Поддержать TUT.BY
68 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Экс-студента БГУИР судят за частичный срыв занятий. Кажется, преподаватели не согласны с тем, что «срыв» был
  2. Четыре спальни, гостиная и терраса. Проект каркасного дома на 108 «квадратов» со сметой
  3. Долги давят на баланс. БМЗ ждет новую порцию поддержки от государства
  4. «Выживали — по-другому и не скажешь». Каково сейчас на Окрестина, где не принимают передачи
  5. «С мешком на голове привезли на границу, а милиционеры: «Добро пожаловать домой». Юрист ФБК о протестах
  6. «Как будто хотят сделать процедуру сложнее». Ковалкин — о грядущих изменениях по обращениям
  7. Кадровый вторник, представители МВД в суде, Ян Солонович на свободе. Что происходит 26 января
  8. «Службой был доволен, не жаловался». Что известно о погибшем в части в Островце 18-летнем срочнике
  9. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  10. Врач Никита Соловей больше не главный инфекционист Минска
  11. Тайна, которую хранили 30 лет. Белоруска узнала, что мать всю жизнь скрывала: она ей не родная
  12. Экс-студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, внезапно отпустили с Окрестина
  13. Британские СМИ о подробностях крупной аферы: подозреваемый бежал через Минск, за бизнес-джет платил наличными
  14. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  15. Топ-баскетболистка Беларуси не верит, что в стране все останется как есть. И вот почему
  16. «Скучно, девочки». Путин прокомментировал расследование ФБК о дворце в Геленджике
  17. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  18. Песков — о дворце в Геленджике: Кремль не имеет права разглашать
  19. Прокурор запросил пять лет за тяжкие телесные повреждения милиционера. Обвиняемый 12 дней был в реанимации
  20. «Люди спрашивали, как мы живем». История семьи с незрячими родителями и здоровым малышом
  21. Активно протестовавший «Гродно Азот» доверили бывшему вице-премьеру Ляшенко
  22. Сугробы, метель и монохром. Смотрите, как Брест и Гродно накрыло сильным снегопадом
  23. Видеофакт. В Минске замечена бронемашина — ранее ее не удавалось опознать
  24. За сутки в стране всего 847 случаев COVID-19 — в два раза меньше, чем в воскресенье
  25. Предложения по Конституции: Утверждать результаты президентских выборов будет Всебелорусское собрание
  26. «Шатать и раскачивать нас будут». Лукашенко назначил нового госсекретаря Совбеза
  27. Узнали, какая ситуация с краудфандинговыми площадками, основатель которых — Эдуард Бабарико
  28. Задержанные на акциях в поддержку Навального — о нарушении прав, отношении полиции и своей мотивации
  29. У кого было больше шансов найти работу в кризисный 2020 год? Вы удивитесь, но это не «айтишники»
  30. У Комитета госконтроля новый «старый» руководитель


Витольд Янчис,

Литва освободилась от энергетической зависимости от России и получила доступ к поставкам газа, минуя "Газпром". О том, как это получилось, в интервью DW рассказал министр энергетики Литвы Рокас Масюлис.

Фото: BBC
Корабль-терминал Independence. Фото: BBC

В конце октября в порт Клайпеды прибыл корабль-терминал сжиженного природного газа (СПГ) под названием Independence ("Независимость"). Его запуск в эксплуатацию назначен на 3 декабря. Власти Литвы надеются, что открытие плавучего терминала поможет стране сократить зависимость от российских энергоносителей и сможет защитить потребителей Литвы, Латвии и Эстонии в случае перебоев с газом. О настоящем и будущем отрасли, которую он курирует, рассказал министр энергетики Литовской Республики Рокас Масюлис.

Фото: www.dw.de
Рокас Масюлис. Фото: www.dw.de
DW: Терминал сжиженного газа строит не только Литва, но и Польша. Может ли случиться так, что Литва и Польша будут конкурировать из-за поставщиков?

Рокас Масюлис:
В 2020 году терминалы в Польше и Литве свяжет ветка газопровода. Конкуренции из-за поставщиков мы не ожидаем, скорее наоборот. Рассчитываем на более тесное сотрудничество с поляками. Наш регион достаточно небольшой, у нас множество нерешенных проблем в сфере энергетической безопасности, инфраструктуры. Все это можно решить, только сотрудничая. Так что, повторюсь еще раз, с соседями из Польши мы намерены не конкурировать, а сотрудничать.

- Насколько терминал сжиженного газа в состоянии снизить зависимость Литвы от российского газа? Какую долю в газовых потребностях Литвы покроет терминал в Клайпеде?

- Первоначально доля терминала в импорте газа составит 20-25 процентов (540 млн кубометров газа, мощность терминала - 3 млрд кубометров газа. - Прим. ред.) от общего объема потребления голубого топлива в нашей стране.

- Литва в августе заключила договор с норвежской компанией Statoil о поставках сжиженного газа. По какой цене Литва будет закупать сжиженный газ у этой страны?

- Цена привязана к британской спотовой площадке по торговле природным газом National Balancing Point. Следовательно, цена будет изменяться в соответствии с трендами на мировом рынке природного газа. Хотелось бы отметить, что цена, которую мы будем платить за импорт газа, хотя и привязана к установившейся на британской площадке NBP, будет несколько иной. К ней, согласно уговору с поставщиком, прилагается дополнение, которое включает расходы на транспортные перевозки, маржу поставщика и т. д.

Договор с норвежской Statoil подписан на минимальный, необходимый для деятельности терминала объем газа (540 млн кубометров). Но в любой момент мы можем увеличить импорт, договориться с новыми поставщиками. Поэтому договор с норвежцами мы рассматриваем как альтернативу основному поставщику (российский концерн "Газпром". – Прим. ред.), как возможность создать конкуренцию на рынке газа и, наконец, как гарантию безопасности непрерывных поставок голубого топлива в Литву.

- С кем еще Литва намерена заключать контракты на поставки сжиженного газа? И по какой цене?

- На сегодняшний день нам удалось заключить ряд предварительных договоренностей с двенадцатью ведущими мировыми поставщиками сжиженного газа. Мы надеемся, что благодаря этому, случись нужда, мы сможем в ускоренном порядке приобрести нужные нам объемы.

- Высокие цены на сжиженный газ ударят по потребителям. Как вы намерены убедить их в необходимости платить более высокую цену? И как вы намерены сгладить негативные последствия для экономики страны?

- Пока что цены не растут, скорее даже наоборот. Благодаря терминалу нам уже удалось договориться с российским концерном "Газпром" о 20-процентной скидке. Благодаря чему у нас появилась возможность с 1 июля начать снижать расценки на газ для потребителей.

- С российским концерном "Газпром" Литва связана долгосрочными договорами о поставках газа. Как будут выполняться эти договоры?

- Договор с "Газпромом" действителен вплоть до окончания 2015 года. Поэтому вскоре мы приступим к новым переговорам с российским концерном.

- Выполняя директивы ЕС, Литва провела либерализацию энергетического рынка. Это стало причиной того, что "Газпром" вынужден был продать свои акции в литовских энергетических компаниях.


- Продажа "Газпромом" акций AB Lietuvos dujos - это не только итог успешной реализации Третьего энергетического пакета ЕС, но и укрепление энергетической безопасности нашей страны. Теперь за доставку газа конечным потребителям отвечает компания Lietuvos dujų tiekimas, а Lietuvos dujos является оператором системы доставки. Хотелось бы особо отметить, что "Газпром" по-прежнему присутствует на рынке нашей страны, но теперь лишь в качестве поставщика.

- Терминал сжиженного газа, новая АЭС и соединение энергосистемы Литвы с европейскими странами, - вот три кита энергетической независимости Литвы. Пока что у Литвы есть терминал, атомной станции нет, а соединения энергосистемы со странами ЕС находятся на стадии строительства. Литва пока еще полностью зависит от поставок энергии и энергоносителей с Востока.


- На данный момент утверждать, что мы полностью, как это было до недавнего времени, зависимы от импорта энергии из России, было бы ошибочно. Теперь у нас есть корабль-терминал сжиженного газа Independence. Это один из основных гарантов энергетической независимости нашей страны. Что же касается электрической энергии, то после закрытия советской атомной станции в Висагинасе Литва из страны - экспортера электроэнергии стала импортером. Мы импортируем до 65 процентов объема потребляемой в стране энергии, но прилагаем усилия к тому, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. В прошлом году около половины объема этой энергии мы импортировали из третьих стран, а оставшуюся часть - из Латвии и Эстонии.

В будущем году, как только закончится стройка энергосмычки (проект NordBalt. - Прим. ред.) со Швецией, у нас появится возможность импортировать электрическую энергию из скандинавских стран, причем по более низкой цене, нежели на рынках Литвы, Латвии и Эстонии. Успешно продвигается вперед строительство энергосмычки (проект LitPol Link. - Прим. ред.) с Польшей. В данный момент проект готов почти наполовину, завершение работ планируется на конец 2015 года.

- Свой вклад в обеспечение энергетической независимости Литвы должна, согласно планам правительства, внести новая АЭС. Первоначально предполагалось, что атомную электростанцию в Литве вместе будут строить Польша, Литва, Латвия и Эстония. Но Польша отказалась от участия в этом проекте, латыши и эстонцы колеблются. Будет ли АЭС вообще строиться?

- Правительство Литвы намеревается и дальше развивать атомную энергетику на территории нашей страны, но существуют дополнительные условия, которые предусматривают участие региональных партнеров (Латвии и Эстонии. - Прим. ред.) и улучшение финансовых условий, согласно которым будет строиться АЭС. Стратегическим инвестором и поставщиком технологий, необходимых для строительства АЭС, является японская корпорация Hitachi. В данный момент мы пробуем окончательно договориться с латышами и эстонцами об их участии в строительстве АЭС.

- Недавно, после одного из визитов в Минск главы МИД Литвы, его белорусский коллега объявил, что Литве и Беларуси удалось найти общий язык по вопросу белорусской АЭС. Вильнюс позже не подтвердил эту информацию. Какие претензии в связи со строительством АЭС в Беларуси есть у Литвы?

- Думаю, лучше всего ответ на эти вопросы искать не в Министерстве энергетики, а в Министерстве иностранных дел.

- Еще одна возможность повысить степень энергетической независимости - добывать у себя сланцевый газ. Но американский концерн Chevron ушел из Литвы. Значит ли это, что на планах по добыче сланцевого газа в Литве поставлен крест?

- Наверняка нет. Первоначальные данные геологической разведки, как вам известно, указывают на то, что в недрах нашей страны есть запасы сланцевого газа и нефти. Нужно лишь узнать, насколько их добыча экономически оправданна. В данный момент мы активно работаем над тем, чтобы улучшить условия для потенциальных инвесторов в этот сектор экономики.

- Крупнейший в странах Балтии нефтеперерабатывающий завод и крупнейший налогоплательщик Литвы - НПЗ в Мажейкяе - сейчас, после прекращения поставок российской нефти, приносит своим владельцам минимальную прибыль. Его владелец - польский концерн Orlen - время от времени говорит о том, что комплекс пора бы закрыть. Готово ли правительство поддержать предприятие?

- Правительство Литвы заинтересовано в том, чтобы стратегический инвестор и крупнейший налогоплательщик страны Orlen Lietuva и дальше продолжал действовать. Для Orlen Lietuva мы предложили воспользоваться средствами из фонда ЕС. Одновременно с этим от предприятия мы ожидаем ясных и четких обязательств касательно модернизации завода, увеличения эффективности, улучшения конкурентоспособности и мер по укреплению позиций на международных рынках.

Справка DW. Стоимость аренды корабля-терминала сжиженного газа Independence - 43 млн евро, которые Klaipedos Nafta будет ежегодно выплачивать судовладельцу и оператору терминала - норвежской компании Hoegh LNG. Терминал состоит из трех основных частей: плавучего хранилища с регазификационной установкой, специально оборудованного для швартовки причала и газопровода высокого давления, соединенного с магистральным газопроводом.
-10%
-15%
-20%
-50%
-30%