BBC News Русская служба


Екатерина Дробинина,

Фото: Reuters
Фото: Reuters
После того как крупнейшие европейские поставщики бронированных автомобилей отказали Дамаску в поставках, сирийское правительство обратилось к российским и китайским производителям машин VIP-класса.

Как сообщают российские СМИ, в поставках Сирии отказал концерн Audi, который последовал примеру Mercedes-Benz и BMW.

В Audi - принадлежащем Volkswagen AG - Русской службе Би-би-си подтвердили, что деловые отношения с сирийским партнером были приостановлены еще в декабре 2011 года.

Представитель компании Daimler (занимается производством Mercedes-Benz) пояснил bbcrussian.com, что компания не поставляла и не собирается поставлять в Сирию автомобили для военных нужд, "однако контролировать продажи подержанных автомобилей Mercedes-Benz третьей стороне Daimler AG не может".

В BMW на запрос Би-би-си не ответили.

"Первым лицам" различных государств мира бронированные автомобили обычно поставляет компания Carat Duchatelet, штаб-квартира которой находится в бельгийском городе Льеж. В их модельном ряду - Maybach, Bentley, Lexus, Mercedes-Benz, Rolls Royce.

В 2011 году Carat Duchatelet подготовила бронированный Jaguar XJ Sentinel для премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона. Впервые эта модель была представлена на Московском автосалоне в 2010 году. Представители Jaguar тогда говорили, что ожидают интереса состоятельных российских бизнесменов к этому автомобилю.

Получить комментарий от Carat Duchatelet на момент публикации статьи не удалось.

Высокие запросы

Всплеск поставок бронированных автомобилей на Ближний Восток начался с войны в Ираке, рассказывают специалисты, - тогда многие компании даже открыли в регионе производство.

"Закупались бронемашины для защиты не только солдат, но и для использования различными "агентствами по безопасности", включая скандально известную "Blackwaters", да и для международных наблюдателей, прессы... А позднее безопасностью своих сотрудников озаботились и крупные инвесторы нефтяной промышленности", - рассказал директор российского представительства компании "Армет" Степан Доронин.

По словам Доронина, в их компанию запросов от сирийских властей - ни от организаций, ни от частных лиц - не поступало. Представитель компании Rida, пожелавший остаться неназванным, сообщил Би-би-си, что пока заказов на поставку бронированных автомобилей в Сирию не было, а если и будут, то компания откажется от них "по политическим соображениям".
 
Rida ведет сборку в Иордании и поставляет бронированные машины в Ирак, а сейчас налаживает контакты с Пакистаном. По словам представителя компании, требования у иракских чиновников к безопасности ниже, чем у российских бизнесменов.

В России существует экспортный контроль на товары двойного назначения, к которым относятся бронеавтомобили, напоминает Степан Доронин.

"Не важно, какие они - для инкассации или для личного пользования: все они должны пройти процедуру оформления на экспорт с указанием страны конечного пользователя", - говорит эксперт.

По мнению Доронина, бронированные автомобили, поставленные из России, будут стоить первым лицам в Сирии дороже заказанных, например, в Объединенных Арабских Эмиратах.

"Проще купить в Дубае уже готовый автомобиль, и через две недели он будет доставлен, минуя двойные-тройные пошлины и сборы",- поясняет эксперт.

О чем еще Дамаск просил Москву

О развитии бизнес-отношений между Россией и Сирией на прошлой неделе сообщала газета Wall Street Journal.

В начале августа в Москву приезжала делегация сирийских чиновников. На повестке дня значился кредит на необозначенную сумму, которую Дамаск просил у Москвы в связи с быстрым истощением сирийских золотовалютных резервов.

Журналисты издания изучили переписку сирийских чиновников, в частности, премьер-министра, и представителей бизнеса, из которой следует, что члены правительства Башара Асада могут использовать российские банки для финансирования ряда сделок, включая сделки по продаже нефти и покупке дизельного топлива. Речь шла о "Газпромбанке" и "Новикомбанке".

В частности, в переписке также упоминается мартовская встреча представителей сирийского центробанка с руководителями "Газпромбанка", на которой стороны обсуждали "укрепление бизнес-отношений, включая обмен информацией для упрощения процедур перевода денег", пишет Wall Street Journal. Представители российского банка заявляют, что с момента ввода санкций США и Евросоюза против Сирии "Газпромбанк" не имеет деловых отношений с центробанком Сирии или другими сирийскими финансовыми организациями.

Вторым банком, который упоминается в переписке, оказавшейся в распоряжении журналистов Wall Street Journal, стал "Новикомбанк". Банк контролируется финансистом Ильей Губиным, который владеет 80% акций и является его президентом. Еще 20% принадлежат ГК "Ростехнологии".

В прошлом году Евросоюз ввел запрет на импорт сирийской нефти, а затем ограничения коснулись торговли золотом, драгоценными металлами и бриллиантами. В 2011 году США заморозили счета членов правительства Сирии. Аналогичные меры были предприняты и в ЕС - в 2011 году там было принято решение заморозить счета Асада, членов его семьи и крупных чиновников. 
-10%
-15%
-5%
-10%
-15%
-30%
-10%
-20%