опубликовано: 
обновлено: 
Николай Щетько,

Руководитель проекта Gemius в Беларуси Михаил Дорошевич – один из немногих людей, который знает о белорусской интернет-аудитории если не всё, то почти всё. Совсем недавно его компания обрадовала белорусов вестью о 50%-ном проникновении интернета в Беларуси и достижении отметки в 4 млн пользователей.

Чего ждать от года наступившего? Куда будет развиваться белорусский интернет дальше? Останутся ли темпы роста нашей интернет-аудитории в лидерах среди всех стран Центральной и Восточной Европы?

Михаил назвал основные оптимистичные и тревожные тенденции для Байнета: несмотря на высокие темпы роста, остаются актуальными вопросы появления в Беларуси качественных локальных сервисов, интернет-образованности аудитории, работы с молодежью и монетизации: если по росту интернетчиков мы в лидерах, то по количеству приходящегося на одного интернет-пользователя рекламных денег Беларусь - в явных аутсайдерах. А недостаток рекламных денег напрямую сказывается на количестве и качестве локальных интернет-проектов, ведь на голом энтузиазме долго не протянешь...

Итак, в первом "Интервью по понедельникам" 2012-го года - глава проекта Gemius в Беларуси, Михаил Дорошевич:  

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (19,96 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

– Одно из главных событий прошлого года с точки зрения цифр – то, что мы уверенно перешагнули планку в 4 миллиона активных интернет-пользователей. Эти данные были за ноябрь. Какие у вас есть итоги по всему году?

– Итоговых цифр за декабрь 2011 года у нас еще нет. Я бы хотел прокомментировать цифру 4 миллиона. Психологически важная цифра – 50 % пользователей интернет среди граждан страны старше 15 лет. Генеральная совокупность людей в возрасте 15+ в Беларуси – 8,1 млн человек. В ноябре было 4 млн 63 тыс. интернет-пользователей, значит, мы можем говорить, что это более 50%.

Но главное не то, что достигнут хороший результат, а то, что еще предстоит достигнуть. Здесь я вижу много сложных проблем, которые хотелось бы обсудить. Часто спрашивают, "когда будет 5 млн". Но само по себе увеличение числа пользователей не может быть самоцелью! Важным является то, что люди делают онлайн, их умения и навыки, осведомленность о возможностях и ресурсах интернета, умение находить информацию, необходимый и полезный для них контент, использовать полезные в повседневной жизни сервисы, которые делали бы жизнь более комфортной.

Цифра 4 млн была достигнута за два года. Было много объективных причин, чтобы интернет-пользователей в Беларуси стало на 1 млн больше. Прежде всего – это развитие инфраструктуры. За это время в повседневную жизнь вошли безлимитные широкополосные тарифы. За эти два года все мобильные операторы представили технологию 3G, которая привела к резкому увеличению числа интернет-пользователей.

На нашем графике видно, что после летнего периода стабильности интернет-аудитории рост начался осенью. Я связываю это с тем, что  стоимость доступа в интернет не растет, в итоге с учетом инфляции он стал гораздо дешевле. Инфраструктура будет развиваться и дальше: появляются технологии 4G. В прошлом году был тренд перехода на оптоволоконное подключение пользователей Ethernet. Скорость будет расти, а скорость и качество интернета очень важны для пользователей. Естественно, пользователи привыкают к хорошим сервисам, хорошим услугам, и это позволяет им использовать больше сложных сервисов.

Но надо думать не о том, что мы достигли более 50% проникновения интернета, а о том, почему  остальные 50% не являются интернет-пользователями.  Это серьезная проблема. Недавно я просматривал исследования Европейского союза по поводу того, почему люди не пользуются интернетом. Большинство родов деятельности в Беларуси не связаны с интернетом. Чтобы люди понимали, для чего им нужен интернет, какие полезные услуги и сервисы они могли бы получить, необходимо развитие.

Другой момент – это образованность и медиаграмотность пользователей. Интернет-пользователям сложнее, чем пользователям мобильного телефона, которым достаточно нажать 7 кнопок...

– Ну и немногие пользователи мобильного телефона умеют отправлять SMS…

– А с интернетом порог доступа еще выше: требуются базовые навыки компьютерной грамотности, должен быть компьютер или пункты бесплатного общественного доступа, куда люди могли бы прийти и воспользоваться услугами интернета. В Беларуси эта проблема существует, потому что только в Минске есть широкий выбор возможностей доступа в интернет с различными технологиями, ценами. В малых городах все хуже: люди ограничены в возможностях, для них это более дорогая услуга. Им часто не понятно, зачем ею пользоваться.

Я бы хотел еще остановиться на образовании молодежи и детей. Людей с детства надо учить тому, как вести себя в интернете, учить вопросам приватности, конфиденциальности информации. Родители учат детей, как вести себя на улице, запрещают разговаривать с незнакомцами, учат соблюдать правила приличия,  точно так же нужно обучать детей безопасному поведению онлайн. Если смотреть шире, то в медиаграмотность входит и умение создавать контент. Это подобно тому, как в нашем детстве было важно умение писать перьевой ручкой и читать. Надо уметь размещать контент, фотографировать, делать видео.

Нужно не забывать, что 50% граждан не являются интернет-пользователями. И услуги и  сервисы, которые доступны только онлайн, создают неравные возможности доступа к онлайн и оффлайн информации. Из примеров – практика подачи и заполнения анкет в посольство только онлайн. Если возникает удобный сервис, но есть люди, которым эта услуга недоступна, должны быть пункты бесплатного пользования, где им помогут и объяснят, как это сделать. Думая о том, что интернет-пользователей стало больше, не нужно забывать о тех, кто не пользуется интернетом.

Конечно, молодежь стремится к 100%. Людей в возрасте 55 плюс не так много. За прошлый год с 4,5% пользователей интернета количество людей в возрасте 55 и более лет увеличилось до 6%. Но все равно это небольшой процент относительно числа взрослых людей.

– Как ещё изменилась аудитория в 2011 году? Я заметил, что женского пола в интернете стало больше, чем мужского…   

– То, что женщин в интернете стало больше, чем мужчин, свидетельствует о зрелости интернет-аудитории. На начальных этапах в интернете всегда больше мужчин, чем женщин. Но когда это становится ежедневным способом коммуникации, то с большим развитием интернета женщин становится больше. Они более активны в интернете,  делают больше просмотров и проводят больше времени онлайн.

Еще одна характеристика (важная для сравнения с традиционными медиа) – увеличение  времени, которое люди проводят в интернете. Нам нужно стремиться, чтобы эта цифра была сопоставима с телевидением.

– За год она выросла?

– Естественно.

– Насколько?

– В среднем на интернет-пользователя она выросла на несколько часов в месяц. Мне кажется, это нормальное явление. Когда начинались исследования, уже тогда в прибалтийских странах женщины были активнее, чем мужчины. В Украине пока еще мужчин на несколько процентов больше.

– Может, это связано с особенностями демографической ситуации… 

– Я думаю, это связано с развитием инфраструктуры. Беларусь – одна из лидеров по росту интернет-аудитории в регионе Центральной и Восточной Европы. Больше нас растет Украина, это абсолютный лидер.

С другой стороны есть негативный момент – по числу рекламных денег, приходящихся на интернет-пользователя, Беларусь оказывается последней. В лидерах Чехия: там больше 50 евро на интернет-пользователя в год. По абсолютным числам впереди Россия, где рынок уже больше 700 млн евро. Второй рынок – польский, где больше 400 млн евро.

Важно обращать внимание на эту характеристику, потому что без рекламных денег невозможно создавать качественный местный контент. Чем меньше денег в белорусском интернете, тем меньше возможностей для развития качественных  белорусских интернет-ресурсов и сервисов. Тем, кто вступил на стезю интернет-бизнеса, приходится думать, как выжить с небольшим количеством денег. Тем не менее, я смотрю в будущее оптимистично, потому что, на мой взгляд, интернет – наилучшее медиа в сравнении со всеми остальными.

– Как вы считаете эти четыре миллиона, пятьдесят процентов?

Мы используем гибридную технологию, которая называется Gemius Fusion и имеет несколько  источников данных, с помощью которых мы можем рассказать об интернет-аудитории Беларуси в целом и о каких-то ресурсах в частности. Источниками данных для этого типа исследования служат сайтоцентричные данные, так называемые счетчики, устанавливаемые сайты.  Это наиболее точный способ измерения аудитории с точки зрения технометрии. Базой для всех счетчиков является просмотр страниц - все остальное зависит от методологии.

Второй источник данных – онлайн-панель, которая формируется с помощью показа социально-демографических анкет. Пользователи их заполняют, данные верифицируются, и формируется такая панель, как в маркетинговых исследованиях. Отличие от маркетинговых исследований в том, что у нас не взвешенная выборка, поэтому чем она больше, тем это лучше для медиапланирования.

Третий источник – юзер-центричный: от плагинов, который пользователи устанавливают у себя на компьютерах. Это позволяет узнать аудиторию сайтов, которые на сегодняшний момент мы не можем проскриптовать. Мы можем назвать аудиторию YouTube, Facebook, Google, Википедии в Беларуси.

Четвертый источник данных – оффлайновые исследования. Аудиторные исследования – очень дорогостоящие и очень сложные методологические исследования. Они требуют большого научного аппарата. Одним из существенных моментов является компания, у которой берутся оффлайновые данные. Gemius сейчас оперирует на 30 рынках и не делает оффлайновых маркетинговых исследований. Мы перешли на оффлайновые данные компании МАСМИ.

Все эти четыре источника данных позволяют говорить об аудитории Республики Беларусь и аудитории сайтов-участников данного исследования.

– Насколько этим данным можно доверять? Верно ли вводят свой уровень дохода? Некоторые  могут расставить галочки в анкете "по приколу". Или ваш оффлайн-партнер может заполнить анкеты некорректно... Как учитываются такие ошибки?

– Это качество формирования панели. Методологическая база для взвешивания и анализа данных стандартная, и процент неправильно заполненных анкет стандартный для всех рынков. Правильная методология и верификация пользователя позволяет избежать всех этих ошибок и получить достаточно грамотные данные.

Условно говоря, информация пользователя, который говорит, что ему 18 лет, а потом указывает, что имеет степень MBA и что он женат, позволяют говорить о неправильности данных. Когда в прошлом году в мае мы начали переходить на гибридную fusion-технологию в Беларуси, за этот период было заполнено более 70 тысяч анкет. Онлайн-панель – чуть больше 30 тысяч.

– То есть выборка у вас в два с лишним раза меньше, чем общее число заполненных анкет. А какой вы делаете "допуск"? Как может "плавать" цифра 4 млн? Я помню времена, когда было несколько  исследований, и все заявляли разные цифры…

– Надо смотреть на методологию исследования. Для меня это одна из причин, почему я занялся проведением аудиторных исследований. Всегда важна методология и сопоставимость данных по критериям. Данные, которые подготовило Минсвязи, опираются на иные источники. Это цифры международного телекоммуникационного союза. Они получают их от Министерства связи и информатизации. Сейчас они еще используют данные Национального статистического комитета. У них своя методология, которая не связана с аудиторным исследованием.

– В общем, у вас цифры точнее?

– Мы просто говорим о разных цифрах, полученных разными способами.

– Три года назад мы общались с вами, и вы оценивали, что примерно треть белорусских пользователей не пользуется белорусскими ресурсами. Можете сейчас более точно оценить количество?

– Я могу сказать на основе ноябрьских цифр из fusion. Если мы считаем yandex.by белорусским ресурсом, то процент не пользующихся белорусскими ресурсами составляет 17%. Если мы не учитываем yandex.by, то 75% пользуются белорусскими ресурсами, а 25% не пользуется. Можно сказать, что мои экспертные оценки оказались верными.

Мы возвращаемся к первому вопросу: люди должны знать о существующих ресурсах. Естественно, белорусские ресурсы имеют индекс соответствия (affinity) в Минске выше. Но Минск и Минская область – это менее 40% аудитории и за пределами Минска ситуация меняется. Более популярными становятся какие-то другие ресурсы.

– Можете привести характерные примеры для регионов?

– Например, mail.ru и yandex имеют более сильные позиции в регионе, чем в Минске. Это зависит в том числе от процента людей с высшим образованием. У каждого сайта своя аудитория, но можно заметить, что pop-up-ные сервисы более популярны в регионах. А это все связано, потому что люди пользуются файлообменными системами, видеопорталами. 

– Какие основные тенденции вы видите сейчас для Байнета?

– Интернет растет и становится качественнее – прогресс невозможно остановить. Но чтобы не отставать и смотреть в будущее, мы должны проанализировать проблемы нынешнего времени. На мой взгляд, не очень хорошо, что из десяти первых ресурсов в Республике Беларусь исключительно белорусскими являются два. Два имеют элементы белорусской локализации, что хорошо тем, что с развитием белорусского рынка он становится интереснее. Если глобальные игроки начинают тратить средства на локализацию в Беларуси, от этого белорусские пользователи только выигрывают. Это взаимовыгодный процесс. Но шесть ресурсов никак не назовешь белорусскими. Большинство из них – социальные сети. Получается взаимосвязь: мало денег – мало сильных отечественных контент-проектов.

– Какая ситуация на других рынках, где работает Gemius?  

– На рынках Центральной и Восточной Европы ситуация характеризуется несколькими вещами. На каждом рынке все по-разному. 2011 год характеризовался на всех рынках тем, что лидером роста выступил Facebook. Октябрьские данные мегапанели Gemius в Польше показали, что Facebook обогнал польскую "naszaklasa". Это аналог Одноклассников, который принадлежит DST. Важно то, что это был сильнейший локальный игрок. На соседних рынках Facebook не является лидером только в Латвии и России (там лидеры – Вконтакте и Одноклассники). В Беларуси Facebook пока что уступает Одноклассникам и  Вконтакте, хотя  вплотную подошел к Одноклассникам, поэтому 2012 год будет достаточно интересен с точки развития этих двух социальных сетей в Беларуси.

Другая тенденция – рост мобильного трафика. Все больше и больше просмотров делается с мобильных устройств, планшетов. На разных рынках проценты просмотров разные. На более развитом датском рынке мобильный трафик более 7% . В Украине – 2%. В Беларуси в некоторых ресурсах может быть порядка 10% мобильного трафика, у некоторых – 4%. Естественно, этот процент будет расти и за этой тенденцией надо внимательно следить, потому что мобильные измерения еще сложнее. Конвергенция всех медиаустройств во что-то единое будет происходить и дальше, и люди будут более активно использовать интернет.

Другая характеристика, о которой я говорил, время, проведенное в интернете. Эта тенденция была во всем регионе. По данным Gemius за 2011 год трафик возрос на 11-12%. В рамках региона это несколько миллиардов просмотров ежемесячно. Люди больше находятся в сети и ведут себя более активно.

– Кроме интересных цифр по поведению пользователей, вы считаете технические цифры. Мы немного коснулись посещений с мобильника. Можете ли отметить что-то по технической части?

– В 2011 году был запущен стандартный для Gemius сайт ranking.by, в котором размещены технометрические данные. Эти цифры собираются напрямую со счетчиков. Там очень много интересных вещей тря трендовых тенденций. Во-первых, в Беларуси практически 50% просмотров белорусскими пользователями белорусских сайтов делается с помощью браузера Opera. Это уникальный факт, который выделяет Беларусь из всех других стран.

– Разработчики Opera тоже удивляются, но очень довольны.

– Теорий, почему так случилось, достаточно много. Также высокий процент пользователей Opera в Украине, но не такой, как в Беларуси. В Латвии лидером стал Google Chromе - казалось бы, соседние страны, но настолько разные интернет-пользователи.

– Но Chrome у нас тоже растет.

– Он начал занимать вторую позицию.

– Какие еще интересные вещи?

Я смотрю на операционные системы. Здесь интересно падение Windows XP, рост Windows 7. Но несколько месяцев назад на третью позицию вышел Android, что говорит о росте популярности мобильных устройств. Количество просмотров с мобильных устройств в процентах еще несоизмеримо с десктопными, но с точки зрения того, что это третья операционная система, это важно.

– Больше, чем Windows Vista.

– Для операционных систем достаточно интересно то, что недавно публично был представлен такой же сайт для Дании. И оказалось, что на рынке, где определенное программное обеспечение является релевантным фактором, лидером является Windows 7. Оказывается, что платное программное обеспечение не всегда значит  замедление развития.

Другая характеристика, которая позволила бы оценить, насколько свеж компьютерный парк в Беларуси, это разрешение. Если оно малое, то можно предположить, что у пользователя не самая последняя модель компьютеров.

В мобильных устройствах интереснейший факт: за осень стало лучше качество распознавания мобильных устройств. Сейчас не распознается не более 10% мобильных устройств, и стали распознаваться андроидные устройства. Оказалось, что усилия мобильных операторов по распространению смартфонов были не напрасны. Присутствуют телефоны Huawei, ZTE. Если смотреть в рамках модели, то вторым производителем после Nokia, который теряет свою долю, стал Huawei. Притом, что большинство пользователей не знают, что пользуются устройствами данного производителя. Они думают, что это брендированные телефоны МТС, Life:) или Velcom.

Последний момент – гонка по количеству переходов с поисковых систем. Уникальность Беларуси - в конкуренции между Google и Yandex. Google как отдельный сайт имеет большее количество переходов. Но так как Yandex-технологии используются в белорусских сайтах, то Yandex популярен как поисковый движок. Тенденция последних недель такова, что по количеству запросов Yandex пытается догнать Googlе. На рынках общий доминатор – Google, это сайт номер один и в Беларуси.

Yandex – хороший игрок, он думает о белорусах и белорусских пользователях. Может быть, такая конкуренция подтолкнет к чему-то и других глобальных игроков. Правда, для этого должно быть чуть больше денег на рынке.

– Чего ждать от 2012 года? Станет ли больше денег на рынке?    

– Хотелось бы, чтобы их было больше. С помощью различных исследований мы попытаемся помочь рекламодателю лучше узнать аудиторию, чтобы понимать, что ему лучше тратить деньги на интернет, чем на другие медиа.

– Какие тенденции однозначно будут продолжаться в 2012 году?

– Я думаю, рост мобильного трафика. Но за две недели сложно что-то сказать.

– Скорее всего, будет увеличиваться и рост времени, проводимого в интернете.

– Если сохранится хорошая цена на интернет (а я надеюсь, она будет сохраняться, потому что это важный социально значимый продукт), то время будет увеличиваться. Но важно не количество. Может, уже не будет такого стремительного роста показателей. Гораздо важнее будет качественное изменение, которое позволит интернет-экономике Беларуси играть более важную роль.

– Безусловно. Я хочу привести пример из смежной области – из сотовых операторов. Мы помним, когда каждый месяц были приросты по 100 тысяч, потом он замедлялся, сошел на десятки тысяч в квартал. Но в то же время сети продолжают развиваться. Уже нет такой бешеной гонки, но добавляются сервисы, появляется 3G – для существующих пользователей появляется совершенно новое качество. Я так понимаю, то же самое вы видите для интернета.

– Более того, сотовые операторы осознали факт, что передача данных – такая же важная сфера, как и голосовые услуги. Естественно, чтобы сохранять свои доли на рынке, двигаться дальше, им нужно думать, как качественнее работать с интернет-пользователями.    

– Традиционный вопрос: что вы хотите пожелать белорусским читателям и зрителям TUT.BY? Даже так: что бы вы пожелали игрокам рынка, чтоб через год мы зафиксировали новые положительные тенденции?

– Нужна хорошая, спокойная деловая обстановка, которая будет способствовать развитию белорусского интернета и радовать белорусских интернет-пользователей. Тогда белорусские компании, которые работают в интернете, тоже будут довольны своими результатами.

Михаил Дорошевич о себе

Связан с интернетом с 1995 года. Первый белорусский проект создал в 1997. С 2001 года занимаюсь проектом e-belarus.ORG. Интересы в области электронного правительства, информационной политики, новых медиа, экономики знаний.

-10%
-10%
-62%
-20%
-30%
-15%