Кризис международных политических организаций отразился и на ОБСЕ. Вес организации и интерес к ее мероприятиям уже не тот, что был раньше. Главной причиной нынешнего кризиса в организации является латентное противостояние стран к Востоку и Западу от Вены.

По этой причине главный механизм принятия решений - метод консенсуса - оказался "заблокированным". Это привело к тому, что с 2003 года в рамках структуры не принимались какие-либо серьезные документы. Уровень представительства измельчал, ограничиваясь максимум переговорами министров иностранных дел.

Встречи в верхах прекратились. Последний саммит ОБСЕ состоялся в 1999 году в Стамбуле, хотя по регламенту должен проводиться один раз в 2-3 года. Стагнация ОБСЕ была вполне закономерной. Запад критиковал Восток за недемократичность, Восток за попытки превратить ОБСЕ в инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной группы стран в отношении другой.

Отсутствие общей позиции по ключевым вопросам повестки дня, однако, не мешали активной работе таких структур ОБСЕ, как БДИПЧ и полевых миссий, которые продолжали активно учить демократии страны бывшего советского блока, тем самым раздражая их политические руководства.
К 2010 году стала очевидной острая необходимость в проведении саммита ОБСЕ.

Как полагают во многих столицах стран - членов ОБСЕ, возобновление практики периодического проведения саммитов ОБСЕ должно способствовать преодолению системного кризиса организации и постепенному повышению ее роли и значимости в современной системе международных отношений. Сама вывеска ОБСЕ по-прежнему остается в цене. Логотип организации весьма выгодное дополнение для национальной дипломатии стран участников. Страна - председатель ОБСЕ стремится использовать это время по своему усмотрению.

Председательство Казахстана в ОБСЕ трактуют своеобразным дружеским поощрением западных государств странами постсоветского пространства. Действительно, если и была проблема выбора страны из группы СНГ на этот пост, то ее решение в 2008 году было весьма удачным. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сумел-таки убедить партнеров по ОБСЕ в необходимости проведения встречи в верхах. И в том, что именно Казахстан сможет стать посредником между Востоком и Западом, навести мосты между цивилизациями и реанимировать заметно увядший "хельсинский дух".

Выбор Казахстана одновременно говорил и о стремлении навести мосты Европы с Центральной Азией, выровнять отношения с Россией, учитывая глубокую политическую координацию Астаны и Москвы. Ну и, конечно, для масштабов самой Астаны, председательство Казахстана в ОБСЕ, а затем и саммит организации, становятся серьезным достижением, укрепляющим международный престиж страны.

Что из всего этого может получиться, к декабрю будет видно, но сейчас можно подвести некоторые предварительные итоги: как Астана пользуется выпавшим шансом на примере такой сферы, как расширение сотрудничества с азиатскими партнерами ОБСЕ. В качестве Действующего председателя Казахстан продвигает взаимодействие ОБСЕ со странами Азии, в том числе в формате Группы Азиатских партнеров ОБСЕ по сотрудничеству (Австралия, Афганистан, Япония, Монголия, Республика Корея и Таиланд).

Продолжая политику греческого председательства, Казахстан назначил Личного представителя по Группе Азиатских партнеров, которым стал турецкий дипломат Э. Тезгюр.

26-27 апреля в Алма-Ате под эгидой ДП ОБСЕ и при содействии Австрии, Бельгии и Финляндии состоялся круглый стол "Многостороннее сотрудничество по вопросам безопасности в Северо-Восточной Азии и применимость опыта ОБСЕ". Обсуждались и разрабатывались меры по продвижению процесса многостороннего сотрудничества в области безопасности с Северо-Восточной Азией с учетом опыта ОБСЕ, а также по укреплению мирного режима безопасности и нераспространения оружия на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии.

Казахстан придает большое значение развитию партнерских отношений ОБСЕ с другими региональными структурами, в том числе с СВМДА.
В рамках 3-го саммита СВМДА в Стамбуле в начале июня под эгидой Казахстана было организовано специальное мероприятие - "Безопасность и экономическое сотрудничество в Евразии в ХХI веке". В нем приняли участие делегации 21-й страны - участницы ОБСЕ и СВМДА, включая все 6 азиатских и 3 из 6-и средиземноморских (Египет, Иордания, Тунис) партнеров ОБСЕ - Литвы и Греции как членов "Тройки" ОБСЕ, Азербайджана, Ирана, Кыргызстана, Пакистана, России, Таджикистана.

Центральным тезисом данного мероприятия стало то, что сотрудничество ОБСЕ и СВМДА объективно обусловлено уже тем, что понятие европейской безопасности сегодня выходит далеко за континентальные рамки, охватывая обширное пространство Евразии.

На встрече Казахстаном было предложено рассмотреть вопрос об учреждении Форума ОБСЕ-СВМДА, который мог бы стать постоянной площадкой для диалога двух структур, позволяющей обсуждать и рассматривать актуальные проблемы безопасности и сотрудничества на Евразийском континенте.

Важным событием в плане укрепления сотрудничества ОБСЕ и других международных организаций в рамках неформальной министерской встречи ОБСЕ в Алма-Ате 17 июля стал ужин глав/представителей ключевых международных организаций, занимающихся вопросами обеспечения безопасности в Евро-Атлантике и Евразии.

Первая в своем роде встреча придала импульс развитию диалога и сотрудничеству между такими институтами, как ОБСЕ, СНГ, ЕС, НАТО, ООН, Совет Европы и СВМДА. Но не все так гладко происходит в процессе налаживания многостороннего диалога.

Уже сегодня представляется очевидным, что на предстоящем саммите в Астане судьбоносной может стать тема инициативы президента Медведева. Речь идет о Договоре европейской безопасности и схожее по смыслу французское предложение о создании "евроатлантического и евразийского пространства безопасности".

Как видно, Москва сосредоточилась на установлении прямых отношений с НАТО и США, не распыляясь на широкий международный формат. Например, по информации Генштаба ВС РФ, ЕС и Россия создают совместную рабочую группу по планированию и координации совместных действий в сфере обороны и безопасности. Похоже, что участие ОБСЕ там не предполагается.

Так планируют в Москве. Однако, по некоторым данным, в форматах НАТО и США двустороннее продвижение инициативы Медведева будет иметь неразрешимые трудности. В Вашингтоне такой формат сотрудничества по данной теме фактически игнорируется. Там считают, что необходимо повышать эффективность уже существующих структур обороны и безопасности. Признается большая вероятность, что в случае включения в повестку дня саммита ОБСЕ темы о новом Договоре европейской безопасности, то в недрах ОБСЕ она в качестве дискуссионной останется навечно.

Скорее всего, такая же судьба ждет и другую инициативу. В ходе идущих дискуссий о содержании декабрьского саммита в Астане с идеей создания аналога ОБСЕ для стран Центрально-Азиатского и Каспийского регионов выступил президент Туркменистана. Тут нельзя не отметить появившиеся одновременно с этой идеей предложения вообще преобразовать ОБСЕ в чисто евразийскую организацию, без США и Канады. Сегодня в основном эти предложения исходят от некоторых московских экспертов.

Такие перспективы ОБСЕ являются абсолютно нереальными не только при нынешнем председателе организации, но и при будущем, которым станет Литва - страна ЕС и входящая в НАТО.

В Вильнюсе говорят, что будет учитываться и использоваться весь опыт и достижения, накопленные председательствующим ныне Казахстаном. И уже работая совместно в новой "тройке" ОБСЕ (Литва-Казахстан-Ирландия, которая примет эстафету у Литвы), как ожидается, одним из главных приоритетов в ОБСЕ должна стать энергобезопасность в качестве эффективного инструмента развития диалога Запада с азиатскими партнерами ОБСЕ. 

-10%
-15%
-10%
-30%
-40%
-10%
-17%
-10%
0061173