На телеканале НТВ в воскресной программе "Центральное телевидение" прозвучала новая версия крушения самолета "ЮТэйр" под Тюменью - давление на экипаж. Ее сторонники считают, что только по этой причине командир, 27-летний Сергей Анцин, решил перед вылетом не обрабатывать фюзеляж антиобледенительной жидкостью. Напомним, на прошлой неделе Следственный комитет России назвал приоритетной версией катастрофы обледенение крыла, из-за чего французский самолет ATR-72 становится просто неуправляемым.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Версию давления озвучил в телепрограмме Александр Косолапов, бывший сотрудник авиакомпании "ЮТэйр". "Его (командира экипажа. - Прим. ред.) либо кто-то поджимал, либо он был просто на сто процентов уверен, что льда нет. Здесь другого не дано", - сказал он.

Как говорится в репортаже, версия о возможном давлении на экипаж появилась из-за того, что этим роковым рейсом № 120 Тюмень - Сургут летел Николай Медведев, член совета директоров "Сургутнефтегаза" - компании, которая владеет контрольным пакетом "ЮТэйр". Вместе с ним этим рейсом летели еще несколько сотрудников.

В то же время губернатор Тюменской области Владимир Якушев сомневается, что "кто-то мог поторопить со взлетом самолет, наполненный пассажирами". Он дал понять, такого в его личной пассажирской практике никогда не было.

Как напоминает телеканал, с самолетом этой марки ранее в разных странах произошло несколько крупных катастроф, и всюду была одна причина - обледенение. В России ATR-72 рухнул впервые. Журналисты подчеркивают, что в этот раз самолет, видимо, успел обледенеть еще на земле. Во-первых, утром второго апреля осадков в районе тюменского аэропорта "Рощино" не было. Во-вторых, перед падением борт успел набрать небольшую высоту - всего 210 метров.

На прошлой неделе "Известия" сообщали, будто из расшифрованной записи бортовых самописцев следует, что лед забился в элероны - подвижные части крыла, расположенные на задней кромке. Так как эти детали предназначены для управления углом крена самолета, экипаж не смог совершить больше ни одного маневра.

Как писала газета, еще во время разгона на крыльях и руле высоты ATR-72 начала формироваться корка льда. С увеличением скорости процесс обледенения резко усилился, а когда пилоты начали убирать закрылки, обледеневший самолет начал падать. Причем потерю управляемости пилоты обнаружили сразу после отрыва от земли и поэтому попытались вернуться на аэродром.

Впрочем, семья погибшего пилота Сергея Анцина и вовсе не верит в версию обледенения. Его брат-близнец Игорь убежден, что пилоты сделали все, что могли, и единственная причина крушения - неисправность самолета.

Еще в программе прозвучала версия усталости пилотов. Как сказал друг второго пилота Никиты Чехлова, в своем последнем разговоре с ним он жаловался на загруженность на работе. "Они, знаете, как работают? Никита жаловался, у них там не хватает летчиков и что они работают сверх нормы".

Накануне из Сургута в Тюмень ATR-72 прибыл около полуночи, где-то через час пилоты и бортпроводницы были в гостинице, то есть перед утренним рейсом экипаж спал не больше четырех часов, рассказывает корреспондент телеканала.

Однако летный директор авиакомпании Александр Стефанюк уверяет, что оба пилота отдохнули перед вылетом не менее 42 часов. "Но отдых - понятие такое... Процедуры обязывают отдохнуть. Можно играть в футбол, можно плясать, можно и спать", - сказал он.

Ранее Стефанюк выразил уверенность, что экипаж принял верное решение в отношении того, проводить антиобледенительную обработку самолета или нет, а также заявил, что "экипаж сохранял работоспособность и самообладание до столкновения с землей и до последнего боролся за жизнь пассажиров".

Опубликовано видео последних минут ATR-72

Между тем Life News обнародовал видеозаписи с камер наблюдения в аэропорту "Рощино", которые зафиксировали последние минуты самолета "ЮТэйр", столб дыма, поднимавшегося над местом крушения, и спасение выживших.

"В "Рощино" не так много камер, и многие управляются диспетчерами вручную, - объяснили сотрудники аэропорта. - Сам взлет и падение лайнера не попали в камеру, в этот момент она была направлена на другой борт".

Менее чем через час вертолет доставил в "Рощино" 12 раненых с ATR-72. Сотрудники аэропорта поспешно перенесли людей на носилках в здание, где передали медикам, комментирует сайт.

Напомним, самолет ATR-72-200 авиакомпании "ЮТэйр", выполнявший рейс Тюмень - Сургут, упал утром второго апреля при взлете в 40 километрах от аэропорта "Рощино". На борту находились 43 человека - 39 пассажиров и четверо членов экипажа. Погиб 31 человек, в том числе весь экипаж. Выжить удалось 12 пассажирам, сейчас их состояние стабильно.

В ходе предварительного анализа записей бортовых самописцев выяснилось, что после взлета самолет набрал высоту примерно 210 метров, после чего возник сначала правый крен более 35 градусов, а затем - левый крен, достигший более 50 градусов в момент столкновения с землей. При этом отмечалось, что двигатели самолета работали вплоть до столкновения.

Французский инструктор по высшему пилотажу назвал главные проблемы российских летчиков

Француз Жан-Пьер Отелли, инструктор по высшему пилотажу, автор 34 книг по авиационной безопасности, перечислил журналу The New Times основные причины, которые, на его взгляд, прямо и косвенно влияют на сложившуюся в России ситуацию с безопасностью полетов.

Во-первых, виновата старая техника, на которой приходится по большей части летать пилотам. Они вынуждены выполнять массу работы, о которой уже забыли их западные коллеги, летающие на современных машинах последних модификаций.

"Среднестатистический пилот совершает десять ошибок в час. Обычно они исправляются либо самим летчиком, либо его коллегой в кабине, либо самолетом. Современные лайнеры способны выполнять автономно большую часть задач и "не слушать" потенциально опасных команд пилота, - объясняет эксперт. - Нужно приложить немало усилий к тому, чтобы устроить катастрофу с Аirbus 330-200 или Boeing последней модификации. 80% современных авиакатастроф вызваны человеческим фактором".

"Наивно верить, будто средневековое оборудование делает российскую авиацию более безопасной - старая техника дает гораздо меньше шансов на исправление ошибки пилота", - заключил он.

Во-вторых, Отелли считает нонсенсом то, что российские летчики "до сих пор мучаются" с метрической системой - километрами и секундами. "Во всем мире высота измеряется в футах, расстояние - в морских милях, а скорость - в узлах. Все современное оборудование подстроено под англосаксонскую систему по той простой причине, что она больше приспособлена к авиационному пространству", - объясняет авиаинструктор.

Наконец, в-третьих, в России (впрочем, как и в Европе) до сих пор существует масса бюрократических барьеров, ограничивающих доступ к информации об авиакатастрофах. "Но ведь чем больше мы будем знать о наших ошибках, тем больше шансов избежать их повторения в будущем", - подчеркивает летчик.

Следует поучиться у США, полагает француз: в мире нет ни одной другой страны, которая столь же скрупулезно расследовала бы катастрофы и предоставляла публике самое полное объяснение их причин. 
{banner_819}{banner_825}
-30%
-38%
-55%
-21%
-20%
-35%
-15%
-15%
-70%
-20%