167 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Белоруса посадили на 30 суток, а он все равно гуляет по Минску и даже путешествует. Все благодаря идее жены и ее подруги
  2. В прокуратуру Германии подали заявление на Александра Лукашенко. Юрист объясняет, что это значит
  3. Помните айтишника с БЧБ-флагом на балконе, у которого забрали машину? Узнали, что с авто сейчас
  4. «Мы этого не ждали. Ты знаешь нашу Беларусь. Вообще на ровном месте». Лукашенко встретился с Додоном
  5. «Мы с Колей жили в этом домике». Показываем, где находится «любимый дворец» Лукашенко
  6. «Не было у него умысла». Наехавшего на пятерых силовиков водителя BMW начали судить повторно
  7. Что в ВОЗ ответили на слова Лукашенко о том, что Беларуси ничем не помогли в борьбе с COVID-19
  8. Отец задержанного жителя «двора перемен» Степана Латыпова — о сыне, обвинении и выборах в реанимации
  9. «Органы внутренних дел не дадут омрачить великий праздник». Милиция рассказала, как будет работать 9 мая
  10. Пока новые Skoda не продают — ищем подержанные. Сколько стоят экземпляры с минимальным пробегом
  11. Почему появляются родинки? Онколог объясняет простыми словами
  12. Опубликован список экс-силовиков, которых Лукашенко лишил званий
  13. В Гомеле вынесли приговор директору местного филиала Белгазпромбанка, которого судили за «взятки от друзей»
  14. В Беларуси готовят указ по банковскому мошенничеству. Что планируют изменить
  15. Лукашенко: Нам нужны действительно государственные люди
  16. Скардино рассказала, как живет в Швейцарии и планирует ли возвращаться в Беларусь
  17. «Рома чернел у меня на руках». История Кати и ее сына, который проглотил средство для очистки труб
  18. Почему на лице появляются пигментные пятна и как от них избавиться. Комментирует дерматолог
  19. «Если бы не сиденья, то в поезде понравилось». Пассажиры «Ласточки» — о том, как ехали из Минска в Москву
  20. Страны «Большой семерки» призвали власти Беларуси провести новые выборы
  21. Юрий Мельничек: «Когда наступит Беларусь 2.0, все отыграет назад достаточно быстро»
  22. Куда съездить в выходные? 10 необычных экскурсий по Беларуси для любопытных туристов
  23. «Зимой мы здесь живем совершенно одни». История пары, которая переехала из города в деревню
  24. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  25. Из-за длинных майских выходных скорректировали график выплаты пенсий и пособий
  26. Огонь лихорадочный, в основном по своим. Власти грозят контрсанкциями и даже решились деликатно ущипнуть обидчика
  27. Семья минчан построила дом в дачном поселке и живет там круглый год. Вот как там все устроено
  28. С 5 мая Nivea под запретом. Посмотрели, убрали ли эту косметику с полок магазинов
  29. Теперь официально: ветераны ВОВ не получат в этом году единовременные выплаты к 9 Мая
  30. Не дошла до дома несколько метров. Что известно об аварии в Гомеле, где погибла девочка
BBC News Русская служба


Следственный комитет России завершил расследование уголовного дела против командира "Ту-154" "Авиалиний Дагестана", разбившегося при аварийной посадке в московском аэропорту Домодедово в декабре 2010-го года, сообщила пресс-служба ведомства.



Пилота Закаржи Закаржаева обвиняют в нарушении правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух человек. Он не признает вину.

Следствие пришло к выводу, что действия остальных членов экипажа не имели тяжких последствий. Однако адвокат Закаржаева Александр Категов считает, что их роль в инциденте не была достаточно расследована.

Ранее газета "Известия", ссылаясь на документы, полученные из Общественной палаты, усомнилась в квалификации второго пилота - Магомеда Шамалова. В архивах Калужского авиационного летно-технического училища, указанного в его свидетельстве гражданского пилота, нет сведений о том, что он там когда-то учился.

Сам Шамалов заявляет, что учился в Калуге, когда уже был гражданским пилотом, а необходимые для полетов документы ему выдали другие учреждения. В настоящее время он, шесть других членов экипажа и 163 пассажира признаны потерпевшими.

В руководстве авиакомпании выступают с противоречивыми оценками квалификации второго пилота.

Это уже не первый инцидент, когда документы пилотов региональных авиакомпаний оказываются под вопросом. СКР ранее усомнился в законности получения сертификата пилота командиром Boeing-737, разбившегося в Казани в ноябре, Рустемом Салиховым, который проходил обучение в негосударственном центре подготовки.

Пилот-любитель?

В руководстве "Авиалиний Дагестана", которые лишились лицензии и признаны банкротом, заявили, что подозрения в подлинности документов Шамалова несколько лет назад у них были настолько сильны, что его уволили. Однако в 2008-м году его снова приняли на работу, и окончательно Шамалов уволился лишь в 2012-м году.

Много пилотов с фиктивными дипломами?

Представитель СКР Владимир Маркин заявил в декабре, что, по данным ведомства, "многие пилоты" небольших авиакомпаний получили фиктивные дипломы о подготовке.

В связи с этим, по словам Маркина, у СКР возникли претензии к Росавиации, которая лицензирует центры подготовки пилотов.

Руководитель Росавиации Александр Нерадько заявил, что агентство проверит все летные учебные центры, которые попали под подозрение СКР.

В частности, в незаконной выдаче документов пилотам подозревают гендиректора авиационного учебного центра "Крылья Невы" Андрея Кочарыгина. Против него возбуждено два уголовных дела.

Учебный центр "С 7 Тренинг", где проходили обучение пилоты разбившегося в Казани "Боинга", в настоящее время уже ликвидирован.

В интервью Би-би-си менеджеры компании наотрез отказались прокомментировать обстоятельства решения, в результате которого Шамалов вновь был принят на работу.

"Когда у нас были подозрения, его уволили. Тогда мы посылали и запросы, и наши юристы ездили в Калугу, они это все проверяли. Когда подтвердилось, что его документы не соответствуют [стандартам], тогда было принято решение о его увольнении", - сказал Би-би-си заместитель гендиректора авиакомпании Абдула Ангутаев.

Бывший гендиректор "Дагестанских авиалиний" Мирза Омариев рассказал российским СМИ, что Шамалова приняли на работу в 2008-м году, когда он предоставил новые документы о летном образовании.

Как утверждает сам пилот, первоначальную летную подготовку он проходил в рамках системы "Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту" (ДОСААФ), где можно получить свидетельство пилота-любителя.

После этого в 1992-м году, когда Шамалов уже работал в Махачкалинском авиапредприятии, он прошел 4-месячные "курсы переучивания по программам подготовки командиров воздушного судна "Ан-2" в учебно-тренировочном отряде (УТО) в Ростове-на-Дону", свидетельствует документ, опубликованный в "Известиях".

Шамалов подтвердил, что предоставил газете этот документ. Он утверждает, что его факт обучения в системе ДОСААФ и затем в УТО обеспечил ему возможность работать гражданским пилотом, а "Калуга тут ни при чем".

"Инструкции вверх ногами"

Помощник генерального директора авиакомпании Иосиф Лихтман поддержал версию Шамалова, однако отказался говорить об обстоятельствах его первого увольнения, сославшись на то, что не смог найти соответствующий приказ.

Лихтман также объяснил неясные обстоятельства подготовки пилота тем, что "в 1992 году все инструкции стояли вверх ногами".

В свою очередь Ангутаев в интервью Би-би-си обратил внимание на то, что подготовка профессиональных пилотов занимает годы и ни при каких условиях не может длиться несколько месяцев.

Бывший заместитель гендиректора авиакомпании "Авиалинии Дагестана" Алексей Джабраилов в интервью Интерфаксу также заявил, что обстоятельства того, как второй пилот самолета прошел подготовку, противоречат инструкциям.

Адвокат командира воздушного судна Категов заявил, что ставил в известность следователей о сомнениях в квалификации второго пилота, однако они не были учтены. Адвокат также заявил, что многочисленные ходатайства о повторных экспертизах не были приняты.

Выводы МАК

Инцидент с "Ту-154" произошел 4 декабря 2010 года.

Самолет вылетел из московского аэропорта Шереметьево в Махачкалу, но вскоре у него отказали два из трех двигателей. Во время вынужденной посадки в Домодедове самолет приземлился за пределами посадочной полосы и столкнулся с земной возвышенностью, в результате чего разломился на две части.

Носовая часть сильно пострадала. Погибли двое пассажиров, сидевших в переднем салоне, - брат президента Дагестана Магомедсалама Магомедова и мать судьи Конституционного суда России Гадиса Гаджиева.

СКР утверждает, что рассматривал действия каждого члена летного экипажа и пришел к выводу, что они не привели к тяжким последствиям.

Ранее Межгосударственный авиационный комитет заявил, что авария была следствием ошибочных действий экипажа при полете и посадке в сложных погодных условиях.

Как МАК сообщал в сентябре 2011 года, бортинженер самолета, в ручном режиме перекачивавший топливо во время набора высоты, непреднамеренно прекратил подачу топлива к двигателям. Из-за этого крайние двигатели выключились, и у самолета отказали три электрогенератора.

Комитет заявил, что командир судна не руководил ситуацией и не смог распределить обязанности в экипаже. Вместе с тем МАК обращал внимание на "недостаточную профессиональную подготовку как экипажа в целом, так и каждого его члена в отдельности к действиям в аварийных и сложных ситуациях".

Авиационный эксперт Владимир Герасимов заявил Би-би-си, что в материалах следствия, по его мнению, недостаточно внимания уделяется фактору взаимодействия между членами экипажа "Ту-154".

"Работает экипаж. Ведь для этого сажают туда несколько человек, двоих, троих, четверых, чтобы они справились, у каждого есть свои обязанность и ответственность", - сказал он в интервью Би-би-си. 

Ольга Слободчикова
Русская служба Би-би-си, Москва

-10%
-10%
-5%
-10%
-10%
-15%
-20%
-20%
-10%
-10%
-10%