходом расследования катастрофы.
 

"Задача определить виновных в инциденте только пострадает"

Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин заявил, что не видит у проекта резолюции и статута предлагаемого трибунала "никакой перспективы". По оценке дипломата, эти документы "надо отложить в сторону, дождаться результатов расследования и потом уже подумать, как эффективнее организовать судебное разбирательство".
 
Статут трибунала "сформулирован так, что он смог бы заниматься не только историей с Boeing, но и вообще чем угодно", пояснил Чуркин. "К сожалению, создается впечатление, что речь идет о попытке организовать грандиозное политическое шоу, от чего задача определить виновных в инциденте только пострадает", - считает постпред России при ООН.
 
В принятой сразу же после авиакатастрофы резолюции СБ ООН 2166 "содержится требование "привлечь к ответственности лиц, виновных в этом инциденте", однако "решать задачу надо прагматично и эффективно с учетом имеющегося положительного и негативного опыта", отметил также Чуркин и подчеркнул, что "нагромождение структур лишь помешает делу".
 

Анализ аргументов

Постпред обратил внимание, что подобные инциденты с самолетами случались и ранее, но никаких международных трибуналов не создавалось. "Когда объектом террористической атаки стал американский самолет, упавший на территории Шотландии (так называемое дело Локерби 1988 года), вопрос об учреждении международного трибунала никем не поднимался, хотя СБ ООН принял в свое время несколько резолюций по этой теме", - отметил дипломат.
 
Чуркин также сообщил, что в качестве аргумента авторы проекта резолюции ссылаются на прецедент трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде. "Но ведь совершенно невозможно сравнить конфликт в бывшей Югославии или геноцид в Руанде с тем, что над Украиной, судя по всему, был сбит гражданский самолет. К тому же ссылка на МТБЮ скорее отпугивает. Трибунал по Югославии поражает своей забюрократизированностью и неповоротливостью. Он работает уже более 20 лет, накопив массу нареканий", - заявил Чуркин.
 
Дипломат не согласился с предложением подвести крушение Boeing-777 под определение "угроза международному миру и безопасности" и сослаться на главу VII Устава ООН, позволяющую вводить санкции.

"Как говорят юристы, одиночный акт не может так квалифицироваться. Поэтому Совету Безопасности ООН здесь просто нечего делать, не говоря уже о том, что такого определения нет в резолюции 2166 и вводить его "задним числом" некорректно", - заключил дипломат.
 

 

Международный трибунал. "Протащить под сурдинку"

"Мы свою позицию с самого начала обозначили вполне развернуто, честно и открыто. Во-первых, есть резолюция СБ ООН 2166, которая постулирует необходимость эффективного, справедливого расследования этого инцидента и привлечения к ответственности всех виновных, - обратил внимание уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов. - На протяжении длительного времени Россия призывала западных коллег, в том числе постоянных членов СБ ООН, не забывать об этой резолюции, выполнять ее, проводить более эффективно и динамично расследование, которое до сих пор не завершено".

Долгов отметил, что сейчас нет оснований говорить о близком завершении расследования и до настоящего времени обнародовались только его предварительные итоги, "вызывающие у российских экспертов вполне оправданные, очень серьезные вопросы, которые мы транслировали и Нидерландам, и Малайзии, другим заинтересованным странам".
 
"На эти вопросы нет ответов. Никто не согласовывал с нами проект резолюции, идею вбросили достаточно быстро, чтобы принять за считанные дни. Так не делается, - сказал Долгов. - То есть забыли об одной резолюции, фактически не отвечали на наши призывы работать над резолюцией 2166, а теперь хотят "протащить под сурдинку" очень далеко идущий документ, который в случае принятия мог быть подвергнут самым широким трактованиям и толкованиям".

Россия подтверждает приверженность выполнению всеми сторонами принятой по инициативе РФ резолюции 2166 СБ ООН, предусматривающей необходимость проведения всестороннего, независимого и тщательного международного расследования авиакатастрофы, а также обеспечения на его основе неотвратимости наказания лиц, виновных в совершении этого преступления.
 

Катастрофа и ход расследования

Пассажирский самолет Boeing 777-200ER компании "Малайзийские авиалинии" (Malaysia Airlines) выполнял рейс MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия). Лайнер разбился 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области. В результате авиакатастрофы погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа - граждане 10 государств. Большинство пассажиров - 193 человека - были подданными Нидерландов. Основной версией катастрофы стало попадание ракеты "земля-воздух" или "воздух-воздух". Авиакатастрофа вошла в десятку крупнейших за всю историю авиации.
 
21 июля 2014 года Совет Безопасности ООН потребовал провести всестороннее и независимое расследование крушения самолета.
 
Расследование проводится по стандартам и рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Украина, в качестве страны, в которой произошел инцидент, передала полномочия по координации следственных действий Совету по безопасности Нидерландов. В рамках выполнения своих обязанностей совет создал международную группу экспертов, в которую вошли представители Австралии, Великобритании, Малайзии, Нидерландов, России, США и Украины.
 
9 сентября 2014 года был опубликован предварительный доклад о причинах крушения Boeing. В документе подчеркивалось, в частности, что причиной катастрофы стало "попадание большого количества высокозаряженных частиц, которые, по всей видимости, привели к тому, что самолет распался на части в воздухе". Более точных причин не указывалось.
 
1 июля этого года стало известно, что Нидерланды завершили работу над черновой версией окончательного доклада и передали ее аккредитованным представителям стран-участниц расследования. Ожидается, что документ опубликуют в первой половине октября.
-8%
-10%
-10%
-23%
-10%
-20%
-45%
-20%
-20%