Виктор Ющенко. Фото с сайта president.gov.ua
Виктор Ющенко. Фото с сайта president.gov.ua
В сегодняшнем номере Der Standard опубликована статья украинского президента Виктора Ющенко, посвященная конституционной реформе на Украине.

Вначале президент напоминает об известных фактах. В декабре 2004 года украинцы выступили в защиту права самим выбирать верховную власть в государстве. Старая власть выразила готовность пойти им навстречу, но при условии внесения поправок в конституцию. Поправки были приняты второпях и в результате оказались "бомбой замедленного действия". Президент лишился многих полномочий, парламент оказался никому не подотчетным, а давно необходимая реформа местного самоуправления была отложена под сукно. Именно поэтому в конце марта 2009 года Виктор Ющенко внес проект новой конституции в Верховную Раду.

Проект Ющенко предполагает создание двухпалатного парламента с меньшим числом депутатов. Их иммунитет, который сегодня является синонимом безнаказанности, должен быть ограничен. Президент Украины будет избираться непосредственно народом и являться гарантом конституции. Кабинет министров будет утверждаться парламентом и обретет всю полноту исполнительной власти. Эти изменения, полагает Ющенко, должны привести к укреплению политической стабильности.

Однако ответ парламента на эту инициативу украинского президента оказался "оригинальным" - он назначил досрочные президентские выборы.

В своей статье Ющенко говорит, что не цепляется за власть. Власть для него "никогда не была самоцелью, а только инструментом, чтобы служить своим согражданам и Украине". Украина нуждается в политике иного качества, поэтому он предлагает провести досрочные президентские выборы одновременно с выборами в парламент. Однако, утверждает президент, предварительно необходимо изменить избирательное законодательство и ликвидировать неограниченный иммунитет депутатов.

NEWSru: КС Украины не разрешил Ющенко распустить Верховную Раду

Конституционный суд Украины не дал президенту Украины Виктору Ющенко возможности распустить Верховную Раду за несоблюдение процедуры формирования правительства осенью 2008 года. В четверг КС постановил, что внесение предложений президенту страны относительно кандидатуры премьер-министра и состава кабинета министров принадлежит исключительно к полномочиям коалиции в Верховной Раде, сформированной в соответствии со статьей 83 Конституции Украины. Таким образом, КС не оправдал надежды Ющенко.

Как сообщалось, 13 февраля Ющенко обратился в Конституционный суд с просьбой разъяснить, нарушили ли депутаты Верховной рады конституцию, когда осенью 2008 года при создании коалиции не соблюли процедуру формирования правительства. Это, по мнению Ющенко, может стать основанием для роспуска Верховной Рады. Депутаты тогда посчитали, что коалиция осенью прошлого года была не создана, а лишь дополнена (к блоку "Наша Украина - Народная самооборона" (НУНС) и Блоку Юлии Тимошенко (БЮТ) присоединился Блок Литвина, и поэтому не сочли необходимым формировать новый состав правительства.

Так, 16 декабря 2008 года председатель Верховной Рады Владимир Литвин официально объявил о подписании соглашения об образовании новой коалиции. Вместе с тем, новообразованная коалиция не подавала президенту представление относительно кандидатуры премьер-министра Украины. В то же время через два месяца был поднят вопрос о замене некоторых членов правительства, которые назначаются по предоставлению премьер-министра.

В мотивировочной части решения КС отмечается, что понятие "коалиция депутатских фракций в Верховной Раде, сформированная в соответствии со статьей 83 Конституции", включает как коалицию, сформированную в новоизбранном парламенте, так и сформированную в случае прекращения деятельности предыдущей коалиции, передает РИА "Новости".

То есть, Конституция предусматривает участие в формировании правительства и коалиции, сформированной в случае прекращения деятельности предыдущей коалиции, констатируется в решении.

"Положения части 8 статьи 83 Конституции Украины в аспекте конституционного представления в системной связи с частями 6, 7 статьи 83, пунктом 9 части первой статьи 106, частями 3,4 статьи 114 Конституции следует понимать так, что внесение предложений президенту Украины по кандидатуре премьер-министра, а также в соответствии с Конституцией Украины - по кандидатурам в состав Кабинета министров, относится исключительно к полномочиям коалиции депутатских фракций в Верховной Раде, сформированной в соответствии с частями 6, 7 статьи 83 Конституции Украины", - говорится в резолютивной части решении КС.

Представитель Верховной Рады Украины в Конституционном суде Анатолий Селиванов заявил в связи с решением КС, что суд подтвердил конституционный правопорядок.

"Конституционный суд своим решением подтвердил конституционный правопорядок, который обуславливает, что новосозданная коалиция, то есть коалиция, которая создана после избрания Верховной Рады, обязана вносить кандидатуру (премьера) и формировать правительство… то есть, это конституционная обязанность коалиции. Когда уже работает Верховная Рада и возможность создания коалиции на протяжении работы Верховной Рады связывается с необходимость внесения кандидатуры премьер-министра, то это уже не обязанность, а право", - сказал Селиванов на пресс-конференции в четверг, разъясняя решение Конституционного суда Украины.

Таким образом, по его словам, решение, вносить или не вносить кандидатуру премьер-министра, зависит от Верховной Рады.

Замглавы секретариата президента Украины Марина Ставнийчук называет ожидаемыми решения Конституционного суда по трудовым соглашениями и по выдвижению кандидатуры премьер-министра новой коалицией, сообщает "Интерфакс".

"Оба решения, которые сегодня приняты Конституционным судом Украины, ожидаемые со стороны президента Украины и вполне соответствуют тем аргументам, которые пытаются доказать в КС президент Украины", - сказала Ставнийчук.

Говоря о решении КС, связанном с вопросами формирования коалиции и правительства, Ставнийчук подчеркнула, что решение КС является продолжением тех правовых позиций, которые декларировал КС в своих предыдущих решениях в отношении формирования коалиции и в отношении пребывания депутатов в составе коалиции.

"Таким образом, никаких вопросов в отношении того, что кто-то выиграл, кто-то проиграл, в решении КС не может возникать потому, что КС подтвердил те правовые позиции, которые указывались в решениях КС ранее", - сказала Ставнийчук.
-20%
-20%
-40%
-50%
-50%
-20%
-11%
-50%