В текущем году экономика США, несмотря на ряд сложностей, вырастет. Внутриполитическая жизнь Америки будет проходить под знаком все обостряющегося противостояния демократической президентской администрации и республиканского Конгресса. Для внешней политики Соединенных Штатов важнейшими останутся тренды, начало которым было положено в предыдущем году - борьба с "Исламским государством" (ИГ), укрепление связей с союзниками и налаживание контактов со странами, еще недавно считавшимися в Америке изгоями, - Ираном и Кубой. Какие еще факторы определят внешнюю и внутреннюю политику США в 2015 году?

Фото: Reuters
Фото: Reuters

В 2014 году в США ускорился рост ВВП, и вероятность сохранения набранного темпа высока. В августе Управление Конгресса США по бюджету предсказало увеличение ВВП на 3,4 процента в 2014 году. Основной источник оживления экономики - рост потребительских расходов. Этот фактор продолжит действовать и в 2015 году. Важным резервом ускорения может стать наметившееся восстановление рынка недвижимости.
Ограничение на пути дальнейшего роста - высокий уровень занятости. Уже к концу 2014 года безработица упала ниже 5,6 процента. В 2015-м возможно дальнейшее снижение этого показателя, в том числе за счет сокращения долгосрочной безработицы. Еще один фактор - низкая инфляция. В 2015-м с высокой вероятностью она будет балансировать в диапазоне 1,5-2 процента.
 
Фото: Reuters
Фото: Reuters
 
Изменение конъюнктуры мирового рынка ударит по быстрорастущему энергетическому сектору в США. Тем не менее прогнозируется рост добычи американской нефти до 9,3 миллиона баррелей в день. Падение производства углеводородов возможно лишь при сохранении низких цен на нефть (ниже 50-55 долларов за баррель) на протяжении первого полугодия 2015 года.
 
Федеральная резервная система США продолжит отход от сверхмягкой денежно-кредитной политики. С учетом благоприятной конъюнктуры в экономике небольшое повышение процентных ставок вероятно в середине или второй половине года.
 
В 2015 году ожидается дальнейшее оздоровление государственных финансов США. Бюджетный дефицит останется в пределах 2,5-3 процентов ВВП, а общий уровень правительственного долга может опуститься ниже 72 процентов. Военный бюджет на текущий финансовый год составляет 578 миллиардов долларов, и он может несколько вырасти с учетом позиции Конгресса по конфликтам в Сирии и Украине.
 
Важнейшее условие сохранения позитивных тенденций в экономике и бюджете США - повышение потолка государственного долга в 2015 году. Часть республиканцев попытается превратить этот вопрос в предмет торга с администрацией. В то же время политические риски, связанные с неспособностью США финансировать собственные обязательства, должны обеспечить относительно безболезненное принятие этой меры.
 
Сокрушительная победа на ноябрьских выборах в Конгресс Республиканской партии грозит ужесточением борьбы между исполнительной и законодательной властью. Администрация Барака Обамы попытается ослабить давление законодателей за счет использования противоречий между республиканским истеблишментом и представителями более молодого и консервативного поколения политиков. Ее приоритетной задачей на ближайший год станет отстаивание законодательных побед последних лет.
 
Фото: Reuters
Заседание Конгресса США. Фото: Reuters
 
Основные линии наступления республиканцы уже обозначили: пересмотр реформы здравоохранения, ослабление контроля над финансовым сектором, снижение налогов. Наименьшие шансы преодолеть противодействие президента у них в первом из этих вопросов, имеющем для Обамы особое значение. В то же время весьма вероятно снижение финансирования ряда социальных программ, перераспределение расходов в пользу оборонного сектора, ужесточение контроля над затратами на науку.
 
Из-за подписанных Обамой в конце 2014 года указов иммиграционная политика может превратиться в еще один фронт "словесной войны" между демократами и республиканцами. В то же время для пересмотра мер, предусматривающих легализацию проживания в США более четырех миллионов человек, потребуется альтернативный вариант реформы, договориться о котором будет сложно. Более вероятны попытки блокирования или торможения решений Обамы через судебные механизмы.
 
К концу 2015-го должны оформиться контуры грядущей в 2016 году президентской кампании. В демократическом лагере к декабрю станет понятно, сможет ли альтернативный кандидат бросить вызов Хиллари Клинтон. Среди республиканцев в борьбу включатся полтора-два десятка политиков - определенность в этом вопросе возникнет не ранее середины весны 2016 года.
 
Фото: Reuters
Один из кандидатов в президенты США от Республиканской партии Рэнд Пол. Фото: Reuters
 
В сфере внешней политики можно ожидать повышение значимости для США двух долгосрочных проектов - Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства. Несмотря на обнадеживающие заявления официальных лиц, завершить переговоры на каком-либо из этих направлений в течение года не удастся. Это возможно лишь в отношении ТТП в случае вымывания первоначального его видения как экономического соглашения нового типа. Еще менее вероятно, что такое соглашение будет оперативно ратифицировано Конгрессом.
 
В тихоокеанском проекте важнейшей задачей станет обеспечение поддержки Японии. С ней же Вашингтону предстоит начать договариваться о параметрах модернизации военного союза. США также понадобится развить недавние успехи в укреплении сотрудничества с Индией. По итогам визита Обамы в январе в Дели можно ожидать инициирование подготовки переговоров о создании двусторонней зоны свободной торговли.
 
В 2015-м США также продолжат добиваться расширения диалога с Китаем по вопросам укрепления военного доверия, финансового регулирования, снижения торговых дисбалансов, экологии. Но существенного прогресса ожидать сложно. Соединенные Штаты, скорее всего, воспользуются успехами двух последних лет в согласовании мер укрепления кибербезопасности с Россией и КНР для инициирования сотрудничества по этому вопросу в международном формате, а также развития сети аналогичных двусторонних соглашений.
 
На Ближнем и Среднем Востоке Соединенные Штаты постараются завершить операцию по подавлению "Исламского государства". Для фундаментального ослабления ИГ США потребуется принудить иракское правительство к сотрудничеству с местным суннитским населением.
 
Фото: Reuters
Фото: Reuters

На фоне изменения регионального контекста и ситуации в самих Соединенных Штатах не исключено ужесточение американской позиции по Ирану, в том числе возобновление санкционного давления. Это отсрочит достижение взаимоприемлемого соглашения. В то же время Барак Обама может потратить часть оставшегося политического капитала на продавливание внутри Соединенных Штатов компромиссного решения иранской ядерной проблемы, рассматривая это как часть своего наследия.
 
Решение о начале нормализации отношений с Кубой открывает перспективы для активизации американской дипломатии в Латинской Америке. В ряде стран региона, прежде всего в Венесуэле, следует ожидать укрепления позиций сил, ориентированных на сотрудничество с США.
 
В отношениях с европейскими партнерами Соединенные Штаты сохранят акцент на идее перераспределения ответственности в военно-политической области без особой надежды на конкретный результат в краткосрочной перспективе. В рамках НАТО американцы продолжат заданный в 2014-м курс, в том числе на расширение присутствия Альянса в Центральной и Восточной Европе, а также на углубление связей с Украиной и Грузией.
 
Подобная политика определяется заинтересованностью в поддержке давления на Россию. От санкций в отношении Москвы Вашингтон не откажется, хотя и может ослабить часть неформальных ограничений на диалог деловых и общественных кругов. В то же время в случае снижения напряженности в Украине США могут не препятствовать нормализации отношений России и ЕС.

Доклад подготовлен для Lenta.Ru агентством "Внешняя политика".
{banner_819}{banner_825}
-30%
-10%
-15%
-10%
-20%
-29%
-50%
-10%
0061173