BBC News Русская служба


Еще до суда над Pussy Riot много раз звучали вопросы: во что бы вылилось подобное выступление, если бы оно произошло в мечети или синагоге? Что считается богохульством в странах, где религия играет огромную роль как в политике, так и в повседневной жизни?

О возможной реакции на подобное происшествие в Пакистане рассказывает глава службы Би-би-си на языке урду Аамер Ахмед Хан.

В Пакистане с богохульством все обстоит очень просто: если человеку предъявлено такое обвинение и его вина доказана - хотя до такого дело доходит в редких случаях - в обязательном порядке выносится смертный приговор.

Однако проблема судебного преследования осложняется очень эмоциональной реакцией общества на любые обвинения такого рода. Задолго до начала суда выражается всеобщее негодование и осуждение, даже если вина предполагаемого богохульника еще не доказана. Были случаи, когда толпа нападала на подозреваемого.

В такой обстановке некоторые представители власти предпочли бы вообще не вмешиваться, нежели попробовать заступиться за человека, который в глазах большинства считается преступником еще до вынесения приговора.

Богохульство с двойным дном

Многие правозащитные организации, которые проводили исследования о законах и практике наказания за богохульство, приходят к неутешительным выводам.

Во-первых, почти каждое такое дело имеет какую-нибудь темную подоплеку. Например, были случаи, когда обвиняемый в богохульстве был вовлечен в долгую тяжбу за право владения участком земли либо был замечен в какой-то любовной связи, то есть с обвиняемым просто пытались свести счеты, повесив на него такое тяжкое обвинение.

Иногда выяснялось, что обвиняемый в богохульстве оказывался недееспособным человеком. В других случаях счеты сводили политические конкуренты.

Во-вторых, каждое такое обвинение с воодушевлением встречается различными религиозными организациями. Для них это шанс выйти на первый план, заявить о себе и поиграть мускулами на политической арене, особенно если они не могут похвастаться успехами на выборах, например.

Так, один из активистов известной религиозной партии взял на себя миссию по обнаружению богохульников по всей стране и, объезжая разные регионы, возбудил около 15 исков. Создавая шумиху вокруг своей деятельности, он поднял престиж своей партии, сделал ее более заметной на политическом небосклоне.

В-третьих, как я уже отмечал, очень трудно найти людей, которые встали бы на защиту обвиняемого.

Страх навлечь огонь на себя

Одним из громких дел стало убийство Салмана Тасира, губернатора Пенджаба - крупнейшей провинции Пакистана. Тасир был сторонником внесения поправок в закон о богохульстве, а также высказывался в поддержку осужденной на смерть христианки. И его самого обвинили в богохульстве. Губернатора застрелил собственный охранник.

В первые дни после этого происшествия многие видные правозащитники хранили молчание, так как боялись навлечь гнев на самих себя.

Обвинения в богохульстве рассматриваются по статье уголовного кодекса. Однако более 30 лет тому назад во времена исламистского военного правительства в эти законы была внесена поправка, согласно которой за богохульство предусматривалась обязательная смертная казнь.

С тех пор власти Пакистана пытались как-то смягчить этот закон, уравнять шансы обвиняемого и обвинителей, однако каждая такая попытка встречала ожесточенное сопротивление.
-21%
-15%
-16%
-50%
-10%
-30%
-10%
-50%