Геополитические риски будут основной угрозой человечеству в 2015 году, считают эксперты Всемирного экономического форума. В ежегодном докладе о глобальных рисках они предупреждают, что в наступившем году крайне вероятны межгосударственные конфликты, падение правящих режимов и разрушение государств. Столь ощутимо геополитика не влияла на судьбы мира со времен окончания холодной войны.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Геополитические риски будут основной угрозой человечеству в 2015 году, к такому выводу пришли более 900 международных экспертов, которые участвовали в подготовке ежегодного доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ) Global Risk Report. В общей сложности эксперты ВЭФ проанализировали 28 глобальных угроз, разделив их на пять категорий: экономические, экологические, геополитические, социальные и технологические риски. В предыдущие годы, после глобального финансового кризиса, геополитика практически не угрожала миропорядку, отмечают авторы доклада, но спустя 25 лет после падения Берлинской стены геополитика вновь вернулась в центр мировой повестки дня. В нынешнем году геополитические угрозы фигурируют и в "топе" наиболее вероятных событий, и среди тех, чье потенциальное воздействие будет наиболее масштабным.

Спор в отношении Крыма стал сильным напоминанием о том, что межгосударственные конфликты могут иметь серьезные региональные последствия, пишут авторы доклада. Подобные конфликты занимают первое место в иерархии самых вероятных угроз с позиций начала 2015 года по версии ВЭФ. Помимо этого, миропорядку будут угрожать риски утраты власти национальными правительствами вплоть до полного распада государств. В качестве примера эксперты ВЭФ приводят Украину и события на Ближнем Востоке – в Сирии и Ираке, где власть практически утратила возможность сдерживать рост "Исламского государства" (ИГИЛ).

В докладе этого года особое внимание уделяется взаимосвязи рисков. Геополитика все больше влияет на экономику, сетуют эксперты ВЭФ, поскольку экономические инструменты все чаще применяются для решения геополитических задач. С одной стороны, государства пытаются расширить геополитическое влияние через политику региональной экономической интеграции, создание торговых союзов или трансграничные инвестиции. С другой, они используют в качестве средства принуждения такие инструменты, как протекционизм или экономические санкции. В перспективе подобные действия могут угрожать принципу глобального экономического сотрудничества как таковому, предупреждает ВЭФ. Геополитика фигурирует и в отдельной иерархии рисков с точки зрения тяжести их последствий для общества. Но здесь межгосударственные конфликты находятся на четвертой строчке, уступая распространению оружия массового уничтожения, эпидемиям инфекционных заболеваний и нехватке питьевой воды. По мнению ВЭФ, именно кризисы, связанные с дефицитом водных ресурсов, грозят человечеству наиболее тяжелыми последствиями.

Пять ведущих глобальных рисков с точки зрения вероятности

Межгосударственные конфликты

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Под межгосударственными конфликтами понимаются двусторонние или многосторонние конфликты между государствами, перерастающие в экономические (например, торговая/валютная война, национализация ресурсов), военные, кибернетические, социальные или иные конфликты. Риски межгосударственных конфликтов значительно возросли по сравнению с 2014 годом, как с точки зрения вероятности их возникновения, так и с точки зрения того воздействия, которое они могут оказать на различные сферы. Риски межгосударственных конфликтов практически не упоминались в предыдущих докладах. В 2015 году они обозначены как риски с наибольшим потенциалом воздействия на различные сферы в ближайшие 10 лет.

Экстремальные погодные явления
Фото: Reuters
Фото: Reuters

Под экстремальными погодными явлениями авторы доклада понимают, среди прочего, стихийные бедствия (наводнения, бури и т. п. явления, причиняющие значительные повреждения имуществу, инфраструктуре и окружающей среде, а также вызывающие человеческие жертвы), уменьшение биологического разнообразия и крах экосистем.
 
Несостоятельность государственного управления
Фото: Reuters
Фото: Reuters

Неэффективность институтов госуправления характеризуется такими явлениями, как коррупция, незаконная торговля, организованная преступность, безнаказанность, низкая эффективность правоприменения, политический кризис.
 
В последние годы связи между различными формами международной преступности и коррупции, а также их влияние на международную безопасность, экстремизм, терроризм и слабые государства, только окрепли. Поэтому важно их изучить и применить более эффективные подходы, направленные на уменьшение нелегальных финансовых потоков, повысить транспарентность госуправления и увеличить потенциал борьбы с преступностью как на национальном, так и местном уровне.

Распад или кризис государства
Фото: Reuters
Фото: Reuters

Распад государства или кризис (например, гражданский конфликт, военный переворот, несостоявшееся государство). Развал государства может быть обусловлен геополитическими причинами, в том числе внутренним насилием, региональной или глобальной нестабильностью и военным переворотом, гражданским конфликтом.
 
Поскольку в государственных образованиях возникают конфликты, риск коллапса институтов госуправления и краха государства может повыситься в зонах, где нынешние государственные границы не всегда отражают самоидентификацию населения. В качестве примера эксперты ВЭФ приводят Ирак и Сирию, где ИГИЛ взяло под контроль часть территорий и привлекло в свои ряды порядка 20–30 тыс. бойцов.

Безработица и неполная занятость
 
Фото: Reuters
Фото: Reuters

Под высокой структурной безработицей или неполной занятостью понимается стабильно высокий уровень безработицы или неполной занятости производственного потенциала занятого населения.
 
К высокой структурной безработице или неполной занятости Европа готова меньше всего. Следующие по серьезности риски для Старого Света – вынужденная миграция и высокий уровень социальной нестабильности. И безработица, и иммиграция в Европу, как ожидается, останутся в числе главных проблем Европы в будущем и будут выступать как факторы социальной нестабильности.
-20%
-10%
-10%
-25%
-11%
-50%
-10%
-20%
-50%
0061173