Екатерина Синюк,

Законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь" уже вызвал шквал критики со стороны правозащитников. Мало того что проведение массовых мероприятий необходимо согласовывать с местными властями, что уже само по себе может восприниматься как нарушение конституционных свобод, так теперь может появиться запрет на призыв к участию в таких мероприятиях через социальные сети и интернет вообще. TUT.BY решил выяснить, как проводятся массовые мероприятия в других странах. Тем более что в последнее время их было немало: от многотысячных выступлений в арабских странах, “возмущенных” протестов в Испании, жесткого подавления митинга оппозиции в Грузии до уличных погромов в Лондоне

Польша: 5 лет без отказов

Как рассказал TUT.BY полковник польской полиции в отставке, тренер Хельсинкского фонда по правам человека Славомир Цибульский, в Польше действует уведомительный порядок организации массовых мероприятий. "Разрешение нужно только в том случае, если мероприятие будет проводиться на проезжей части, когда могут быть задействованы дорожно-транспортные службы. В остальных случаях организаторы должны сообщать местным властям лишь когда, где и что будет проходить, - говорит Цибульский. - Уведомление можно подавать за месяц или даже за три дня до мероприятия. (…) Задача полиции - защищать людей, даже если планируется собрание и контрсобрание - две противоборствующие силы, от которых можно ожидать чего угодно".
По его словам, во всей Европе в полиции есть специальное подразделение превенции (в разных странах по-разному называется). "Это специально обученная полиция для работы на массовых мероприятиях, которая проходит спецподготовку. Местная власть у нас может отказать в проведении массового мероприятия из соображений безопасности граждан, - говорит он. - Правда, должны быть веские основания. Уже лет 5 отказов почти нет, потому что были случаи, когда организаторы подавали в суд и он признавал, что власти запретили мероприятие незаконно".
 
В Польше, отмечает Цибульский, есть понятие презумпции мероприятия, которое значит, что мероприятие должно пройти. "Если власть незаконно отказывает в его проведении, то собрание оказывается сорванным. Сейчас в польском парламенте будет рассматриваться законопроект "О собраниях", который направлен на то, чтобы организаторы мероприятия при отказе властей успели обжаловать его в суде до запланированной даты".
 
Facebook и Twitter в помощь

Как подчеркнул Цибульский, и организаторы, и участники мероприятия могут использовать интернет и социальные сети для распространения информации.

"Участники могут призывать через Facebook и Twitter любыми способами в свободной форме, если это мирные призывы, не призывающие к свержению власти. Еще одним исключением является призыв к совершению преступления".
 
Великобритания и Германия: уведомительный принцип + специальных мест нет

Как рассказала TUT.BY эксперт "Международной амнистии" по Беларуси Хизер Макгил, "в Великобритании действует также уведомительная процедура и специальных мест, определенных властями для проведения массовых мероприятий, нет.
 
"Так называемый Speakers Corner в Гайд-парке стал традицией для их проведения, но можно провести демонстрации в других местах, нужно просто заранее сообщить об этом полиции, чтобы она могла организовать движение и безопасность. Сообщить о намерении провести массовое мероприятие нужно за 6 дней, но если это невозможно, тогда хотя бы за 24 часа. К сожалению, в последние годы не очень охотно разрешают организовывать демонстрации около парламента, уведомления проверяют более тщательно. Думаю, это вызвано страхом перед терроризмом. Однако, я считаю, это нарушение права на свободу собраний. Люди должны иметь право митинговать в центре города, а не в специальных местах, поскольку это основное право, прописанное в Международном пакте о гражданских и политических правах".
 
В Германии и вовсе не нужно ни заявок, ни письменных уведомлений для проведения массовых мероприятий. Согласно Конституции ФРГ, все граждане имеют право на мирное безоружное собрание. При этом определенная система проведения собраний под открытым небом все же существует. Так, при проведении запланированных демонстраций нужно сообщить об этом полиции за 48 часов и назвать имя лидера демонстрации. Исключение составляют спонтанные демонстрации, в которых нет организатора. Еще одно исключение - так называемые поспешные демонстрации, в которых обычно есть организатор. В этом случае нужно сообщить о мероприятии полиции как можно скорее, но правило уведомления за 48 часов уже не действует.
 
Украина: попытки властей ограничить массовые мероприятия провалились

Как рассказала TUT.BY Елена Волочай, судебный эксперт, председатель правления украинской общественной организации "За профессиональную помощь", в Украине нет специального закона, который бы регулировал проведение массовых мероприятий, поскольку право на мирные собрания прописано в Конституции.

"Организаторы только посылают уведомления. Например, когда после выборов в 2004 году на Крещатике возле городской рады проводилась акция протеста, вышел мэр Киева и открыл двери рады, чтобы в мороз люди могли зайти и погреться. Можно было спальники заносить в здание, если кому-то холодно, не говоря о том, что возле него спокойно стояли палатки. Бизнесмены снабжали протестующих едой и одеждой, а милиция их охраняла, - говорит Волочай. - У нас МВД делало попытки ограничить массовые мероприятия под различными предлогами - чтобы не мешать отдыхать другим людям, чтобы зараза не распространялась и т.д., но СМИ подняли шумиху, и эта инициатива была провалена".
 
Кыргызстан: мирные собрания можно проводить без уведомления

По словам Дмитрия Кабака (Кыргызстан), разработчика проекта закона "О мирных собраниях", в настоящее время в Кыргызстане можно проводить мирные собрания без уведомления. Оно может быть направлено по желанию организаторов, но будет свидетельством того, что ответственность за надлежащую защиту и безопасность возлагается на власти, отметил эксперт.
 
По словам правозащитника и руководителя партнерской группы "Прецедент" Нурбека Токтакунова, внесены также изменения в Конституцию Кыргызстана: каждый имеет право на свободу мирных собраний. "Не допускаются запрет и ограничение проведения мирного собрания, а также отказ в его надлежащем обеспечении ввиду отсутствия уведомления о проведении мирного собрания, несоблюдения формы уведомления, его содержания и сроков подачи".
 
По его словам, в эпоху Бакиева закон устанавливал ограничения по месту проведения мирного собрания, в частности, провести его возле какого-либо органа государственной власти было невозможно. "Сейчас эти нормы не действуют, поскольку принята новая Конституция", - говорит Токтакунов.
 
Тяжелее всего - в Узбекистане и Туркменистане

В 
Туркменистане действует уведомительно-разрешительный порядок, рассказала директор общественного фонда “Nota Bene” Нигина Бахриева. Местные власти надо уведомить за 15 суток до проведения мероприятия, однако "если нет ответа от госоргана, то сразу последует разгон мероприятия". "Определено время проведения - с 8 до 20. Также есть ограничения по месту, - говорит Бахриева. - По сути, у нас мало проводятся митинги. Чаще всего мероприятия все-таки не разрешают".
 
Как рассказала TUT.BY российская правозащитница Виктория Громова, координатор программы "Защита свободы собраний новых независимых государств (ННГ)", тяжелее всего с проведением массовых мероприятий в Туркменистане и Узбекистане. В Туркменистане, например, конституция гарантирует свободу мирных собраний, "но о каких-либо акциях там я не слышала уже много лет: что-либо гражданское там либо отсутствует, либо вынуждено действовать подпольно".
 
"Специализированного закона по массовым мероприятиям у них, как и в Казахстане, нет. Там действуют правила, которые закреплены еще в документах СССР. Так, для проведения мероприятия нужно подать не уведомление, а заявление, которое будет рассматриваться властями и которое может быть запрещено", - отмечает эксперт.

В Армении, по ее словам, действует уведомительная система. Если же участников будет меньше 100 человек, то можно не подавать уведомление вообще.
 
В то же время, если в законе прописана уведомительная система, "это не значит, что вас не побьют на акции".

"Разгон протестующих - это действительность многих постсоветских стран и в том числе российская, несмотря на то, что в целом в России - уведомительная система дня проведения мероприятия", - говорит Громова.

Грузия: проведение митингов и демонстраций станет невозможным?

В июне 2011 года парламент Грузии принял законопроект "О внесении изменений в закон "О собраниях и манифестациях", предусматривающий существенные ограничения для участников акций. Хотя саму Грузию, где семь лет назад победила "революция роз", и без того едва ли можно назвать демократичной после жесткого разгона демонстрации в мае 2011-го.
 
Представленные изменения в закон предусматривают введение ограничений для проведения акций протеста у государственных учреждений и стратегических объектов. Кроме того, манифестации и собрания не должны проводиться в радиусе 20 метров от зданий судов, прокуратур, полиции, мест заключения, военных частей, станций железной дороги, аэропортов и портов. По мнению экс-спикера грузинского парламента, а нынче лидера оппозиционной партии "Демократическое движение - единая Грузия" и главного критика Саакашвили Нино Бурджанадзе, "этот антиконституционный законопроект делает невозможным для оппонентов действующего режима проведение митингов и демонстраций". 
 
Как рассказал TUT.BY координатор "Общества друзей Тибета" (Польша) Адам Козел, в Китае "каждое публичное мероприятие должно быть согласовано с властями и находится под их пристальным контролем". "Могут быть отменены даже ежегодные религиозные мероприятия. Государство пытается контролировать все, в том числе и интернет. По подсчетам экспертов китайская "интернет-полиция" составляет около 100 тысяч человек”, - рассказал Адам Козел.
 
В Беларуси сегодня

В соответствии с белорусским законодательством для проведения мероприятия также нужно получить разрешение властей: заявление подается в письменной форме не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия. Местный исполком обязан рассмотреть заявление и не позднее чем за 5 дней до даты проведения в письменной форме сообщить его организатору (организаторам) о принятом решении: о разрешении или запрещении проведения массового мероприятия. 
 
В заявлении, кстати, среди прочей информации о мероприятии организаторы должны указать "меры по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия", что, отмечают эксперты, фактически снимает ответственность с самих правоохранительных органов (в отличие от многих других стран).
 
Кроме того, местные власти определили места, где эти мероприятия можно проводить. Например, в Минске это площадь Бангалор, летний театр парка имени 50-летия Октября и площадка возле фонтана в Киевском сквере.

Белорусские правозащитники считают, что определение таких мест, равно как и сама разрешительная система, является "корректировкой конституционных свобод белорусов". В частности, в соответствии с Конституцией, белорусы имеют право на свободное выражение своих мнений и убеждений, а также право на мирные собрания. 
 
По словам депутата Анатолия Глаза, никакой корректировки конституционных свобод не происходит, "просто свобода мероприятий, уличных шествий, митингов у нас должна быть в соответствии с действующим законодательством". "И коль местные власти определили какие-то места, значит, имели на это право. Свобода мероприятий - это не анархия. Мероприятие должно быть четко регламентировано и организовано, - говорит депутат. - Я понимаю организаторов: им важно зарисоваться так, чтобы это как можно большее число народа посмотрело. По сути цель акции для них - это уже вторично, мол, посмотрите, мы собрались и шумим. Октябрьская, конечно, притягательней. А где там на Бангалоре? Определили Бангалор, да, она удалена от жилья, там парковая зона, и если даже что-то случится, вреда будет по минимуму".
 
Если организатора действительно волнует сбор, полагает А.Глаз, то место проведения мероприятий неважно, потому что собираются единомышленники. "Если бы исполкомом было принято решение, что в Минске массовые мероприятия вообще не разрешены, то, конечно, это было бы нарушением Конституции, - говорит он. - Мероприятие, конечно, не должно быть регламентировано так, чтобы становилось почти невозможным. Оно должно быть доступным. В законопроекте мы будем однозначно такие вещи прописывать".
 
Беларусь не будет ориентироваться на принципы ОБСЕ по свободе собраний?

Между тем еще в 2007 году ОБСЕ, ввиду того, что некоторые страны - участницы организации разрабатывают законы, ограничивающие права граждан на мирные собрания наперекор международным нормам, разработала "Руководящие принципы по свободе мирных собраний". Их рекомендуется использовать при разработке странам своего национального законодательства. Как рассказал TUT.BY Славомир Цибульский, все европейские страны стараются сейчас придерживаться этих принципов. И, если они меняют законодательство, то с оглядкой на них.
 
Разработку специальных национальных законов, регулирующих мирные собрания, панельная группа ОБСЕ не приветствует. "Такой подход выражается в принятии еще большего числа предписаний, усилении контроля и увеличении количества бюрократических преград. Например, к манифестациям и митингам не всегда относятся как к обыденному явлению и элементу плюралистической демократии. Власти зачастую с подозрением относятся к таким собраниям, в связи с чем и возникает тенденция к усилению регулирования и контроля", - говорится в документе ОБСЕ.
 
Напомним, 31 декабря 2010 года власти Беларуси приняли решение закрыть офис ОБСЕ в Минске в связи с "отсутствием объективных оснований для сохранения миссии". Миссия ОБСЕ работала в Беларуси с 1998 года. 
{banner_819}{banner_825}
-50%
-15%
-20%
-20%
-20%
-26%
-20%