179 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Инженер-программист и профессиональная модель. Вот какая девушка стала «Мисс Вселенная»
  2. «Скинул 20 кг за 5 месяцев». Белорус рассказывает, как похудел, а потом набрал мышечную массу
  3. Культурная революция в Китае: как школьники вырезали интеллигентов в рамках «классовой борьбы»
  4. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  5. Тренер — о том, как начать бегать с нуля и получится ли похудеть
  6. Журналистку TUT.BY Катерину Борисевич перевели в гомельскую женскую колонию
  7. В Беларуси сокращается количество банкоматов, инфокиосков и платежных терминалов
  8. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  9. В полвторого ночи написал явку с повинной. О какой «взятке» 12-летней давности говорят в суде над Бабарико
  10. Белорусские каналы не будут показывать «Евровидение». Белтелерадиокомпания объяснила причину
  11. Курс доллара упал почти до пятимесячного минимума. Что произошло и что будет дальше
  12. Зуд и гнойные корочки. Врач называет симптомы чесотки и рассказывает о лечении
  13. Минская поликлиника начинает выдавать сертификаты привитым от COVID-19
  14. Врач рассказывает про анализ, который помогает проверить, все ли у вас в порядке с запасом железа
  15. Свидетель слышал все происходящее в зале, но суд это не смутило. Журналистке TUT.BY Касперович дали 15 суток
  16. «Открыл нам неограниченный кредит и разрешил тратить, сколько хотим». Меценат Юрий Зиссер
  17. Вот какие права и льготы Лукашенко дал арабам для застройки 10 квадратных километров Минска
  18. Сколько белорусы возмещают за коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте
  19. «Дорогое удовольствие для государства». Минтруда — о сокращении декрета и пересмотре размера пособий
  20. Помните пса с пробитой головой и оторванным носом? Узнали, что сейчас с ним и ищут ли живодера
  21. Врач — об опасности домашней пыли и том, как часто нужно делать уборку
  22. Погода на неделю: дожди и грозы, но тепло
  23. По деньгам выходит дешевле, чем отели. Путешествие на автодоме по Полесью
  24. Деньги, предназначенные для страхования вкладов физлиц, используют для новой модернизации?
  25. «Он работает с онкобольными, а потом приходит на сеанс и плачет». Кто и как помогает психологу
  26. Йоханнес Бё души не чает в жене и ребенке. Только взгляните на их семейную идиллию
  27. «Не представляет, как будет жить дальше». Поговорили с супругой военного, которому дали 18 лет колонии за госизмену
  28. Смена внешности и запрет на съемку. Лукашенко подписал законы о госзащите и нацбезопасности
  29. Очевидцы сообщили о задержании ОМОНом велосипедистов на Цнянке
  30. Генпрокурор: «Установлены сведения о еще живых нацистских преступниках. Из литовских батальонов СС и Армии Крайовой»


Егор Виноградов,

Шестая за девять месяцев авария, связанная с российскими космическими аппаратами, заставила задуматься о крахе космической отрасли. И если деньги на восстановление былого величия нашлись, то кадры и время – пока нет.

За последние девять месяцев произошло шесть аварий с участием российских космических аппаратов. Очередной неудачный запуск состоялся 24 августа 2011 года с космодрома Байконур. Ракета-носитель "Союз-У" с грузовым кораблем "Прогресс М-12М" не вышла на заданную орбиту. Корабль упал в 40 километрах от села Каракокша Чойского района Республики Алтай. Авария "Союза" над Алтаем заставила искать причины наметившейся в российской космической отрасли негативной тенденции.

Черная полоса российской космонавтики

Исполнительный директор Российской академии космонавтики Борис Лящук считает, что серия падений и неудачных запусков российских космических аппаратов - это просто "совпадение случайных факторов", которое не имеет рационального объяснения. "Есть такое явление в космонавтике, которое называется поток отказов, - поясняет Борис Лящук. – Такой период был в девяностые годы. Я лично был тому свидетелем. Вот и вчерашний запуск. Скорее всего, это совершенно случайный отказ".

Не исключает эксперт, правда, и наличие заводского брака: за 40 лет использования двигателей такого типа, что был установлен на упавшем накануне "Прогрессе", это первый отказ. Совсем другая история - с потерявшимся в космосе на прошлой неделе спутником связи "Экспресс". "Там был совершенно новый спутник с новой идеологией построения и новой технологией. Однако и тут мы тоже потерпели неудачу", - отметил Борис Лящук.

Более точно сказать, какие именно причины привели к авариям российских космических кораблей, произошедшим в последние месяцы, по словам директора Академии космонавтики, можно будет лишь после того, как завершит работу специальная экспертная комиссия. А пока в Роскосмосе комментировать ситуацию категорически отказались. На сайте Федерального космического агентства, правда, появилось официальное сообщение о проведенном совещании.

Разбор полетов

"В связи с запланированным на 26 августа на космодроме Плесецк запуском космического аппарата ГЛОНАСС ракетой-носителем "Союз-2.1б" и РБ "Фрегат" Владимиром Поповкиным принято решение о создании экспертной группы, которая проведет проверку всего хода процесса подготовки РН и КА, начиная от поступивших материалов для изготовления изделий до готовности к пуску. По ее результатам будет принято окончательное решение о запуске космического аппарата", - говорится в информационном сообщении.

Как отметил Борис Лящук, сейчас государство вновь проявляет большой интерес к космической отрасли. "Внимание к космосу сейчас явно усилено и с точки зрения финансирования, и с точки зрения организационно-технической, и с точки зрения модернизации производства", - говорит он.

Впрочем, по его мнению, есть скрытые причины, которые могли бы повлиять на качество российских космических аппаратов. За 20 лет произошло старение промышленной базы, отметил Борис Лящук. Кроме того, в космической отрасли остается все меньше квалифицированных кадров, в частности, инженеров. "Раньше специальности, относящиеся к сфере ракетно-космической отрасли, считались одними из самых престижных. Теперь же мы видим, что все хотят стать менеджерами, юристами, управленцами, а у нас нет конкурса", - сокрушается директор Академии космонавтики.

Ни в космосе, ни на Земле

Упавший "Прогресс" выявил и еще одну проблему. Как заявил Deutsche Welle лидер фракции "Зеленая Россия" партии "Яблоко" Алексей Яблоков, подобные аварии имеют катастрофические последствия для экологии. "Основную опасность для человека и природы при падении ракеты-носителя представляет собой топливо, которое обладает канцерогенным и тератогенным эффектом", - отметил эколог. В России, по словам Яблокова, до сих пор используют жидкое ракетное топливо, которое в разы опаснее твердого.

Борис Лящук подтвердил, что при падении "Прогресса" вылилось порядка 600 килограммов горючего. Это, по словам директора Академии космонавтики, не очень много. По мнению лидера фракции "Зеленая Россия" партии "Яблоко", такого количества вполне достаточно, чтобы нанести серьезный вред окружающей среде. "Проблема в том, что жидкое топливо очень трудно собрать, так как оно впитывается в почву и разносится подземными водами", - пояснил Алексей Яблоков.
-20%
-20%
-50%
-30%
-10%
-15%
-20%
-15%
-20%
-30%
-10%