Елена Мазнева,

%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B6%20%D0%A0%D0%98%D0%90%20%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
Коллаж РИА Новости
Реализация "Южного потока" зависит от переговоров с Украиной, проект "всегда был привязан" к этой стране, признал вчера в беседе с "Интерфаксом" предправления Газпрома Алексей Миллер. "Южный поток" задумывался как альтернатива украинской трубе, через которую идет 2/3 экспорта концерна в дальнее зарубежье. Но сейчас Киев и Москва снова обсуждают создание СП на базе украинской газотранспортной системы (ГТС). Очередной раунд переговоров — 15 января. В случае их успеха для "Южного потока" возможны три варианта: меньшая мощность, перенос срока строительства или вообще отмена проекта, отмечает источник, близкий к Газпрому. То же говорит и чиновник российского правительства.

Представитель Газпрома, который две недели назад уверял, что "Южный поток" "будет идти по графику вне зависимости от переговоров со странами-транзитерами", вчера от комментариев отказался.

По прежнему плану Газпрома "Южный поток" должен был заработать в конце 2015 г. Оценка морского участка — около 10 млрд евро, сухопутных трасс по Европе — порядка 5,5 млрд евро. Подготовка российской системы под этот проект — реконструкция и расширение — потребует 291 млрд руб. только в 2013-2014 гг. (оценки из прогнозного бюджета Газпрома). Итого — почти $30 млрд.

Этот проект не нужен, если Украина отдаст долю в своей ГТС, убеждали Газпром эксперты. Правда, эта тема обсуждается больше 10 лет. В 2003 г. даже учреждалось ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины", в котором Газпром получил 50%. Пока шли переговоры по этому СП, концерн приостанавливал реализацию "Северного потока" (в обход Украины по дну Балтийского моря). Но консорциум так и не заработал, и "Северный поток" был запущен в ноябре.

С вводом обходных газопроводов ценность украинской системы теряется, признал на днях президент страны Виктор Янукович: "Нам утерли нос". Украине, по словам президента, не стыдно возвращаться к вопросу о создании газотранспортного консорциума: "Вместо шума, который был о том, что это наше богатство, мы получим металлолом. Я не хочу, чтобы наша ГТС была на обочине, отброшена и никому не была нужна".

Совершенно очевидно, что Янукович готов на сделку с трубой, вопрос в цене, говорит гендиректор Фонда энергетической безопасности Константин Симонов. Однако никто так и не сказал, получит ли Газпром право собственности на трубу, указывает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: пока все говорят только про консорциум, который займется управлением системы.

Вопрос о продаже украинской ГТС не обсуждается и не будет обсуждаться, заявил на днях председатель Верховной рады Украины Владимир Литвин. А экс-премьер Юлия Тимошенко отправила письмо Януковичу, где отмечает: "Не додумайтесь отдать газотранспортную систему [России]. Это наш последний стратегический ресурс". По предложению украинской стороны газотранспортный консорциум должен заниматься транспортировкой газа, видимо, у него будут необходимые для этого активы, отмечает представитель украинского правительства, но детали не раскрывает.

По его словам, консорциум предлагается трехсторонний: Украина — Россия — ЕС. Москва пока против, говорят российские чиновники. Газпром не хочет приглашать туда даже партнеров по черноморскому участку "Южного потока" — Eni, Wintershall и EdF, отмечает источник, близкий к концерну. Что об этом думают сами партнеры, вчера выяснить не удалось: представитель EdF от комментариев отказался, остальные на вопросы "Ведомостей" не ответили.

Если Газпром все же договорится с Украиной, то выиграет даже с учетом многочисленных рисков, считает Корчемкин: нет гарантий, что Украина не передумает через пару лет, соседи ждут скидки на газ, потери Газпрома на которой могут составить $4-5 млрд только в 2012 г., не известно, сколько будет стоить доля в газотранспортном СП (белорусский Белтрансгаз обошелся Газпрому в $5 млрд даже при ценовых преференциях еще примерно на $6 млрд за три года), перечисляет он. Плюс остается технический риск — украинской системе нужна модернизация. "Однако существующая труба всегда лучше той, что еще не построена", — резюмирует Корчемкин. Вчерашнее заявление Миллера — это тоже шаг навстречу сделке с Украиной, добавляет Симонов.
 
{banner_819}{banner_825}
-10%
-80%
-10%
-58%
-50%
-50%
-30%
-20%
-21%