Уходящий год показал, что в большинстве случаев причиной крупных катастроф становятся люди – их ошибки, глупость или страх. А иногда причины и вовсе остаются неизвестными.
 
Роза на обломках "Боинга" в Донецкой области. Фото: Reuters
Роза на обломках "Боинга" в Донецкой области. Фото: Reuters
 

Пропавший "Боинг": неизвестна судьба 239 человек

Самолет Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший из Куала-Лумпура в Пекин, пропал с радаров в ночь на 8 марта. Система связи "Боинга" с землей была отключена на выходе из воздушного пространства Малайзии. Данные спутников свидетельствуют, что самолет продолжал лететь спустя семь часов после отключения связи. На борту рейса MH370 находились 239 человек - 12 членов экипажа и 227 пассажиров.
 
Последний контакт с пропавшим самолетом состоялся, когда он находился над Южно-Китайским морем. Район был тщательно обследован, затем зона поиска была расширена до южной части Андаманского моря, и в итоге – на весь Индийский океан.
 
Поиски рейса MH370, которые продолжаются и сейчас, оказались безуспешными – следов пропавшего "Боинга" до сих пор не обнаружено.
 
Выдвигались многочисленные версии пропажи авиалайнера: самолет мог упасть в море из-за ошибки пилотов, потерпеть крушение из-за поломки или вследствие теракта, и даже откровенно маловероятная – что "Боинг" был захвачен и угнан на территорию Афганистана или Пакистана, контролируемую боевиками движения "Талибан".
 
Фото: Reuters
Поиски над Индийским океаном пропавшего "Боинга" с воздуха. Фото: Reuters
 
Фото: Reuters
Австралийское судно "Океанский щит", оснащенное подводным роботом Bluefin 21, ищет обломки самолета в Индийском океане. Фото: Reuters
 
Фото: Reuters
Родные пропавших пассажиров "Боинга" оставляют свои сообщения на специальной стене в аэропорту Куала-Лумпур. Фото: Reuters
 

Паром "Севол": погибли 295 человек

Паром "Севол" с 476 пассажирами на борту затонул у побережья Южной Кореи 16 апреля. Жертвами трагедии стали 295 человек.
 
Судно водоизмещением около 6,8 тыс. тонн совершало путешествие между портом Инчхон и островом Чеджу. Большинство пассажиров - студенты и школьники - направлялись на экскурсию. В результате расследования выяснилось, что паром был переоборудован с целью повышения грузоподъемности, в результате чего стал менее устойчивым. При резком повороте паром перевернулся, а затем затонул в течение двух часов.
 
Следствие установило, что капитан и члены экипажа покинули терпящее бедствие судно одними из первых, не организовав эвакуацию людей. Пассажиры пытались спасти сами себя – и других. Один из пассажиров, дальнобойщик Ын Су Чой, рассказал, как пытался спасти детей на пароме.
 
"Паром неожиданно наклонился и начал тонуть, - вспоминает он первые минуты трагедии. - Я зацепился за поручень и пытался спасти школьников, которые находились в столовой. Они скользили на коленях в сторону касс. Мы пытались вытащить их с помощью пожарного шланга, но таким образом спасти их было очень сложно. Тогда мы решили подняться, но теперь я жалею об этом", - добавляет Ын Су Чой. Он вспоминает, как его приятелю удалось поднять шестилетнюю девочку на безопасное место, а затем передать ее в руки родителям. Однако затем всех людей, которые участвовали в спасении девочки, в один миг смыло водой.
 
Еще большей трагедией для некоторых родителей стали СМС, приходившие с тонущего парома. Один из школьников написал своей матери: "Возможно, это последний шанс сказать, что я люблю тебя".
 
Одна из школьниц, которая пыталась выбраться с тонущего парома, писала своему отцу: "Папа, не волнуйся. На мне спасательный жилет, рядом со мной другие девочки. Мы внутри корабля, в коридоре". "Корабль сильно накренился. В коридоре очень много народу". Девочка была признана пропавшей без вести, ее тело найти не удалось.

Поиски жертв кораблекрушения были прекращены только 11 ноября.
 
Жертвами крушения "Севола" стали не только пассажиры, но и участники спасательной операции – во время ее проведения утонули несколько водолазов и разбился вертолет с пятью спасателями на борту.
 
Крушение парома стало испытанием для Южной Кореи: семь министров были сняты с должностей, премьер страны ушел в отставку. Для родных погибших это не стало утешением – как и многолетние тюремные сроки главе фирмы-оператора парома "Севол", его капитану и членам экипажа.
 
На первых кадрах с места трагедии было видно, как люди пытались выбраться на самую высокую точку стремительно тонущего парома, однако сделать это удавалось далеко не всем. Фото: Reuters
На первых кадрах с места трагедии было видно, как люди пытались выбраться на самую высокую точку стремительно тонущего парома, однако сделать это удавалось далеко не всем. Фото: Reuters
 
Фото: Reuters
Поиски велись круглосуточно, операцию осложняла плохая погода в районе катастрофы. Фото: Reuters
 
Фото: Reuters
На берегу родные пассажиров парома молились и ждали новостей. Фото: Reuters

Взрыв на угольной шахте в Турции: погиб 301 человек 

13 мая на угольной шахте в городе Сома на западе Турции произошло самопроизвольное возгорание угля, в результате чего образовался небольшой обвал. Из-за плохой работы вентиляционной системы в шахте начал скапливаться угарный газ. Это привело к взрыву и последующему пожару.
 
В момент взрыва под землей на глубине двух тысяч метров находились 787 шахтеров.
 
Спасательная операция была завершена 18 мая. В результате крупнейшей в истории Турции аварии в горнодобывающей отрасли погиб 301 человек. Большинство погибших отравились продуктами горения. Травмы получили 122 человека, еще 363 шахтера поднялись на поверхность невредимыми.
 
Трагедия вызвала массовые акции протеста во многих городах Турции. Их участники заявляли, что власти не принимают достаточных мер для обеспечения безопасности горняков: по данным Международной организации труда (МОТ), Турция находится на первом месте в Европе и на третьем в мире по числу несчастных случаев на производстве, приводящих к смертельному исходу.
 
После завершения спасательных работ полиция задержала 25 человек, в том числе руководство шахты и ее главного инженера. Трем из них было предъявлено обвинение в убийстве по халатности.
 
Фото: Reuters
Раненого шахтера, пострадавшего в результате взрыва на угольной шахте в западной части Турции, ведут к машине скорой помощи. Фото: Reuters
 
Вспыхнувшие после аварии на шахте протесты, полиция разгоняла не церемонясь: используя слезоточивый газ, водометы и дубинки. Фото: Reuters
Вспыхнувшие после аварии на шахте протесты полиция разгоняла, не церемонясь: используя слезоточивый газ, водометы и дубинки. Фото: Reuters
  
Фото: Reuters
Родственники погибшего горняка у шахты. Фото: Reuters
  

Крушение "Боинга" под Донецком: погибли 298 человек

17 июля Boeing 777 "Малайзийских авиалиний", совершавший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел катастрофу в Донецкой области Украины. Все находившиеся на его борту 298 человек - 283 пассажира и 15 членов экипажа, погибли.
 
Крушение "Боинга" в Украине и сейчас находится в центре внимания всего мира – до сих пор вывозятся обломки самолета, ведется опознание погибших и идет расследование авиакатастрофы. На подготовку окончательного доклада о ее причинах может уйти не один год.
 
Версий трагедии несколько – все зависит от того, кто их озвучивает. Власти Украины считают, что авиалайнер был сбит ополченцами Донбасса при помощи зенитно-ракетного комплекса "Бук".  Такой же версии придерживаются и спецслужбы США. Они полагают, что пассажирский самолет "Малайзийских авиалиний" был сбит "по ошибке" ополченцами, которые, по всей видимости, приняли его за военный самолет. Косвенную вину за крушение "Боинга" США возлагают на Россию – по мнению спецслужб, Москва "создала условия", которые и привели в конечном счете к авиакатастрофе. Кроме того, они обвинили Москву в том, что она поставляла украинским ополченцам средства противовоздушной обороны (ПВО).
 
Сепаратисты эту версию опровергают, отрицая наличие ПЗРК, работающего на такой высоте, и возлагают вину за крушение лайнера на армию Украины.
 
В России не исключают, что лайнер был сбит ракетой класса "воздух - воздух". По данным Министерства обороны, незадолго до крушения недалеко от малайзийского лайнера в небе находился истребитель украинских ВВС. Также в российском ведомстве говорят о том, что рейс MH17 попадал в в зону поражения двух украинских батарей зенитно-ракетного комплекса большой дальности С-200 и трех батарей комплекса средней дальности "Бук-М1".
 
Совет по безопасности Нидерландов, который возглавляет расследование, рассматривает две версии произошедшего. Среди них – удар ракетой класса "земля - воздух" и атака с другого самолета.
 
Пока идет расследование, в международные суды подаются многочисленные иски - против правительства Нидерландов и Украины.


Фото: Reuters
Первые фотографии с места катастрофы. Фото: Reuters

Фото: Reuters
Международные эксперты работают на месте крушения самолета малайзийских авиалиний. Фото: Reuters

Кортеж с телами погибших пассажиров "Малайзийских авиалиний" Boeing 777 движется из аэропорта города Эйндховен. В крушении "Боинга" в Донецкой области погибли 154 гражданина Голландии. Фото: Reuters
Кортеж с телами погибших пассажиров "Малайзийских авиалиний" Boeing 777 движется из аэропорта города Эйндховен. В крушении "Боинга" в Донецкой области погибли 154 гражданина Голландии. Фото: Reuters

Жесткая посадка на Тайване: погибли 48 человек

Менее чем через неделю после крушения "Боинга" в Донецкой области произошла еще одна крупная авиакатастрофа.
 
23 июля пассажирский турбовинтовой самолет ATR-72 компании TransAsia Airways совершил аварийную посадку на Тайване. Самолет неудачно пытался приземлиться в аэропорту города Магун на архипелаге Пэнху во время сильного ливня. Лайнер врезался в землю в районе населенного пункта Хусы, при этом он повредил два дома, которые загорелись. На борту самолета находились 54 пассажира и четыре члена экипажа. 

Погибли 48 человек, 10 человек были ранены.

В процессе расследования выяснилось, что при заходе на посадку авиалайнер отклонился от заданного курса. Тем не менее, по заявлениям тайваньской стороны, окончательный доклад об обстоятельствах крушения авиалайнера будет представлен в январе 2015 года.
 
Фото: Reuters
Авиакатастрофа произошла поздно вечером. Фото: Reuters
 
Фото: Reuters
Поисково-спасательная команда разбирает завал на месте жилого дома, на который рухнул самолет. Фото: Reuters
 
Фото: Reuters
Во время поминальной службы по погибшим в крушении ATR-72 компании TransAsia Airways. Фото: Reuters
  

Падение самолета в Мали: погибли 119 человек

На следующий день произошла еще одна авиакатастрофа.
 
24 июля лайнер McDonnell 83 компании Air Algerie разбился в пустыне на севере Мали. Погибли все находившиеся на борту 119 человек. Расследование этой авиакатастрофы взяла на себя Франция – большинство погибших составляли французы.
 
По предварительным данным, самолет разбился из-за плохих погодных условий, хотя в первые минуты после сообщения о крушении появилась версия о том, что самолет был сбит военными Мали.
 
Фото: Reuters
Место крушения лайнера McDonnell 83 компании Air Algerie в пустыне на севере Мали. Фото: Reuters
 
Фото: Reuters
Спасатели ищут выживших в авиакатастрофе. Безуспешно, Фото: Reuters
 
Фото: Reuters
Женщина показывает на телефоне фотографию жены брата и племянницы, погибших при крушении самолета McDonnell 83 компании Air Algerie. Фото: Reuters
 

Пропавший авиалайнер AirAsia 

28 декабря самолет Airbus 320-200 малайзийской авиакомпании AirAsia, следовавший рейсом QZ8501 из индонезийского Сурабая в Сингапур, потерял связь с наземными службами. Перед тем как самолет исчез с радаров, экипаж запросил разрешения следовать по иному, ранее непредусмотренному маршруту из-за плохой погоды.

По данным авиакомпании, на борту лайнера находились 162 человека: 155 пассажиров (в том числе 17 детей), два пилота, бортинженер и четыре бортпроводника. Из них 155 человек - граждане Индонезии, три южнокорейца, один подданный Великобритании, один подданный Малайзии и по одному гражданину Сингапура и Франции (второй пилот).

На момент публикации обзора неизвестно, что произошло с самолетом. Неизвестна и судьба пассажиров и экипажа авиалайнера. 

Мы надеемся, что поисковая операция, проводимая в районе острова Белитунг, увенчается успехом.
 
Фото: Reuters
Тот самый рейс QZ8501 за сутки до исчезновения. Самолет готовится к вылету из Сингапура в Сурабай. Фото: Reuters
 
Фото: Reuters
Участники поисковой операции. 29 декабря 2014 года. Фото: Reuters
 
Фото: Reuters
Родственники пропавших пассажиров самолета AirAsia ждут известий. Фото: Reuters

 

Политик и бизнесмен

TUT.BY не может не упомянуть еще о двух катастрофах, которые стали значимыми для политики и бизнеса.
 
13 августа в бразильском штате Сан-Паулу разбился частный самолет, на борту которого находился кандидат в президенты этой страны Эдуарду Кампус. В результате авиакатастрофы 49-летний политик погиб, пострадали 10 человек – пассажиры и члены экипажа, а также жители пригорода города Сантос, на дома которых рухнул частный самолет "Цессна" (Cessna 560XL). Причиной катастрофы называют потерю управления из-за плохой погоды.
 
Эдуарду Кампус, фото: Reuters
Эдуарду Кампус. Фото: Reuters
 
Cessna 560XL Кампуса рухнул на жилые кварталы Сантоса. Фото: Reuters
Cessna 560XL Кампуса рухнул на жилые кварталы Сантоса. Фото: Reuters
 
Эдуарду Кампус  был третьим по счету в президентской гонке. Как осторожно говорят эксперты, не погибни Кампус в авиакатастрофе, возможно, итоги выборов в Бразилии, которые прошли в октябре 2014 года, и на которых победила действующий на тот момент президент Дилма Руссеф, могли быть другими.
 
21 октября в аэропорту Внуково, столкнувшись со снегоуборочной машиной, потерпел крушение частный самолет Falcon. Погибли четыре человека, находившиеся на борту, включая главу французского нефтяного концерна Total Кристофа де Маржери.
 
Президент французского нефтяного концерна Total Кристоф де Маржери являлся сторонником сохранения отношений с Россией и, несмотря на введенные Евросоюзом санкции и заморозку совместного проекта Total и ЛУКОЙЛа, по-прежнему часто летал по делам в Москву.
 
Кристоф де Маржери. Фото: Reuters
Кристоф де Маржери. Фото: Reuters
 
Фото: Reuters
Снимок с места катастрофы во Внуково. Фото: Reuters
 
Следствие в качестве основных версий трагедии рассматривает ошибку диспетчера и действия водителя снегоуборочной машины. Обвиняемыми по делу об аварии самолета проходят пять человек: водитель снегоуборочной машины, диспетчер-стажер, диспетчер, ведущий инженер аэродромной службы и руководитель полетов аэропорта Внуково.
 
Катастрофа во Внуково также привела к многочисленным отставкам среди руководства аэропорта
-10%
-50%
-30%
-10%
-50%
-30%
-10%