1. Референдум в Кыргызстане: страна становится президентской республикой
  2. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  3. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  4. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  5. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  6. Секондам запретили продавать новые вещи. Как рынок б/у одежды отреагировал на нововведение
  7. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  8. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  9. За сутки в Беларуси зарегистрировано 1175 новых случаев COVID-19
  10. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  11. «Пока мне больно». Фитнес-тренер Наталия Мицкович о разрыве с Иваном Вабищевичем (Дядей Ваней)
  12. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком
  13. Крупных промышленных должников собрались оздоравливать через спецагентство
  14. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  15. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  16. СМИ опубликовали разговоры подозреваемого по делу MH17 в день трагедии
  17. 10 лет после теракта, заявления Макея и автобус с белорусами, который не пустили в Украину — все за выходные
  18. БАТЭ в скандальном матче сумел уйти от поражения, «Шахтер» на 4 очка оторвался от преследователей
  19. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  20. «Хочу домой, кофе, лосося и котов пообнимать». Как в Жодино встречали людей, которых задержали 27 марта
  21. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  22. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  23. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  24. Кого государство назвало причастными к террористической деятельности после выборов-2020? Инфографика
  25. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  26. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  27. Как не пропустить рак легкого? Главное о здоровье за неделю
  28. Владимир Макей: «Сегодня никто не спорит, что Александр Лукашенко выиграл выборы»
  29. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  30. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула


Марат Селезнев,

Европа создает Энергосоюз - самый амбициозный проект Старого Света за последние несколько десятилетий. Эта ассоциация призвана избавить континент от привязки к российскому газу. Брюссель планирует покупать топливо в США, Туркмении, Азербайджане и даже в Иране. От независимости ЕС отделяют всего три шага. Россия же рискует сдать позиции на крупнейшем энергетическом рынке.

Фото: Paul Hackett / Reuters
Фото: Paul Hackett / Reuters

ЕС 2.0

Старый Свет готовится к реализации самого масштабного экономического проекта за последние 60 лет. В 1952 году было создано Европейское объединение угля и стали. Отраслевая ассоциация сформировала предпосылки для рождения ЕС. И вот теперь Брюссель объявляет о закладке первого камня в фундамент Энергетического союза. Основная цель новой структуры - либерализация топливного рынка, развитие на нем полноценной конкуренции. По замыслу европейских бюрократов, это позволит снизить цену на газ для потребителей.

Чтобы добиться своего, Европе необходимо решить три задачи.

Первое, и самое главное, - слезть с "газовой иглы" России. В интервью британской The Guardian еврокомиссар по Энергосоюзу Марош Шефчович сказал, что для этого ЕС построит альтернативный "Южный поток". Он пройдет через Иран, Ирак, Туркменистан, Азербайджан и Турцию. По оценке Шефчовича, крупнейшая в мире труба будет стоить около 45 миллиардов долларов.

В этот план хорошо вписывается реанимация проекта Nabucco. 4 марта премьер-министр Болгарии Бойко Борисов и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали соглашение о восстановлении работ над этим газопроводом. А он как раз должен был перекачивать газ из Центральной Азии в Европу.

Действительно, Энергосоюз делает ставку на альтернативных поставщиков. Основные кандидаты: Туркмения (планирует добыть более 80 миллиардов кубометров в 2015 году, 50 миллиардов потекут за рубеж) и Азербайджан (по разным оценкам, в этом году добыча может достичь 30 миллиардов "кубов"). В планах ЕС также расширение сотрудничества со старым экспортером газа - Алжиром. В качестве энергетического партнера рассматривается и Иран. В октябре 2014 года ЕС предусмотрительно снял санкции с иранской NITC - крупнейшей танкерной компании, которая занимается перевозкой нефти. Это свидетельствует о постепенном смягчении отношений между Исламской Республикой и Брюсселем. Осталось только протянуть трубу, и жители Берлина и Вены будут жарить сосиски на тегеранском газе.

Аналитики Национального рейтингового агентства (НРА) сообщили "Ленте.ру", что конкуренцию России могут составить также поставщики сжиженного природного газа. Речь идет о США и об африканских государствах. Основное преимущество сжиженного топлива - легкость в транспортировке. Погрузил бочки на танкер - и вези в любую точку планеты. Не нужно строить тысячекилометровые трубы через чужие страны, а потом бояться, что они будут воровать топливо или помешают его транзиту.

Газовые гегемоны

Второй шаг к независимости - контроль над сделками европейских государств. Еврокомиссия собирается жестко следить за проведением единой политики при импорте топлива. Она получит статус энергетического регулятора: страны ЕС будут согласовывать с ней параметры контрактов с зарубежными поставщиками. Раньше они просто ставили комиссаров перед фактом - чиновники получали документы уже после их подписания. Теперь Еврокомиссия проследит за тем, чтобы никто не смог занять доминирующее положение на рынке.

Фото: Ints Kalnins / Reuters
Контрольный центр подземного хранилища газа в Инчукалнсе (Латвия). Фото: Ints Kalnins / Reuters

Европейский "газовый пирог" поделен между пятью крупными участниками. В 2013 году самая большая доля принадлежала "Газпрому" (30 процентов). Российская компания перекачала на запад 161 миллиард кубометров топлива. В спину ей дышит норвежская госкомпания Statoil. Она поставила в ЕС 115 миллиардов кубометров (21 процент). На третьей строчке - GasTerra из Нидерландов (более 80 миллиардов "кубов", 15 процентов рынка). Ступенью ниже - алжирская Sonatrach (38 миллиардов, 7 процентов), а замыкают список лидеров две компании из Катара - QatarGas и RasGas (25 миллиардов на двоих, 5 процентов).

Черно-голубое топливо

Наконец, европейских потребителей уже давно беспокоит механизм образования цен на голубое топливо. Сейчас в большинстве контрактов его стоимость привязана к нефтяным котировкам. В ЕС уверены, что рынок должен отказаться от этой традиции. Альтернативный способ ценообразования - использование цен на газовых хабах, в узловых точках энергетической инфраструктуры. Проще говоря, хаб - это своего рода топливная биржа. Стоимость газа на ней зависит не от прописанной в долгосрочных контрактах цены на нефть, а от текущих объемов имеющегося газа и потребительского спроса. Это и обеспечивает справедливую, по мнению Брюсселя, стоимость топлива.

Европа планомерно переходит именно на биржевую модель. По информации The Economist, доля газа, который приобретается на хабах, выросла в Европе с 15 до 50 процентов за последние 7 лет.

С позицией ЕС не соглашается "Газпром". В отчете госкомпании за четвертый квартал прошлого года сказано, что нефтяная привязка успешно используется вот уже на протяжении 40 лет. Корпорация защищает этот механизм, но ей мешают "действия конкурентов".

Например, политика Statoil. В 2014 году половина контрактов норвежского газового гиганта была привязана к черному золоту. В ближайшую пятилетку Statoil планирует сократить эту долю до 25 процентов. В апреле прошлого года источники Bloomberg в газовой отрасли сообщили, что французская компания GDF Suez подписала контракт с BP без учета цен на нефть. Шаг за шагом облик европейского энергорынка меняется.

Впрочем, от привязки к нефти теперь страдает и сама Россия. В начале 2014 года баррель марки Brent стоил более 100 долларов, сейчас он торгуется на уровне 60. В контрактах предусмотрен временной промежуток (полгода - девять месяцев), который смягчает колебания котировок. Это значит, что всего несколько месяцев назад европейские потребители платили за газ, привязанный к дорогой нефти. Вскоре российское голубое топливо начнет падать в цене.

Все вместе (поиск альтернативных поставщиков, контроль над закупками газа, изменение механизма ценообразования) может ослабить позиции России на европейском рынке. В НРА сообщили, что 39 процентов выручки "Газпром" получает как раз в Европе. По большей части благодаря поставкам в Германию, Турцию и Италию. За три квартала 2014 года госкомпания получила 2,86 триллиона рублей. Теперь более триллиона из них (те самые 39 процентов) под угрозой.

Мы ее теряем?

Разумеется, Россию не выгонят из Европы. Но если Энергосоюз сделает три шага к либерализации топливного рынка, стране придется привыкать к новым правилам игры. Конкуренция ужесточится, нужно будет потолкаться локтями с другими крупными игроками. В конечном счете от этого выиграют потребители в Европе: чем больше продавцов, тем выше шанс, что кто-то из них предложит выгодную цену.

Кого грел российский газ в 2014 году (объем поставок топлива, в миллиардах кубометров):

Германия - 38,7
Турция - 27,3
Италия - 21,7
Беларусь - 20,1
Украина - 14,5
Великобритания - 10,1
Польша - 9,1
Франция - 7,1
Чехия - 4,8
Словакия - 4,4
Австрия - 3,9
Нидерланды - 3,5
Финляндия - 3,1
Ведущий эксперт управляющей компании "Финам" Дмитрий Баранов подчеркивает, что Европа не намерена полностью отказываться от российского газа и нефти. Она хочет диверсифицировать поставки. Сейчас Брюссель ведет переговоры почти со всем миром: со странами Ближнего Востока, Северной Африки, Персидского залива, республиками бывшего Советского Союза, США и Канадой. Пока о подписании масштабных контрактов речи не идет. "Не факт, что Европе удастся договориться со всеми этими государствами. Они вполне могут предложить свои условия, которые будут резко отличаться от того, что хотят европейцы", - сказал аналитик "Ленте.ру". По мнению Дмитрия Баранова, сохранение России в качестве ключевого поставщика - логичный шаг в рамках диверсификации. Было бы странным снижать зависимость от российского газа и при этом приковывать себя к другому поставщику.

В то же время отношения между Россией и ЕС, мягко говоря, подпорчены. В таких условиях Россия сама ищет надежных энергетических партнеров. Выбор пал на Китай. Поднебесная получит топливо через "Силу Сибири", газовый контракт с ней стал самым крупным за всю историю России. За ресурсы китайцы должны были заплатить 400 миллиардов долларов. Правда, непонятно, сколько заплатят в итоге. Нефть же подешевела, а цена на газ была к ней привязана.

Фото: Heinz-Peter Bader / Reuters
Трубопровод австрийской компании Gas Connect Austria. Фото: Heinz-Peter Bader / Reuters

Кроме того, в рамках усиленной дружбы с Китаем вице-премьер Аркадий Дворкович высказал очень интересное мнение. 27 февраля он сказал, что не видит препятствий для участия компаний из КНР в разработке стратегических нефтегазовых месторождений на территории РФ. Чиновник добавил, что китайцы могут рассчитывать на долю больше 50 процентов в совместных предприятиях.

Похоже, правительству придется подумать над тем, как не угодить в западню - не сдать позиции на европейском рынке и не превратиться в сырьевой придаток Китая.
-20%
-30%
-12%
-30%
-49%
-10%
-20%
-50%
-30%
-30%
0070970