Андрей Винокуров, Наталья Галимова,

Фото: Reuters
Фото: Reuters
В четверг Киев заявил о начале отвода вооружений. Сепаратисты пока опровергают эту информацию, однако похоже, что второе ключевое условие, предусмотренное минскими соглашениями, начинает в той или иной степени соблюдаться всеми сторонами конфликта. Как сепаратисты и Киев перейдут к следующим пунктам, эксперты не понимают: нечеткость минских соглашений наверняка послужит предлогом для дальнейшей заморозки ситуации.

В четверг генштаб Украины объявил о начале отвода 100-миллиметровых орудий от линии соприкосновения. Пресс-секретарь АТО Анатолий Стельмах заявил, что приказ дал президент Украины Петр Порошенко. По словам представителя киевских властей, отвод происходит под наблюдением ОБСЕ.

Отвод тяжелых вооружений - ключевой пункт минских соглашений, достигнутых в формате "нормандской четверки" в феврале. В документе говорится, что этот процесс должен начаться не позднее второго дня с момента прекращения огня и завершиться строго в течение двух недель. Официальное время начала прекращения огня - 15 февраля.

О чем договорились участники встречи в Минске: итоговые документы >>>

Сепаратисты заявили, что начали отвод вооружений еще 24 февраля. Украинские войска тогда заявляли, что сепаратисты просто переводят вооружение на другие участки фронта. В свою очередь до сегодняшнего дня Киев отказывался отводить технику, так как в полной мере не соблюдается первый пункт минских договоренностей - полное прекращение огня.

Теперь отвод войск украинцами отрицают уже сепаратисты. Вскоре после того, как было объявлено о начале этого процесса, глава самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко выдвинул Киеву ультиматум.

"Донецкая народная республика дает Киеву до 19.00 мск 27 февраля начать выполнение минских соглашений от 12 февраля в части отвода тяжелых вооружений. В случае нарушения договоренностей ДНР оставляет за собой право вернуть ранее отведенные ополчением вооружения на прежние места дислокации по состоянию на 12 февраля 2015 года", - передает слова Захарченко Донецкое агентство новостей.

"Украина уже должна была начать отводить войска. Во всяком случае ЛНР и ДНР уже это делают, причем интенсивно. Миссия ОБСЕ это фиксирует, также фиксирует, что Украина игнорирует и не отводит войска. Вроде сегодня Порошенко дал такой приказ, поэтому мы начнем за этим смотреть, есть он или нет. Но насколько я знаю, сейчас никакого отвода не было", - заявил "Газете.Ru" спикер парламента самопровозглашенной ЛНР Алексей Карякин.

В случае, если отвод вооружения обеими сторонами конфликта подтвердится, можно говорить о том, что, пусть и с оговорками, первые два пункта минских соглашений начали соблюдаться.

Один из следующих пунктов, прописанных в документе, предполагает, что в первый же день отвода должен был начаться диалог "о модальностях проведения" местных выборов на территориях республик в соответствии с украинскими законами. При их проведении должен был учитываться Закон Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей".

Также этим же пунктом подразумевалось подписание постановления Верховной рады Украины, которое бы уточняло, на какие именно территории должен был распространяться особый порядок.

С этим пунктом будет даже больше проблем, чем с предыдущими. Он прописан довольно расплывчато и, по мнению вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, будет служить предлогом для дальнейшей заморозки ситуации.

По-прежнему неясно, как и между кем может состояться такой диалог в нынешних условиях. Украинские власти ранее заявляли, что главные предполагаемые переговорщики - лидеры ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий - не подлежат амнистии, проведение которой предусматривают минские соглашения.

По словам украинского политолога Вадима Карасева, "в принципе Украина готова к выполнению четвертого пункта переговоров". На одном из последних заседаний Кабинета министров Порошенко объявил, что спикер Верховной рады Владимир Гройсман возглавит конституционную комиссию, которая будет рассматривать вопрос в русле децентрализации.

"В законе Украины нет ДНР и ЛНР, которые являются квазигосударственными образованиями, - продолжает политолог. - Там речь идет об отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Получается, что Захарченко и Плотницкого нужно "понизить" до губернаторов? Пока, мне кажется, у них нет желания понижать себя в статусе. Кроме того, думаю, с Захарченко и Плотницким никто вести переговоры не будет. Диалог о модальностях проведения местных выборов нужно решать в рамках "нормандской четверки" либо минской контактной группы. Украина никуда спешить не будет, но и не будет отказываться (от выполнения четвертого пункта). Все будет зависеть от того, как поведут себя Захарченко с Плотницким и Россия".

Скорее всего, не удастся договориться ни о том, на какие территории будет распространяться особый статус, ни о том, как проводить выборы.

"Украина с широко распахнутыми объятиями предложит республикам тот самый прошлогодний закон об особом статусе. И там не будет ни Мариуполя, ни Славянска. Причем республики вынуждены будут признать себя частью политического и правового пространств Украины", - анализирует ситуацию Макаркин. ДНР и ЛНР вряд ли пойдут на такие условия.

Кроме того, ДНР уже заявила о недопустимости участия в электоральном процессе партий, представленных в Раде. В свою очередь, в Мариуполе, живущем в страхе перед возможной осадой, явно будет затруднено участие в выборах сепаратистов.

Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов считает, что политических возможностей для реализации минского соглашения у Киева просто нет, так как для этого требуются консолидированные решения украинского истеблишмента. "Есть точка зрения, в том числе и в Киеве, что Украине выгодней замораживание конфликта, чем автономизация, которая прописана в минских договоренностях", - говорит Лукьянов. Эксперт уверен, что для России полная их реализация была бы выгодней, но сохранение текущего положения дел - тоже приемлемый сценарий. Каждая из сторон надеется, что дальнейшее ухудшение экономической ситуации коснется прежде всего оппонента. Именно поэтому тактика выжидания всех устраивает.

Перемирие остается очень шатким. Представители ДНР также продолжают заявлять о желании расширить территории, что еще больше осложняет ситуацию. Политический консультант правительства ДНР Роман Манекин так объясняет логику самопровозглашенных республик:

"ДНР не может существовать на 31,1% территории бывшей Донецкой области, производственные цепочки разрушены, мы не сможем, что называется, "подняться с колен" и наладить экономику".

По его словам, до тех пор, пока эти границы не будут восстановлены, любые соглашения будут носить промежуточный характер.

"Это - объективная реальность. И каждый сепаратист это прекрасно осознает. Тем более что мы же побеждаем. И каждый новый "Минск" фактически замораживает очередное наше наступление. Условия минского соглашения, как озвучивалось официально, будут, конечно, соблюдаться ДНР и ЛНР (об отводе тяжелой техники УВС я пока не слышал). Но по пунктам. Не спеша. Каждый день существования ЛДНР - гвоздь в гроб украинской государственности. И мы это понимаем прекрасно. Вопрос только в том, чтобы хватило сил. Если не хватит сил, сорвемся в наступление", - говорит Манекин.

Ключевой задачей вторых минских соглашений было достижение перемирия на территориях республик. То, что политический аспект договоренностей будет реализовать сложнее, было понятно с самого начала.
-10%
-28%
-7%
-10%
-20%
-10%
-50%
-10%
-10%
-20%