Коронавирус
Выборы-2020
Отдых в Беларуси


Сергей Колобков,

После краха отечественных бюджетных авиакомпаний их место на рынке хотят занять иностранные перевозчики. Первой о желании работать в России авиационным властям написала венгерская Wizz Air. Переговоры перевозчика пока ни к чему не привели, регулятор ссылается на жесткое национальное законодательство: контроль в компании должен быть у российских акционеров.

О том, что Wizz Air ведет переговоры с авиационными властями России, РБК daily рассказали несколько источников в авиационных кругах. Источник в Минтрансе отметил, что переговоры имеют статус "неофициальных, это больше переписка между компанией и ведомством". По его словам, несколько месяцев назад авиакомпания предложила авиационным властям забазировать в России два самолета из своего парка, которые будут работать на внутрироссийских маршрутах.

Другой источник уточнил, что авиакомпания предлагает работать внутри России, не учитывая специфику внутреннего законодательства. По этой причине переговоры ведутся лишь на уровне авиационных властей и не перешли в стадию обсуждения с Росавиацией. Официальные представители Минтранса и Росавиации не стали комментировать переговоры с Wizz Air.

Венгерская бюджетная авиакомпания создана в 2003 году. Основным инвестором перевозчика стал фонд Indigo Partners. Группа Wizz Air включает в себя две действующие компании: "Wizz Air Венгрия" (WAH) и "Wizz Air Украина" (WAU). Компания располагает флотом самолетов A320 (по 180 мест в каждом). В 2011 году Wizz Air перевезла 11 млн пассажиров.

WAU была основана в 2008 году гражданами Украины (в стране действуют ограничения на иностранное участие в национальных перевозчиках). В 2011 году украинская компания перевезла 570 тыс. пассажиров.

Как отмечает официальный представитель Росавиации, на сегодняшний день для того, чтобы получить право работать внутри России, контроль в авиакомпании должен быть за российскими акционерами, а ее парк насчитывать минимум три самолета. С первой декады декабря для выполнения чартерных пассажирских рейсов их число должно вырасти до пяти, а для перевозки пассажиров на регулярных рейсах - до восьми. Чтобы получить разрешение летать по международным регулярным направлениям, новая авиакомпания должна проработать на внутреннем рынке не менее двух лет.

Wizz Air не единственный иностранный low-cost-перевозчик, который хочет летать в Россию, но первый, который предложил летать внутри страны. Шанс поработать в России появился у венгров после банкротства Malev.

С начала февраля большую часть рейсов Malev обслуживает именно Wizz Air, но выйти на маршрут Будапешт - Москва ей помешало наличие американского акционера - Indigo Partners (был совладельцем "Авиановы"). По межправительственным соглашениям между Россией и другими странами, полеты может совершать авиакомпания, принадлежащая резидентам данной страны.

По этой причине перевозчик не смог открыть рейсы в Россию из Киева. Как отмечает источник в аэропорту Внуково, весной этого года авиакомпания вела переговоры об обслуживании в этом аэропорту, но из-за отсутствия разрешения авиационных властей переговоры завершились ничем.

О желании Wizz Air летать в Россию слышали и в аэропорту Шереметьево. В самой Wizz Air на запрос РБК daily не ответили.

"Я также слышал о планах Wizz Air и думаю, что это маловероятно. Нормативные барьеры против того, чтобы компании из Великобритании, Швейцарии, Венгрии и Польши работали в России как русские авиакомпании, огромны", - отмечает основатель "Авиановы" Эндрю Пайн.

Wizz Air активно пытается продвигаться на рынки СНГ. Украинский перевозчик оперирует двумя новыми A320. Стоимость билетов у перевозчика составляет около 10 долл. в одну сторону. Перевозчик открыл рейсы из Киева во Львов, Симферополь, Одессу и из Львова в Симферополь. Через несколько лет low-cost-перевозчик открыл рейсы из Киева в Катовице, Кельн, Дортмунд, Осло и из Львова в Лондон и Дортмунд. А вот внутриукраинские рейсы, кроме сезонного в Симферополь, были закрыты.

-15%
-40%
-25%
-5%
-25%
-20%
-21%
-25%
-10%