108 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  2. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  3. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  4. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  5. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  6. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  7. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  8. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  9. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  10. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  11. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  12. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  13. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  14. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  15. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  16. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  17. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходило в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  18. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  19. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  20. Акции в честь 8 марта и заседание МОК по Беларуси. Онлайн дня
  21. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  22. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  23. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  24. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  25. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  26. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  27. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  28. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  29. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  30. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал


Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org
Сотрудник ЦРУ летчик Фрэнсис Гари Пауэрс, пилотировавший сбитый над Уралом 1 мая 1960 года американский самолет-шпион U-2, посмертно награжден Серебряной Звездой - третьей по значимости военной наградой США.

"Пауэрс награжден Серебряной Звездой за героизм, проявленный во время нахождения в советском плену. Несмотря на издевательства и пытки, которым летчика подвергли карательные бригады, он не выдал ни толики секретной информации", - говорится в заявлении пресс-службы ВВС США. Награда была вручена внуку и внучке Пауэрса начальником штаба американских ВВС генералом Нортоном Шварцем на торжественной церемонии в Пентагоне.

Поступивший на службу в ЦРУ 1956 году Пауэрс выполнял разведывательные полеты над территорией СССР на самолете-шпионе Lockheed U-2. Он служил на американо-турецкой авиабазе и совершал регулярные полеты вдоль границ СССР с Турцией, Ираном и Афганистаном.

1 мая 1960 года Пауэрс должен был совершить полет по маршруту Аральское море - Свердловск - Киров - Архангельск - Мурманск и приземлиться на авиабазе в Норвегии. Дата была выбрана не случайно, отмечали тогда эксперты: в Первомай все руководство страны находилось на параде, многие военные начальники имели выходной, так что процесс принятия решения об уничтожении самолета мог затянуться.

Рано утром по московскому времени U-2 Пауэрса пересек государственную границу СССР вблизи таджикского Кировабада на высоте 20 километров. Спустя три часа он был сбит ракетами из ЗРК С-75 вблизи Свердловска. В советской прессе сообщалось, что самолет был сбит первой же ракетой. На самом деле по цели было выпущено несколько снарядов. В воздух были подняты два истребителя "МиГ-19", один из которых по ошибке был сбит, пилот погиб. Также приказ уничтожить U-2 поступил "Су-9": пилот в отсутствие боекомплекта должен был пойти на таран - тот летчик не справился с заданием.

U-2 был сбит ракетой на предельной дальности, неконтактный подрыв боевой части произошел позади самолета, что сохранило жизнь американскому пилоту. Он катапультировался и был при приземлении задержан жителями поселка Косулино Свердловской области.

"Парень лет тридцати, молодой, а на висках проседь"

"Приземлился парашютист не очень удачно - упал на спину. Мы кинулись к нему. Мысль была одна - помочь, - приводила воспоминания очевидцев Клара Скопина на страницах "Советской России". - Мы помогли снять перчатки, каску, шлем. Когда освободили его от всего лишнего, смотрим - перед нами симпатичный, здоровый такой парень лет тридцати, молодой, а на висках проседь. Стали гасить парашют и видим - на нем нерусские буквы".

"Парашютист держался уверенно и спокойно. Чувствовалось по всему, что выучка у него добрая. Он так и не произнес ни единого слова, только жестом показал: пить! Мы остановились у первого же дома, и хозяйка вынесла стакан воды… А тут уже подоспели капитан и старший лейтенант из части. Спрашивают летчика по-немецки. Он мотает головой, не понимает… Летчик все делал вид, что не понимает ни слова по-русски, но когда директор совхоза Михаил Наумович Берман сказал ему: "3десь не курят", - он тут же отодвинул от себя пепельницу", - рассказывал очевидец тех событий.

Когда информация об уничтожении американского самолета облетела мир, США заявили, что был сбит научный самолет, выполнявший метеорологические исследования. В ответ советское руководство представило обломки специальной аппаратуры и показания пилота.

"Пауэрс представлял собой среднего американца-работягу. Это был человек не очень эрудированный, но технически неплохо подкованный, который привык к штурвалу, высоте, скорости… Он был человек честный по натуре, но сдержанный в высказываниях. Наши органы относились к нему очень корректно. У него была отдельная комната во внутренней тюрьме на Лубянке. С мягкой мебелью. Кормили из генеральской столовой", - вспоминал Георгий Михайлов, генерал-полковник в отставке.

По его словам, никакого физического воздействия на Пауэрса, вопреки заявлениям американской стороны, не оказывалось: "Просто его спрашивали - он отвечал. Достаточно откровенно… Что нам было от Пауэрса? Мы понимали, что дело в ЦРУ и той аппаратуре, которой оно напичкивало его. А о ней-то он знал мало… И на процессе он вел себя очень корректно: признал свою вину, выразил сожаление, что принял участие в такой миссии".

Шпиона сделали героем только через 40 лет

Суд над шпионом проходил в Колонном зале Дома союзов при огромном стечении народа. Выступили колхозники, которые нашли Пауэрса на поле, эксперты всех видов аппаратуры, специалисты. Генеральный прокурор учел все смягчающие обстоятельства: рабочее происхождение, второстепенную роль в инциденте (главный виновник - ЦРУ) и потребовал назначить 15 лет лишения свободы. В итоге Пауэрсу дали только 10 лет: три года тюрьмы и семь лет лагерей.

Отсидел шпион всего полтора года - 10 февраля 1962 года в Берлине на "шпионском" мосту Глинике Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.

По возвращении в США Пауэрса обвиняли в неисполнении обязанности пилота по ликвидации секретной аппаратуры и отснятой пленки, а также в том, что он не совершил самоубийство - при обыске вскоре после задержания при Пауэрсе нашли иглу с ядом.

Как бы то ни было, Пауэрс продолжил работать летчиком, правда, данных о сотрудничестве со спецслужбами не сохранилось. Он был испытателем в компании Lockheed, из которой был вынужден уволиться, по слухам, из-за негативной оценки работы ЦРУ, которую Пауэрс представил в своей книге о событиях 1 мая 1960 года.

Затем Пауэрс стал радиокомментатором, а после - пилотом вертолета. 1 августа 1977 года Пауэрс погиб при крушении вертолета во время освещения природных пожаров в Санта-Барбаре.

В 2000 году, в сороковую годовщину миссии Пауэрса, его семье были вручены посмертно присужденные пилоту награды - Медаль Военнопленного, Крест за выдающиеся летные заслуги и Медаль национальной обороны. 
-30%
-20%
-15%
-15%
-50%
-10%
-50%
-20%