Екатерина Синюк,

Партия “Гражданская платформа” действующего премьер-министра Польши Дональда Туска одержала-таки победу на парламентских выборах: набрав 39,18% голосов, она оторвалась от главного конкурента - партии "Закон и справедливость" Ярослава Качиньского, - на 9,2%. В общей сложности на избирательную кампанию кандидаты потратили почти 30 млн долларов, что, по оценкам политологов, для Польши не так уж и мало. Правда, на выборы пришло меньше половины избирателей страны – лишь 48,9%.

Как это было

Агитационные плакаты "Туск или Качиньский: ты выбираешь премьера" висели почти на каждом углу польской столицы (партия, набравшая большинство в парламенте, формирует правительство. – TUT.BY), по городу ездили машины с изображениями улыбчивых кандидатов на прицепах. Фото, вероятно, делали не за одну сессию, "примеряя" лучшие улыбки для привлечения избирателей. Найти столб без агитационных плакатов было почти невозможно.







В Польше действует пропорциональная избирательная система. Партии нужно набрать как минимум 3% голосов на выборах в сейм (при этом порог прохождения — 5%), чтобы получить право на финансирование из госбюджета. Его размер зависит от итогов голосования: чем больше партия набрала голосов, тем больше она финансируется и, следовательно, имеет больше возможностей для проведения масштабной предвыборной кампании.

Помимо этого, партии для своей предвыборной агитации могут использовать и “пожертвования” населения. В частности, партия открывает счет, на который каждый гражданин Польши может перечислить сумму – не более 12 тысяч злотых.

В выборах принимали участие 7 партий, из них только 5 имели право баллотироваться во всех округах. На участке избиратель получает не один, а несколько бюллетеней, на каждом - список кандидатов от одной партии. Избиратель может проголосовать только за одного кандидата.


 
В то же время, отмечают польские политологи и журналисты, поляки не сильно-то и разбираются в этой системе. На практике они просто голосуют за того, кто им больше понравился, несмотря на то что идут они по партийным спискам.

На какие только шаги ни шли кандидаты, чтобы привлечь электорат. К примеру, Пётр Гадзиновский, который представлял партию левых демократов, печатал свое фото на проездных талончиках, ходил по клубам, раздавая бесплатные презервативы и показывая тем самым, что, выбрав его, избиратели будут надежно "защищены". Некоторые кандидаты даже снимали видеоролики с полуобнаженными девицами, которые "обещали", что обнажатся еще больше, если те сделают "правильный" выбор.

При этом польские эксперты назвали эту кампанию довольно "примитивной" и даже скучной. Интересно, что бы они сказали о белорусских парламентских выборах?

Как Качиньский и Туск во время выборов в пинг-понг играли

Основная борьба развернулась между нынешним премьер-министром Польши Дональдом Туском, возглавляющим партию "Гражданская платформа" (Platforma Obywatelska, PO), и его главным оппонентом – Ярославом Качиньским – главой радикальной националистической партии "Закон и справедливость" (Prawo i sprawiedliwość, PiS).

Борьба партий этих двух политиков, отметил заместитель главного редактора PAP (Польское агентство прессы) Мирослав Гарасим, проявлялась даже в мелочах: если PiS в 12.00 собирает пресс-конференцию на тему налогов, то в 12.30 на эту же тему организовывала пресс-конференцию и PO, которая, конечно, не стесняется в выражениях - комментариях относительно пресс-конференции партии Качиньского. "На следующий день всё наоборот. И, таким образом, конференции могли "возникать" буквально за час, что просто напоминало игру двух политиков в пинг-понг", - говорит он.

Надо заметить, что партия Качиньского имела, по оценкам политологов, довольно привлекательные лозунги. Именно она выступала, например, за увеличение льгот для многодетных семей. Правда, бесплодным парам, наоборот, шансов "завести" ребенка не давала: PiS, вероятно по религиозным убеждениям, выступает против такой распространенной процедуры, как ЭКО. Качиньский для улучшения имиджа в глазах электората даже книгу написал, которая, судя по отзывам продавцов польских магазинов, продавалась довольно неплохо.

Однако польские журналисты посчитали весьма неоднозначными высказывания политика в отношении Германии. В частности, написал Качиньский в книге, канцлер Германии Ангела Меркель "неслучайно" пришла к власти: дескать, с целью подчинить себе Польшу. В интервью популярному ежедневнику Newsweek, пан Качиньский не особо охотно на эту тему говорил, однако отметил, что Меркель "понимает, о чем я говорю".

Эти высказывания вызвали скандал, мгновенно подхваченный остальными медиа. Таким образом, все привлекательные лозунги перечеркнул сам лидер партии. Сначала он стал обвинять Германию в желании отвоевать себе часть польских земель, а затем и самого журналиста, взявшего у него интервью, за неподобающие вопросы назвал "немцем". Вряд ли шла на пользу рейтингу Качиньского и его антироссийская риторика (по его мнению, в смоленской трагедии виновата именно Россия). В результате за пару дней до выборов, подчеркнул журналист популярного польского еженедельника Newsweek Михал Кацевич, рейтинг Качиньского снизился на целых 10%.

Приди Качиньский к власти, считает аналитик Центра международных отношений (Варшава) Войцех Бородич, у Польши с такой политикой премьера могли бы начаться экономические проблемы и, в частности, проблемы с привлечением инвестиций. В то же время Дональд Туск, наоборот, намерен еще глубже интегрироваться в ЕС (а по мнению Качиньского - "продать Польшу"), и на этой почве объединить всех поляков. Хотя и ему, говорит эксперт, не избежать экономических проблем, Туск умело обходил экономические темы: ездил по стране в агитационном автобусе и мило улыбался. Это, конечно, не осталось без внимания соперника, который своего оппонента называл не иначе как Дональд "Ничего Не Могу" Туск.

Кстати, лидеры партий от теледебатов в прямом эфире отказались, делегировав руководителей своих избирательных штабов.

"В демократических странах проблема не в подсчете голосов, а в соцопросах"

По словам многих польских политологов и журналистов, сфальсифицировать выборы в Польше - нереально: дескать, ошибки, конечно, могут быть, но скорее технические. Как отметил В. Бородич, для тех, кто присутствует на избирательных участках, участие в процедуре подсчета голосов – большая честь.



















У Польши, как и у многих других демократических стран, по мнению социолога и политолога Марцина Палады, - другая проблема: огромное число всевозможных соцопросов, призванных "здесь и сейчас" определить рейтинг того или иного политика. Так, у большинства крупных СМИ подписаны контракты с фирмами, которые на общенациональном и даже международном уровне проводят такие опросы. Кстати, их результаты можно публиковать за 24 часа до того, как откроются выборные участки.

По мнению политологов, воспринимать это "рейтинговое изобилие" однозначно трудно: где гарантия, что это не пропаганда? Надо заметить, что еще Лех Валенса когда-то предлагал создать институт, который бы анализировал влияние таких опросов на людей, однако его идею не поддержали.

"Фирм, изучающих рейтинги депутатов, - очень много. Главная проблема – в использовании разных методик: одни фирмы в бланках опросов не ставят пункт "против всех", другие, наоборот, их учитывают. Например, одна фирма дает "PO" Туска 40% без учета неопределившихся граждан, а вторая, с их учетом в этот же день - 28%", - говорит Палада.

По мнению социолога, нужна унификация подходов к проведению подобных исследований. Без нее, считает он, какие-либо выборы просто перестанут быть демократичными даже в демократичной Польше.

По его словам, погрешность в соцопросах не может быть более чем 3%. "Например, на президентских выборах 2010 года "Газета Выборча" за 2 недели триумфально донесла, что Коморовски выигрывает в первом туре с 51%, а через 2 недели Коморовски получил на выборах только 44%. Разница в 7% здесь играет большую роль, - говорит социолог. – Например, в Великобритании один раз фирма точно предсказала победу одного из кандидатов на выборах, а во второй - очень сильно ошиблась. После этого создали комиссию по расследованию этого вопроса, и фирму закрыли".

В Польше, по его словам, социологические центры не несут никакой ответственности за свою информацию. "Во Франции за 2 недели до выборов запрещены публикации результатов каких-либо соцопросов. Что-то подобное нужно и в Польше".

Кстати, с проблемой недостоверности соцопросов Польша встречается еще с 90-х, отметил Палада. "В 1990-х, например, соцопросы завышали рейтинги левых партий и, наоборот, занижали рейтинги "правых", - рассказал он. – Неточными они были и на прошлых выборах в парламент: неожиданно для всех партия "Самооборона" Анджея Леппера вошла в парламент, хотя, согласно соцопросам, у них был почти самый низкий рейтинг".

В этом году с такой проблемой столкнулся лидер партии "Польша - самая важная" Павел Коваль. По его словам, именно из-за СМИ его партия не имеет шансов на успех. Например, не учитывая погрешность в 3% во время опроса, его рейтинг публикуется как 3%, хотя правильно было бы написать от 1 до 5%.

По словам Мирослава Гарасима, журналисты в первую очередь должны быть объективными: не мешать свое личное мнение с работой, чем страдает немало польских редакций.

Нынешняя избирательная кампания не обошлась без сюрпризов. Им стал 10-процентный результат партии бизнесмена Януша Паликота, который выступал, казалось бы, за несопоставимые с польским укладом жизни вещи: за отделение церкви от государства, легализацию марихуаны и однополых браков. Однако, как отмечают политологи, благодаря этой фигуре те люди, которые раньше не ходили на выборы, пошли и проголосовали за него. Дескать, поднадоели им и Туск, и Качиньский.

В беседах корреспондента TUT.BY с поляками выяснилось, что многие действительно не поддерживают ни того, ни другого. "В этих списках для меня кандидатов нет. Туск – популист, который ничего не делает. Качиньский – это вообще кандидат старых и стареющих", - приходилось неоднократно слышать.

Кстати, на следующий день после выборов возле здания редакции "Газеты Выборчей" (в котором расположены и некоторые другие польские СМИ), одиноко "пикетировал" поляк, который пришел с многочисленными картонками. На них ярким черным шрифтом было написано: "СМИ интересны только выборы. Проблемы людей их не волнуют". Возможно, поэтому и явка у избирателей такая низкая?





Официально

9 октября поляки выбирали 460 депутатов в сейм (нижняя палата парламента) и 100 членов сената (верхняя палата). Выборы в сейм проходят по пропорциональной системе, в сенат – по мажоритарной. Правительство формирует партия, одержавшая победу на парламентских выборах. Набрав 39,18% голосов, победу второй раз подряд одержала партия "Гражданская платформа", которую возглавляет премьер-министр страны Дональд Туск. Партия "Право и справедливость" Ярослава Качиньского финишировала с результатом 29,98%, "Движение Паликота" получило 10% голосов. PSL (Польская народная партия) вице-премьера Вальдемара Павляка получила 8,36%, а Союз левых демократических сил - 8,24%. PSL и партия Туска уже заявили о создании коалиции. Таким образом, Дональд Туск, вероятно, останется на должности премьера еще на четыре года. Польскому премьеру удалось добиться переизбрания впервые со времен падения коммунистического режима в стране более двадцати лет назад. Избирательная явка на выборах составила 48,9%.
-30%
-25%
-13%
-25%
-20%
-5%
-5%
-25%
-15%
0068422