177 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Фура и микроавтобус столкнулись под Смоленском — пострадали 13 белорусов, один в крайне тяжелом состоянии
  2. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  3. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  4. Какая боль в шее особенно опасна и что при этом делать нельзя
  5. Суд по делу задержанной журналистки TUT.BY Любови Касперович не состоялся. Она остается на Окрестина
  6. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось
  7. С чем полезнее съесть шашлык: с майонезом или кетчупом? Главное о здоровье за неделю
  8. Матч между хоккейными сборными Беларуси и Казахстана отменен
  9. «Среди стран Европы хуже только в Молдове и Албании». Изучили статистику по белорусской науке
  10. Проект указа: садовые товарищества могут стать населенными пунктами. Но не сразу
  11. Лукашенко говорил, что «несогласных» студентов нужно отчислить, а парней отправить в армию. Где эти ребята сейчас?
  12. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США
  13. Генпрокурор обвинил сопредельные государства в попытке внедрить в Беларусь «коричневую чуму»
  14. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  15. «Все средства будут использованы». Сколько денег белорусы уже собрали на восстановление костела в Будславе
  16. Рост ВВП, долгов и заветные «по пятьсот». Кратко о том, как развивалась экономика в последние 10 лет
  17. ГПК: сбор за выезд за границу на машине надо будет оплачивать с 1 июня
  18. Весельчак Бё — примерный семьянин: женат на красавице брюнетке, а отцовство называет лучшей наградой
  19. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  20. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  21. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  22. «Шахтер» обыграл «Неман» и установил новый рекорд чемпионата. БАТЭ добыл волевую победу над «Рухом»
  23. «50% клещей заражены». Врач — о клещевом боррелиозе и первой помощи при укусе
  24. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  25. Тысячи человек пришли на первый за 30 лет концерт «Кино» в Москве. Показываем, как это было
  26. Надежды нет? Прикинули, ждать ли белорусам тепла этим летом
  27. Лукашенко подписал законы о недопущении реабилитации нацизма и противодействии экстремизму. Что изменится?
  28. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  29. «Здесь очень скучно». История Марии и Максима, которых по распределению отправили в агрогородок
  30. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире


Чтобы остановить теракты в России, необходимо отказаться от силовых методов решения чеченской проблемы, считает журналист Анна Политковская и предлагает свой план действий, который публикует "Новая газета".

Предложения Политковской по урегулированию чеченского кризиса

1. Создание Федерального совета по урегулированию чеченского кризиса (коллегиальный совещательный орган). Главное условие: в Совете не должно быть силовиков и чиновничества — им нет доверия. Только представители гражданского общества из числа людей, которые работали в Чечне в качестве правозащитных наблюдателей на протяжении всех лет войны; именно этих заслуживших истинное доверие людей, не прятавшихся за высокими заборами правительственного комплекса в Грозном, а также из числа общественных деятелей страны, которые всегда, при любых ветрах, занимали антивоенную позицию, выступали за мирное урегулирование и реальный политический процесс (не те квазивыборы, которые уже дважды проведены в Чечне при почти полном игнорировании их населением).

2. С момента создания Совета ни одно политическое и финансовое решение, связанное с Чечней, не может быть принято без соответствующего положительного решения Совета.

3. Совет должен составить план конкретных и понятных действий: "первое, второе, третье…." — и публично его огласить. Смысл: каждому в Чечне должны быть совершенно ясны пункты плана: что и когда, с датами исполнения — будет сделано в Чечне ради урегулирования конфликта.

4. Политические переговоры с Масхадовым обязательны, хотя большинство населения не испытывает к нему уважения. Но через эти переговоры необходимо пройти. Ради чего? Цель переговоров — дать возможность Масхадову извиниться перед своим народом и уйти или ответить по закону за то, что произошло. Причем это важно не для Масхадова, а для людей, когда-то его выбравших. Это воспринимается большинством как отправная точка реального политического процесса урегулирования.

5. Обязательное покаяние федерального центра за жертвы среди гражданского населения в ходе войны.

6. Обязательная демилитаризация территории как первое условие к политическому урегулированию. Невозможна без вывода войск. Войска могут остаться только в местах постоянных дислокаций и на строго оговоренное переходное время. Это время должно быть публично оглашено. А также условия, на которых вывод будет осуществляться (санкции за нарушение демилитаризации).

7. Способ проведения демилитаризации в условиях тотального недоверия сторон друг к другу (стороны: федеральные войска и спецслужбы, гражданское население, кадыровцы) — только в присутствии международных наблюдателей, статус которых позволит населению им поверить (ООН, ОБСЕ, ПАСЕ и пр.). Международные наблюдатели воспринимаются единственно возможными гарантами справедливой, ни в чью-то пользу, демилитаризации. Возможно проведение принудительной демилитаризации — население воспримет это спокойно в присутствии международных наблюдателей, но не федеральных военнослужащих.

8. Присутствие международных наблюдателей обязательно на весь переходный период — период остывания взаимных страстей. Просьба федерального центра к международному сообществу о таком наблюдении воспринимается не как слабость, а как сила федерального центра.

9. Политическое руководство переходного периода — "русский наместник" (терминология большинства) в ранге уполномоченного президента РФ по урегулированию чеченского конфликта. Может быть, это вице-премьер с особыми полномочиями. Сохранение Алу Алханова в такой конструкции вероятно на некоторый период. Однако сохранение Рамзана Кадырова хоть на каком-то посту абсолютно невозможно — эта фигура воспринимается исключительно отрицательно.

10. Главное качество "русского наместника" — гражданское лицо. Личность должна быть известной и уважаемой чеченским обществом — для этого в ее политическом багаже должна быть стабильная антивоенная позиция по Чечне, которая не колебалась с "линией партии".

11. Обязательное существование чеченского (в Грозном) офиса "русского наместника", состоящего из представителей гражданского общества (российского и чеченского), прекрасно знающих положение в Чечне и нужды людские на протяжении всех лет войны, работавших там, в гуще, в качестве правозащитных наблюдателей и поэтому заслуживших уважение людей. Никакого чиновничества.

12. Хозяйственные структуры управления республикой — в подчинении офиса "русского наместника". Финансовые потоки — под контролем гражданского общества и членов Федерального совета с непререкаемой, незапятнанной репутацией.

13. Постепенная организация общенародного обсуждения: какой должна быть Чечня? Парламентской или президентской республикой? Это не может быть решено из Москвы — решения из Москвы не будут приняты, и национальное согласие будет сорвано.

14. Организация общенародного обсуждения: по какой конституции жить? Необходимо открыто, путем обсуждения, покончить с конституционным "двоевластием", когда часть населения не принимает Конституцию 92-го года, а другая — Конституцию 2003-го. В этом обсуждении — почва для нормализации обстановки, для действительно всенародных выборов по единой конституции, в которых сочтут для себя возможным принять участие все.

15. Наконец, через несколько лет процесса умиротворения и демилитаризации — свободные выборы по той схеме (президентская или парламентская республика), которую приняло большинство населения.

-12%
-17%
-30%
-20%
-20%
-10%
-30%
-20%