170 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Заходишь в город, а там стоит плач и кругом сотни гробов». История 95-летнего ветерана ВОВ
  2. Какую из вакцин от ковида, которыми прививают в Беларуси, одобрил ВОЗ? Главное о здоровье за неделю
  3. Властям в апреле удалось пополнить резервы валютой. Белорусы отвернулись от доллара?
  4. «Всех разобрали, а я стою. Ну, думаю, теперь точно расстреляют». История остарбайтера Анны, которая потеряла в войну всех
  5. «Баявая сяброўка». Як украінка набыла танк, вызваляла на ім Беларусь ад фашыстаў і помсціла за мужа
  6. День Победы в Минске завершили концертом и фейерверком. Посмотрели, как это было
  7. Инфекционист — о поставках в Беларусь вакцины от Pfizer и BioNTech и реакциях на прививку от COVID-19
  8. Бабарико, Тихановская и Цепкало о том, как для них началась избирательная кампания в прошлом году
  9. «Хочу проехать по тем местам». Актер Алексей Кравченко — об «Иди и смотри» и съемках в Беларуси
  10. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  11. В Лиде заметили странную очередь, в которой раздавали деньги. В исполкоме говорят о возможной провокации
  12. Позывной «Птица». Удивительная история разведчицы Базановой, которая создала в оккупированном Бресте свою резидентуру
  13. «Мама горевала, что не дождалась Ивана». Спустя 80 лет семья узнала о судьбе брата, пропавшего в 1941-м
  14. Лукашенко: «Давайте прекратим это не нужное никому противостояние»
  15. «Ці баяўся? Канешне, баяўся». Дзесяць цытат Васіля Быкава пра Вялікую Айчынную вайну
  16. «Поняли, у собаки непростая судьба». Минчане искали брошенному псу дом и узнали, что он знаменит
  17. «Когда войну ведут те, кто уже проиграл». Чалый объясняет «красные линии» и угрозы Лукашенко
  18. Арина Соболенко выиграла турнир в Мадриде, одолев первую ракетку мира
  19. Сколько людей пришло в ТЦ «Экспобел», где бесплатно вакцинируют от коронавируса
  20. «Пленные взбунтовались — врача похоронили с оркестром». История и артефакты из лагеря в Масюковщине
  21. Автозадачка на выходные. Загадка про легендарный автомобиль эпохи 70-х
  22. Лукашенко подписал декрет о переходе власти в случае его гибели
  23. «Шахтер» обыграл БАТЭ благодаря шикарному голу Дарбо. Чемпионская интрига убита?
  24. В Минске все-таки запустили в небо тысячи красных и зеленых шариков, против которых подписывали петицию
  25. Что происходило в Минске в День Победы: Лукашенко с сыновьями, очередь за кашей и досмотры
  26. 76 лет назад закончилась Великая Отечественная война. В Беларуси празднуют День Победы
  27. Освободилась белорусская «рекордсменка» по «суткам» за протесты. Она отбыла в изоляторе 105 суток
  28. Эксперт рассказал, что можно посадить в длинные выходные, а что еще рано сажать
  29. Ведущий химиотерапевт — о причинах рака у белорусов, влиянии ковида и о том, сколько фруктов есть в день
  30. Колючая проволока и бронетранспортер. Каким получился «Забег отважных» в парке Победы


Николай Щетько, /

В конце минувшей недели ресурс Marketing.by опубликовал второй рейтинг лучших web-студий Беларуси. Первое место в нем заняла Студия Дмитрия Борового. Вскоре, однако, оказалось, что некоторые крупные игроки рынка в рейтинге не были представлены "по идейным соображениям" – Astronim* на эту тему даже опубликовал собственный манифест

Действительно ли рейтинг отражает реальное положение дел на рынке веб-дизайна и веб-разработок Беларуси? Почему в нем не участвовал ряд заметных игроков – в том числе Pixelhead, Студия Вадима Скротского, Astronim*? Какими тенденциями на рынке отметился год нынешний и чего ждать от следующего?

На эти темы в очередном "интервью по понедельникам" (скорее даже "дебатах") перед камерами TUT.BY-ТВ жарко дискутировали:
  • Виталий Денисенков, директор Студии Дмитрия Борового;
  • Сергей Скороход, руководитель Marketing.by;
  • Богдан Коровец, Astronim*.
Слева направо: Богдан Коровец, Сергей Скороход, Виталий Денисенков

Богдан Коровец

Виталий Денисенков

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (29,38 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

– Сергей, расскажите, что был за рейтинг? Много ли интересной информации удалось собрать благодаря ему?

Сергей Скороход: Рейтинг проводится, чтобы понять, что происходит на рынке, собрать информацию о тенденциях, количественных показателях. Второй рейтинг показал такие цифры. Сегодня на рынке работает порядка 150-170 web-студий, компаний, которые заявляют о себе как о web-разработчиках. В прошлом году их было 130. По количеству сайтов прирост за год составил 10 тысяч: в прошлом году было 70 тысяч, в этом – 80 тысяч. Удалось измерить объем рынка сайтостроения. В этом году в рейтинге участвовали web-студии, которые занимаются разработкой сайтов. Иные web-проекты, доля которых растет, мы не учитывали. Я думаю, в следующем году мы подкорректируем методику.
 
– Какого рода web-проекты? Интеграция?

Сергей Скороход: Мы не учитывали более крупные проекты, которые нельзя поставить в рамки стандартного сайта или промосайта, а также мобильные приложения, игры, приложения для соцсетей. Объем рынка сайтостроения составил примерно 5 млн долларов. В прошлом году цифра была 5,5-7,2 млн, то есть рынок припал. 
 
– Вы согласны?   

Виталий Денисенков: Достаточно сложно оценивать весь рынок, но я ориентировался на прошлый год, и моя оценка примерно близка к этой.  
 
Богдан Коровец: Многие белорусские студии работают аутсорсингом на российский рынок. После кризиса очень много разработок пошло на Беларусь, поэтому посчитать, сколько денег в этом сегменте пошло в Беларусь, очень тяжело, потому что рынок открыт, и много денег приходит из соседних стран.  
 
Виталий Денисенков: Если брать всю web-разработку (начиная от фрилансеров и заканчивая EPAM, поддержкой несложных проектов), то рынок приближается к 100 млн. Но мы говорим о разработчиках, которые позиционируют себя как белорусские игроки и большую часть работы делают для Беларуси.  

Сергей Скороход: Но для рейтинга участники предоставляли в том числе и свои российские проекты. 

Богдан Коровец:
Я думаю, таким образом можно разделить компании Itransition, EPAM и web-студии. Можно считать, что учитываются проекты, где значительную долю составляет дизайн, нежели проекты программирования, поэтому в рейтинге не участвуют крупные оффшорные структуры. 
 
Сергей Скороход: Для сравнения сумм рынок интернет-рекламы по скромным подсчетам агентства "ZenithOptimedia" в этом году составит 6,3 млн. Это медийная и контекстная реклама. В общем-то, сопоставимо, но говорят, что падение будет больше. Большинство сайтов в Байнете – это корпоративные сайты и торговые площадки. Средняя стоимость корпоративного сайта в этом году составляет 2100 долларов. В прошлом году эта цифра составила 3100 долларов. То есть в этом году web-разработчики немного снизили цены. Промо-сайты дешевле примерно на 20-50%: если у лидеров рейтинга этого года вилка корпоративных сайтов 4-10 тысяч, то промо-сайты у них же на 20-50% дешевле. В результате опроса выяснилось, что белорусский рынок отстает от рунета примерно на 3-4 года. 
 
– Это не новость! Или речь идет именно о рынке разработки сайтов? 

Сергей Скороход: Мы спрашивали, как сами web-разработчики оценивают ситуацию в Беларуси по сравнению с близлежащими регионами. 
 
Виталий Денисенков: Речь идет скорее о задачах, которые ставят перед белорусскими разработчиками белорусские заказчики. 
 
Сергей Скороход: В этом году в рейтинге приняло участие 40 web-студий, в прошлом году – 29. 
Почему не все студии приняли участие в рейтинге? Богдан, почему в этом году нет Astronim*, нет студии Скротского?
 
Сергей Скороход: Мы присылали приглашение всем, всех знакомили с методикой. Так или иначе, в любом рейтинге участвует не сто процентов игроков.
 
Богдан Коровец: Я думаю, что после подведения итогов прошлого рейтинга Marketing.by так и не предложил нововведений, которые удовлетворяли бы требованиям рынка web-разработки. Таким образом, некоторые студии просто не сочли для себя необходимым и возможным участвовать по морально устаревшим критериям. 
 
– В прошлом году вы были первыми…

Виталий Денисенков: Astronim* был второй, мы - третьими. У нас тоже были вопросы по методологии. В этом году она улучшилась, потому что год назад оценка клиентов  занимала 15%  удельного веса рейтинга. Всего было четыре показателя. По трем показателям претенденты шли достаточно плотно, а по клиентской оценке разрыв  Astronim* и Red Graphic составил сто процентов от возможного. 
 
Опрашивали клиентов из белорусских топ-100 и еще какие-то зарубежные крупные бренды. После рейтинга мы обзвонили более десяти своих клиентов и спросили, звонил ли им кто-то и спрашивал ли мнение о нашей работе - спрашивали мнение только у Heiniken. Сергей Сергеевич подтвердил, что обзванивали только половину. Но у нас разница была в 15%, и нам как раз этого и не хватило. 

– Сергей, в этом году всех обзвонили?

Сергей Скороход: В этом году мы убрали этот показатель, потому что нужно определить, по каким критериям отбирать клиентов для опроса. В прошлом году мы привязались к топ-100 белорусских брендов, но из той половины, что мы обзвонили, часть вообще не могла сказать ничего вразумительного, а часть клиентов говорила, что делала сайт четыре года назад и понятия не имеет, что сейчас происходит на рынке. Если делать более точный опрос, нужно подключать колл-центр.

– Богдан, в открытом манифесте Astronim* главная из претензий – что рейтинг не очень прозрачен. Можно конкретизировать, в чем непрозрачность, кроме обзвона?

Богдан Коровец: По сути, рейтинг делится на две части. Первая – сбор неких объективных данных о компании: количество проектов, стоимость, количество людей в штате, срок жизни. Вторая – оценка экспертов, оценка игроками рынка, конкурентами. В прошлом году были клиенты, в этом году их нет. Уже сказали о том, что сбор объективных данных не адекватен реальности. 
 
Мы участвовали в прошлом году, и у нас никто не спрашивал бухгалтерские документы по количеству объектов, стоимости. Грубо говоря, цифры можно было называть разные. Поэтому первая претензия – то, что критерии по сбору объективных данных надо проводить правильно и адекватно, с помощью Колл-центр или привязываться к автоматизированным системам, которые решают этот вопрос независимо. 

– Сергей, эти требования были озвучены до рейтинга?

Сергей Скороход: Методика была полностью открыта. Мы бы проверили бухгалтерские документы, но вопрос, предоставят ли их игроки. 
 
Виталий Денисенков: После результатов первого рейтинга Сергей нарезал подробную статистику по стоимости. Вызывало сомнение, что у двух студий средняя стоимость сайта была выше 8 тысяч. Мы находимся на рынке и понимаем, что такой средней стоимости нет. Может быть, у одной есть, но у второй – нет, мы это знаем. Есть российский рейтинг Tagline, там все еще менее прозрачно: заявляется некий оборот, количество проектов...
 
Богдан Коровец: Там есть ключевой параметр – надо предоставить проекты и обосновать их принадлежность к тебе. К тому же они ранжируют клиентов по важности и используют топ-100 ведущих российских компаний и интербрендовский топ-100 мировых компаний для повышающего коэффициента. Таким образом, четко выясняется, кто работает с самыми крупными и серьезными компаниями. 

Виталий Денисенков: Но это не всегда самые прибыльные проекты. 

Богдан Коровец: При чем тут прибыль?

Виталий Денисенков: Работа с ключевыми клиентами влияет на оборот. Чем сложнее клиент, тем большее количество работ для него производится и тем более они дорогие. У нас есть компания Оnliner или TUT.BY или "Милавица". У кого будет больше объем аутсорса? Понятно, что у  них разные потребности.
 
Богдан Коровец: Мы год занимались "Милавицей". Им нужен корпоративный сайт, сайт отдельных брендов, и некоторые не позиционируются как сайты "Милавицы", такие как "Alizeé". Им нужен внутренний портал, портал для дилеров. Любой серьезный экспортный бизнес нуждается в целом ряде решений для себя. И TUT.BY, и "Милавица" входя в топ-100 самых известных белорусских брендов, поэтому они оба должны попадать  под повышающий коэффициент, и web-студия, которая работает с ними, должна позиционироваться чуть выше, чем компания, которая работает с тем же оборотом, но для менее известных клиентов. 
 
Мы держим 20% рынка самых дорогих брендов, и к этой цифре даже наполовину не приблизился  никто из конкурентов. Мы говорим об активных клиентах, потому что если подключить наших бывших клиентов, то у нас будет 35%. Эти цифры легко проверяются, это не абстрактные критерии. Критерии должны делать рейтинг более прозрачным и открытым. Каждые данные должны  заканчиваться конкретной ссылкой на независимый источник, и любой посетитель, потенциальный заказчик может проверить это.

Непрозрачность данного рейтинга в том, что все критерии, которые используются при вычислении места, не доступны общественности. Например, сейчас общественность не знает списка клиентов, стоимости и других параметров. 

Сергей Скороход: Когда мы просили участников предоставить все URL своих клиентов, часть участников сказала, что не может этого сделать, потому что у них есть конфиденциальное соглашение о неразглашении. 

Богдан Коровец: В таком случае вы уверены, что это их проект и клиент?

Сергей Скороход:
URL, которые не были предоставлены, не участвовали в общих подсчетах. 

– Эти огрехи, особенности методики были известны до запуска  рейтинга. Богдан, удалось ли связаться с Сергеем  и проговорить проблемы?

Богдан Коровец: Эти проблемы были озвучены еще год назад после прошлого рейтинга. В этом году рейтинг начался с того, что пришла анкета для заполнения, которая практически не отличалась от прошлого года. Я понял, что эта анкета разошлась сотней тиражей, после этого разговор и участие в рейтинге стали бессмысленны. 

Виталий Денисенков: Рейтинг начался для нас с анкеты, которую мы заполнили. Конечно, надо искать компромисс, и, на мой взгляд, в этом году мы к нему больше приблизились, чем при первой попытке.

Богдан Коровец: В чем разница?
 
Виталий Денисенков: В отсутствии субъективной оценки клиентов. Это была оценка клиента не с точки зрения качества  и удовлетворенности, а оценка известности компании на рынке. Компании, которые работают дольше, получили преимущество, что повлияло на конечные результаты рейтинга. 

Мы проводим рейтинг за конкретный отчетный год, и мы должны понимать, что интересуют работы за конкретный год, с конкретными брендами, конкретными показателями. Мы не проводим общий рейтинг, кто был лучше за 10 лет. Если в этом году у тебя были высокие обороты, ты занимаешь первое место. Если в этом году у тебя результаты чуть хуже,  чем в прошлом, ты занимаешь место чуть ниже. Для всех все одинаково. 
 
– Я так понимаю, это намек, что у Astronim* год был слабый…    

Богдан Коровец: Я думаю, если мы выставим некие объективные показатели, мы замучаемся мериться. Слова о том, что надо говорить только о проектах, выпущенных в этом году, говорят о непонимании сути web-рынка и потребностей клиента. Дело в том, что огромное количество работ касается доработок, модернизации клиентов из портфеля, которым уже 5-10 лет. Такие работы в выручке составляют десятки процентов. Способность web-студии поддерживать своих клиентов, дорабатывать систему управления проектов в рамках существующего дизайна, говорит о сервисе для этого клиента. 
 
Мы можем ввести количественную характеристику, которая будет свидетельствовать о степени лояльности. Мы можем ввести параметр переработки проектов для данного клиента или количество проектов для одного клиента. Клиент работает один раз, и если его устраивает, работает и по другим проектам. Если его не устраивает по тем или иным причинам, он уходит к другой web-студии. По данным критериям Astronim* лидирует. Это говорит о том, что клиент доволен качеством работ. 
 
Виталий Денисенков: У нас есть и обратные случаи, поэтому я бы не заявлял так безапелляционно. 

Богдан Коровец: Я сейчас ни слова не говорил про вашу компанию, хотя мог бы сказать то же самое.  

Виталий Денисенков:
Вы говорите о своем лидерстве в сегменте. 

Богдан Коровец: Я могу привести список конкретных URL с годами переделок. Эта информация уже лежит под адресом astronim.by/manifest. Это может проверить любой, в отличие от некой закрытой информации.  

Виталий Денисенков: Мы говорим о том, что есть первичная разработка и поддержка текущих клиентов.

Поддержку текущих клиентов проверить достаточно сложно. Мы говорим, что мы поддерживали "Безгазпромбанк" и указали развитие модернизации на 15 тыс. долларов. И таких клиентов у нас 17. Это тяжелее считать. 
 
Проще считать новые проекты, умножить на среднюю стоимость и получить некий валовый оборот по одному из направлений деятельности – разработке новых проектов и привлечению новых клиентов. Это характеризует успешность маркетинга студии, положения и удовлетворенности клиентов, потому что новые проекты приходят именно благодаря тому, что клиенты удовлетворены и рекомендуют данную студию знакомым. Мы не говорим о клиентской удовлетворенности сервисом, это вообще результаты для внутреннего исследования. Это важно для бизнеса, независимо от того, есть рейтинг или нет. Я согласен, объем рынка доработок составляет 20-30%, доля новых проектов уменьшается. Но это не говорит о том, что из-за этого мы получим серьезные изменения. 

Богдан Коровец: Вы назвали цифру 17, я могу назвать 70 за этот год… 

Виталий Денисенков: Это немного другая специфика бизнеса.

Богдан Коровец: Рынок сейчас требует именно это. 

Виталий Денисенков: Возможно. Таким образом, если Astronim* делал упор на поддержку текущих клиентов, значит, по итогам существующих критериев получается, что новых клиентов у него стало меньше. Значит показатель по новым проектам в этом году хуже, чем в прошлом. 

Богдан Коровец: Вы не можете этого утверждать, поэтому я предлагаю выложить конкретные цифровые данные. 

–Сергей, почему рейтинг не поменялся?

Сергей Скороход: Для нас было важно, чтобы можно было сравнить полученные данные в единой системе координат по сравнению с прошлым годом. Если бы мы сильно поменяли методику, мы уже не  могли бы сравнивать. 

Богдан Коровец: Как можно было сравнивать, если второе место с огромным отрывом от третьего места не участвует в этом году? О каком сравнении можно говорить, если огромное количество проектов и клиентов не участвовало? Если люди голосовали за Astronim*, они не присутствуют в опросном листе, который вывешен на сайте. 
 
Виталий Денисенков: На Tagline не участвовала Студия Лебедева, и собирали данные, понимая, что это студия номер один. Последний год они подали сведения, потому что поняли, что, не работая на общем рынке, студия потеряет свои позиции. Artus, RBK Soft – все они получили минус к репутации. 
 
Богдан Коровец: При этом "Тэглайн" использует критерии, которые я предлагал ввести.

Сергей Скороход: Давайте договариваться, мы же абсолютно открыты. Я понимаю, что жизнь диктует новые подходы к методике рейтинга. Давайте до сентября следующего года обсудим все предложения. Встретимся с топ-10 ведущих web-студий, выслушаем каждого и найдем общие точки соприкосновения. 

– Сергей, какие замечания, на  ваш взгляд, безусловно, справедливы?

Сергей Скороход: По поводу замечания о закрытости скажу, что цены, количество проектов является конфиденциальной информацией, которую мы обязуемся не разглашать. 

Богдан Коровец:
Нет даже списка клиентов.

Сергей Скороход: Тем более список клиентов! Студии предоставляли проекты с оговоркой "без доступа третьим лицам".  

Богдан Коровец: Тут мы подходим к важному моменту: идентификации работы как работы для клиентов. В России на этом собаку съели, и вокруг этого было много возни. Должно быть либо программное подтверждение, либо подтверждение активной ссылкой. Если этого нет, значит, существует некая серая схема, и эта работа не принадлежит данной компании. 
 
Виталий Денисенков: У нас на 95% работ стоит наш копирайт.
 
Богдан Коровец: И при этом нигде невозможно проверить, какие конкретно работы у вас были в этом году. 

Сергей Скороход: В следующем году в случае отсутствия копирайта мы просто будем требовать проверочный код. 

Виталий Денисенков: Каждую неделю мы анонсируем новые работы.

Сергей Скороход: Мы столкнемся с ситуацией, когда студия скажет, что не может дать нам код, потому что клиент уже забрал сайт, и у них нет кода доступа. 
 
Богдан Коровец: Такие ситуации будут всегда, но надо понимать, что рейтинг может быть адекватен на 90% и на 50%. Когда потом результаты рейтинга находят коммерческое применение, это приобретает плохо пахнущую окраску. 

– На сколько процентов адекватен рейтинг? 

Сергей Скороход: Где-то на 80%. Я же говорю, что любой рейтинг не является стопроцентной картиной рынка. 

Виталий Денисенков: В этом году ни от кого из участников, кроме Astronim*, замечаний не было. 

Богдан Коровец: Те, кто не участвовал, сделали это молча, они не посчитали нужным тратить время. 

Виталий Денисенков: Кто из серьезных студий не участвовал?      

Богдан Коровец: Не участвовала Pixelhaed, Студия Вадима Скротского, SoftConveyor, который в прошлом году по объективным показателям занял второе место – не участвовали достаточно серьезные игроки рынка. 
 
Виталий Денисенков: Pixelhaed, Студия Вадима Скротского не являются серьезными участниками рынка. 

Богдан Коровец: У обеих наших студий не будет такого портфолио госструктур, как у Pixelhaed. 

Сергей Скороход: Когда рейтинг будет называться рейтингом не сайтостроителей, а web-разработчиков, где будут учитываться и другие работы, тогда упомянутым студиям будет интереснее участвовать. Создание сайтов – не основное их направление. 
 
Виталий Денисенков: Все эти студии доступны, и с ними можно пообщаться. Заявленные претензии были только от одной студии - Astronim*.
 
Богдан Коровец: Сергей сказал, что мы сможем собрать все критерии и учесть их в следующем году. Это хорошо, но на этом рынке нам всем работать еще год, и надо понимать, что существует несколько рейтингов. Использование формулировки лучшая студия без привязки к конкретному рейтингу как минимум некорректно с точки зрения ведения бизнеса. Все участники того или иного рейтинга должны четко использовать формулировку в дальнейшей рекламе. В данном случае это "рейтинг белорусских студий по версии Marketing.by. Есть еще международные рейтинги, в которых наша компания на первых местах по всем показателям. Это Tagline, в котором мы из белорусских студий находимся в сотке, а вы вообще не находитесь. 
 
Виталий Денисенков: Мы находились в списке год назад, но появились digital-агентства. Вы тоже потеряли 20 позиций.
 
Богдан Коровец: Но при этом мы в середине этого рейтинга. В CMS Magazine мы на 6-м месте по СНГ и на 1-м месте по Беларуси. 
 
Виталий Денисенков: CMS Magazine – это банальный рейтинг, в котором суммируют тИЦ и PR. Из 20 тысяч тИЦа 10 тысяч вам дает TUT.BY, для которого вы уже три года не выполняете работу. 
 
Богдан Коровец: В этом году мы очень много работ делали для TUT.BY, и лицо белорусского интернете по-прежнему корректируется нами. Очень простой критерий – чем круче компания, тем выше тИЦ ее корпоративного сайта. 
 
Виталий Денисенков: Какое отношение к 2011 году имеет то, что вы делали в 2008 году?
 
Богдан Коровец: Нельзя считать клиентов только в рамках года, потому что работа ведется постоянно со всем клиентским портфелем. Это не бесплатная работа, она создает оборот и является той же самой работой, что и для нового клиента. Это доработка, модернизация, запуск новых проектов. Как можно выбросить такой огромный кусок работы? Рейтинг – это инструмент для адекватного выбора web-разработчика для клиента. Разве заказчик выбирает исходя из года? Он выбирает партнера лет на пять. 

Виталий Денисенков: В рейтинге креативности рекламных агентств учитываются ежегодные проекты.

Богдан Коровец: Но там это автоматизировано, любой человек может проверить любую работу, и все это прозрачно.

Сергей Скороход: Давайте работать над прозрачностью, я согласен. 

Богдан Коровец: Мы говорили о другом: нельзя писать "студия номер один" без конкретных комментариев. Если вы помните закон о рекламе, который вышел в прошлом году, это подсудное дело. Даже позиционирование рейтинга как белорусского, хотя в нем участвовали далеко не все студии, уже имеет серьезные юридические последствия, если этим заниматься. 
 
Сергей Скороход: Давайте будем заниматься. Проявляйте инициативу.

Богдан Коровец: То, что мы делали, мы и будем делать, но это уже наше дело. Все данные опубликованы на Marketing.by, и люди оценят, насколько адекватны критерии, что мы предъявили. У нас они наглядны и прозрачны в отличие от рейтинга, который прошел, и никто не может проверить ни одного из десяти критериев.
 
– Как модератору, хотелось бы высказаться. Действительно, хотелось бы, чтобы в следующем году рейтинг стал прозрачнее. Я надеюсь, что Сергей услышит пожелания Богдана и других участников.

Сергей Скороход: Прозрачность рейтинга зависит от самих участников рейтинга. Чем больше они готовы делиться с нами информацией, которую они считают конфиденциальной, тем точнее мы будем считать. Конфиденциальность мы гарантируем. При необходимости мы можем подписать договор о неразглашении. 

– Может быть, делать две версии рейтинга: одну аудированную, а вторую – нет… Хотелось бы, поддержать Богдана в том, что необходимо дифференцировать свою позицию на рынке и корректно указывать, по какому рейтингу, по каким критериям студия лучшая. В свое время на этот счет были претензии к крупным сотовым операторам, которые использовали в своих рекламных материалах такие формулировки, как крупнейший. Кстати, в итоге эта компания все-таки победила и доказала, что она крупнейшая. Может быть, существующая формулировка, которая размещена на сайте Студии Борового, не соответствует действительности...
 
Переходим к следующему году и к итогам года в целом. Какие тенденции вы заметили, кроме тех, что называл Сергей?
 
Сергей Скороход: Мы делали опрос участников рейтинга. Этот год показал, что у белорусских web-студий значительно увеличилась доля иностранных заказчиков, в основном российских. Причины понятны: все работают на экспорт, чтобы сохранить бизнес, развиваться.  

– Только ли на российский рынок они выходят? Может быть, еще казахский…

Богдан Коровец: В Казахстане не те деньги, в этом смысле он похож на Беларусь. 

Сергей Скороход:
Тренд, который обозначили как сами участники, так и эксперты, то, что сегодня надо переходить от web-production  к web-маркетингу. По некоторым проектам сегодня доля расходов на создание сайтов в общих проектах составляет от 10% от 30%. Остальное идет на маркетинг, продвижение, рекламу, которая сопровождается продвижением того или иного бренда. 

– То есть сайт перестает быть центральным элементом...

Сергей Скороход: это лишь одна из составляющих, чтобы клиент достигал результатов.

– Виталий, Богдан, вы согласны с этим?

Богдан Коровец: Категорически не согласен, потому что нельзя смешивать медийные деньги и стоимость разработки. Потому что стоимость разработки приложений в социальных сетях или под мобильный маркетинг на данный момент не составляет 50-80%. По сути, ядром всего является разработка сайтов, к тому же с развитием мобильников стоит вопрос о том, что все сайты должны иметь некую мобильную форму, но при этом они все равно остаются сайтами. 

– То есть сайт остается центральным элементом.

Богдан Коровец: На данный момент да. 

Виталий Денисенков: Безусловно, активность брендов в интернете растет, но не надо путать общую активность с web-разработкой. Всегда есть некое интегрированое агентство. Все идет к тому, что будут большие агентства, которые будут оказывать комплекс услуг. Будут также нишевые игроки, которые специализируются на определенных проектах и будут привлекаться для обслуживания крупных брендов. 
Нельзя сказать, что студии должны все бросить и развивать штат интернет-маркетологов. В любом случае, точки компетенции должны оставаться, потому что если студия качественно разрабатывает сайты, поддерживает их, качественно развивает сервисы, и вдруг начинает заниматься медийкой, проводить digital-компании, с большой долей вероятности клиент останется недоволен. 
 
Чтобы наработать опыт оказания этой услуги, необходимо достаточно много проектов и сотрудников, которых нет на рынке. Поэтому разработчики не умрут, они останутся основой продакшна. Возможно, они будут работать вместе с крупными рекламными агентствами, которые проводят интегрированные кампании, или будут работать с постоянными клиентами, средним и мелким бизнесом, задачи которого не будут простираться дальше разработки сайта, его поддержания, автоматизации процесса заказов. 

Сергей Скороход: Иными словами этот тренд говорит о том, что web-студия не должна заканчивать работу с клиентом на уровне сдачи сайта. Она должна идти дальше с клиентом и достигать результатов. 

Богдан Коровец: Поэтому важен клиентский портфель, который нарабатывается годами. Нам активно приходится работать с клиентами, которым 7 лет. Сайты остаются те же, но проводится много работы внутри. Для примера, в этом году огромное количество предприятий  подключило интеграции 1C со складами. 
 
Сергей Скороход: Следующая тенденция – рост доли игр, мобильных приложений и приложений для соцсетей, интерактивных сервисов.      

Виталий Денисенков: Это не прямая работа студии, это центры отдельной компетенции, и с web-разработкой они связаны скорее по родовому признаку.

Сергей Скороход: Следующая тенденция – флеш-сайтов становится меньше. На первое место выходит юзабилити, чтобы человек доходил до нужной точки в два, максимум три клика. 

– На самом деле, Apple отказался от флеша. 

Сергей Скороход: Мы чаще встречали красивые, долго загружающиеся сайты. Но сегодня от флеша нужно отказываться. 

Богдан Коровец: На самом деле идет большая сегментация. Проекты SEO без флеша, а проекты не SEO – с флешем. Флеш – это не просто красивый баннер и анимация. Это самая серьезная и идеальная интеграционная платформа, в которой работают любые системы интеграции. Новые технологии, такие как скриптовые, HTML 5, еще очень сырые, и на них невозможно делать настолько сложные интеграционные схемы, заводя несколько каналов к один. 
 
– В общем-то, пока не получится заменить флеш.

Виталий Денисенков: Возможно, но у кого-то компетенция лучше на флеше. Те же задачи можно решать в разных технологиях. Это вопрос получения результата, стоимости решения конкретной задачи. 

Богдан Коровец: К тому же объявили, что не будут поддерживать мобильный флеш. Но сейчас идет объединение этих двух устройств, и неизвестно, будет ли разделение между мобильным и немобильным интернетом. Возможно, они будут пытаться заточить флеш на компьютере под мобильный. Это заявление подняло очень большую волну  во всем мире. Пока флеш не умер и в ближайшие годы не умрет. 
Говоря о флеше, HTML 5 и CSS3, надо понимать, что последние два стандарта пока поддерживают не все браузеры, не все браузеры поддерживают хорошо. А флеш – стандарт практически для любого браузера. 

Богдан Коровец: У флеша было торможение на рынке мобильных приложений, когда его занимал iPhone, который не поддерживает флеш. После того как вышел Android и за год изменил мировую ситуацию на рынке, отношение к флешу поменялось, потому что стали брать мобильные, которые его поддерживают. 

Сергей Скороход: Следующая тенденция – рост интереса к использованию коробочных CMS. Любая web-студия имеет свою разработку системы управления сайтами. Сайт делается на этой системе, и когда через какое-то время сотрудничество между клиентом и студией заканчивалось, клиент фактически был вынужден переделывать сайт, неся дополнительные затраты. В России клиенты ориентируются на стандартные решения в области управления сайтом. Студия на базе этой системы делает оболочку. Год назад приезжал Сергей Спивак и говорил, что в России эта проблема уже давно решена, а у нас все только начинается.
 
– Богдан, много клиентов отказались от AstroCMS*?

Богдан Коровец: С точки зрения разработки своя система для разработчика проще, дешевле и быстрее. В любом случае, нам приходится поддерживать сотни проектов на AstroCMS*. Российские клиенты в основном требуют Bitrix или другие коробки, и мы идем им навстречу. Язык программирования один, а на чем писать – это вопрос отлаженных бизнес-процессов. Хотя нельзя сказать, что Bitrix сильно упрощает жизнь. Грубо говоря, это проще для клиента, для любого web-разработчика это сложнее. 
 
Виталий Денисенков: Bitrix хорош для определенных задач. Это интернет-магазины со связью 1C. Если заказчик хочет автоматизировать внутреннее пространство с помощью корпоративного портала, действуют уже отработанные технологии, и не надо много писать вручную. Много готового функционала, и шлифовка позволяет решить эти задачи. Однако стандартные задачи студии проще решать на своей CMS. Это позволяет предлагать клиенту разнообразие. Если для него больше важны вопросы гарантии, а не цены, клиент может выбрать Bitrix.
 
Сергей Скороход: Использование Bitrix подобно тому, как в городе ездить на самосвале. 
 
Богдан Коровец: На самом деле обновлять его еще тяжелее. Для клиента потом ежедневное сопровождение своего сайта достаточно неприятно, потому что интерфейс огромен, и любая CMS, которая заточена под маленькие проекты, делает это гораздо удобнее. 
 
Сергей Скороход: Наверняка в рунете есть более простые решения. 

Богдан Коровец: Они занимают каждый свою нишу. NetCat ориентирован под более опытных разработчиков, которые программируют порталы с большей нагрузкой. По сути, Bitrix за счет агрессивной маркетинговой политики и адекватных шагов имеют сотни тысяч внедрений. 
 
Сергей Скороход: Один из участников рейтинга предлагает коробочное решение, достаточно простое, гораздо проще, чем 1C-Bitrix. 

Виталий Денисенков: Надо понимать, что либо ты компания, которая оказывает профессиональные услуги, либо компания, которая выпускает продукт. Смешивать эти две вещи не рекомендуется. Дмитрий Васильев сказал, что они поздно отказались от своей web-студии "Аист", не сосредоточившись на CMS. Эти две вещи подразумевают разные компетенции, разные стратегии продвижения: надо продавать через партнеров, а это те же web-студии. 
 
Сергей Скороход: Последняя тенденция, которая была отмечена, часть студий вообще уйдет с рынка. Речь идет о глобализации в белорусских масштабах: крупные игроки оттягивают на себя большую часть клиентов, а студии, которые сидят на стандартных решениях, исчезнут с рынка. 

Богдан Коровец: На самом деле это касается и крупных студий. Web-студия "Атлант-Телеком" закончила свою работу, и все клиенты остались без поддержки. 

Виталий Денисенков: Если ты не оказываешь уникальную услугу, тебе приходится снижать стоимость. А это ведет к тому, что становится очень сложно конкурировать из-за маленькой моржи. Поэтому для студий выходом может быть развитие отдельных компетенций. Бизнес-показатель студий, которые этого не делают, будет не очень хороший. 
 
– Сколько будет в следующем году?

Сергей Скороход: Я думаю, что рост будет, но не такой взрывной. Все-таки студий будет больше. 

Богдан Коровец: Скажите, что такое студия? Я не согласен с цифрой 170. Я считаю, что студий максимум 20-30, а все остальное – это виртуальные структуры. 

Сергей Скороход: Это компании, юридические структуры, которые в своей деятельности заявляют web-деятельность. Всего было обнаружено 170, а живых среди них несколько десятков. 

Виталий Денисенков: Они все живые, но у некоторых нет офиса, кто-то работает только с фрилансерами. Если мы отбираем студии по оборотам проектов, своему сайту, работающим телефонам, формально они подходят под требование студии. 
 
– Я предлагаю затронуть две самых острых проблемы по итогам рейтинга и подумать, что нас ждет в 2012 году. 

Сергей Скороход: Давайте я быстро пробегусь по проблемам, а участники прокомментируют. Во-первых, стабильному и качественному развитию мешают неразвитость экономики и низкий уровень конкуренции. А также низкий уровень маркетинга у белорусских клиентов, ограниченность бюджетов, невостребованность качественных услуг в области web-разработок, низкий порог вхождения на рынок и, как следствие, демпинг маленьких студий, отток квалифицированных кадров за рубеж. Специалистов перекупают россияне, американцы. 
 
Проблемой является отсутствие качественного образования в сфере web-разработок. Больше всего это касается программистов и дизайнеров. Также это низкая оплата труда специалистов в Беларуси, отсутствие возможности решения сложных задач, которые развивают студию, и студии не инвестируют в развитие собственных технологий. 
 
– Какая их этих проблем наиболее острая, на ваш взгляд?

Богдан Коровец: Как всегда – кадры решают все. Это открытый бизнес: если с экономикой проблемы на местном рынке, проекты плавно перетекают из России. 

Виталий Денисенков: Я бы сказал, это комплексная проблема. Я не думаю, что 90% клиентов развивают своего разработчика. Как правило, отстаиваются типовые решения. Есть 10%, работать с которыми интересно, потом эти работы пойдут в копилку, и студия сможет выйти на новый уровень. Таких клиентов надо искать, работать с ними, холить и лелеять. Большое количество студий, низкие зарплаты формируют основу для кадров в большие студии: набравшись опыта, специалисты переходят из маленьких студий в большие. Поэтому маленькие студии – это большой плюс: происходит эволюция. Если студия не вырастает сама, часто она растит сотрудников. 
 
– Сколько человек ушло и пришло в этом году в ваших компаниях?

Виталий Денисенков: Ротация была, но в разумных пределах. 

– Вы выросли или уменьшились?

Виталий Денисенков: Мы выросли, причем и по направлению разработки, и по SEO, продвижению сайтов. Некоторые люди уходили, но мы понимали, что они достигли своего потолка у нас. 

– Они уходили в Россию?

Виталий Денисенков: В EPAM и другие компании, мы понимали, что нет смысла держать их, потому что у них избыточная компетенция для поставленных задач. 

Богдан Коровец: У нас люди работают по несколько лет. В этом году нас примерно столько, сколько и в прошлом: по штату у нас примерно 17 человек и пару человек работает часть времени – ее мы не считаем. У нас неоднократно была ситуация, когда люди уходили, а через несколько месяцев возвращались. Крупные web-студии имеют определенные возможности, чтобы удерживать людей. Можно проводить внутреннюю корпоративную политику. Например, через неделю мы всей компанией уезжаем в Египет. Это рождественский подарок всем сотрудникам, это очень важно.   

– Что думают об этом клиенты?  
 
Богдан Коровец: Работу надо подгонять так, чтобы это было возможно. 

– Какие планы на 2012 год? Что ждет рынок и ваши компании? Каков будет новый рейтинг в следующем году?
 
Сергей Скороход: Я пока не скажу, потому что мы будем обсуждать, дорабатывать методику. Однозначно он будет лучше и более прозрачным. Эта прозрачность будет зависеть от того, насколько участники рейтинга будут готовы идти навстречу и доверять нам как организаторам этого рейтинга. 

Виталий Денисенков: Я думаю, будет развиваться мобильная разработка. Уже сейчас, в конце года, увеличилось число запросов на улучшение текущих web-сервисов. Достаточно много запросов на интеграцию, вынос бизнес-процессов онлайн. Наша компания анонсирует новое направление – разработку и проектирование больших web-систем, порталов, CRM-систем. 
 
За этот год у нас накоплен хороший опыт по работе с "Уралcибом", "Атлант М". Этот опыт мы хотим преподносить новым клиентам. Это будет выделено как отдельное направление – премиум дизайн. Для этого направления у нас уже сформирован костяк команды. Также мы будем развивать другие направления: типовую разработку, разработку корпоративных сайтов, интернет-магазинов. Мы стали золотым партнером 1C-Bitrix, поэтому на этом рынке открываются очень хорошие перспективы. 

– Как будет чувствовать себя рынок?

Виталий Денисенков: Я думаю, динамика будет лучше. Если не будет резких падений, рост будет. Все уже адаптировались к ситуации, даже в условиях скачков курсов. Поэтому я думаю, что следующий год будет лучше.
 
Богдан Коровец: Мы все должны делать лучшие проекты, конкурировать на рынке СНГ, и таким образом везти в страну валюту, что мы успешно делали в этом году. Например, этот года мы потратили на создание портала СНГ. Это очень крупный заказ, и я думаю, мы будем заниматься им и в следующем году. 
 
Если честно, я считаю, что чем хуже ситуация в Беларуси, тем больше шансов появляется у web-разработчика, потому что заводам и предприятиям наконец-то надо шевелиться и продвигать себя, а не просто отгружать товар. Когда был пик обоих кризисов, он совпадал с пиком заказов. В принципе, web-разработчики помогают предприятиям выживать на внешних рынках, а основные клиенты у нас – экспортоориентированные предприятия. 
 
– Следующий год будет лучше или хуже? 

Богдан Коровец: Если честно, все равно. И этот был неплох. Я вообще не вижу проблемы. 

– Финальный вопрос "интервью по понедельникам": каждый может высказать свои пожелания пользователям портала TUT.BY…

Виталий Денисенков: Хотелось бы пожелать немного больше оптимизма, чтобы все хорошо встретили новогодние праздники. Желаю больше улыбок, больше внимания родным и близким. Работа работой, но важно соблюдать баланс, поэтому отдыхайте, любите, будьте любимыми.
 
Сергей Скороход: Не каждое направление в бизнесе сегодня чувствует себя так хорошо, как web-разработчики. Если у вас есть желание в трудной ситуации отказать от решения задач, которые стоят перед вами, то самый лучший выход – не отказываться и продолжать. 

Богдан Коровец: Нужно поменьше смотреть телевизор, больше смотреть интернет. Это более адекватно, правдиво. Смотрите TUT.BY-TВ, занимайтесь делом, не обращая внимания на внешние факторы, которых сейчас очень много. В конце концов, когда-то все будет хорошо.   
 
-10%
-10%
-23%
-28%
-46%
-10%
-30%
-15%