170 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Ведущий химиотерапевт — о причинах рака у белорусов, влиянии ковида и о том, сколько фруктов есть в день
  2. Какую из вакцин от ковида, которыми прививают в Беларуси, одобрил ВОЗ? Главное о здоровье за неделю
  3. «Пленные взбунтовались — врача похоронили с оркестром». История и артефакты из лагеря в Масюковщине
  4. Арина Соболенко выиграла турнир в Мадриде, одолев первую ракетку мира
  5. «Когда войну ведут те, кто уже проиграл». Чалый объясняет «красные линии» и угрозы Лукашенко
  6. Освободилась белорусская «рекордсменка» по «суткам» за протесты. Она отбыла в изоляторе 105 суток
  7. «Шахтер» обыграл БАТЭ благодаря шикарному голу Дарбо. Чемпионская интрига убита?
  8. Сколько людей пришло в ТЦ «Экспобел», где бесплатно вакцинируют от коронавируса
  9. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  10. Нарколог рассказала, почему стоит обращать внимание на состав алкоголя
  11. «Ці баяўся? Канешне, баяўся». Дзесяць цытат Васіля Быкава пра Вялікую Айчынную вайну
  12. «Поняли, у собаки непростая судьба». Минчане искали брошенному псу дом и узнали, что он знаменит
  13. День Победы в Минске завершили концертом и фейерверком. Посмотрели, как это было
  14. Лукашенко: «Давайте прекратим это не нужное никому противостояние»
  15. «1700 рублей, СМС о зачислении пришло ночью». Какие выплаты в этом году к 9 Мая получают ветераны
  16. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  17. Что происходило в Минске в День Победы: Лукашенко с сыновьями, очередь за кашей и досмотры
  18. В Лиде заметили странную очередь, в которой раздавали деньги. В исполкоме говорят о возможной провокации
  19. «Хочу проехать по тем местам». Актер Алексей Кравченко — об «Иди и смотри» и съемках в Беларуси
  20. Декрет «о коллективном президенте». Объясняем, о чем он — коротко
  21. Автозадачка на выходные. Загадка про легендарный автомобиль эпохи 70-х
  22. Инфекционист — о поставках в Беларусь вакцины от Pfizer и BioNTech и реакциях на прививку от COVID-19
  23. В Минске все-таки запустили в небо тысячи красных и зеленых шариков, против которых подписывали петицию
  24. «Всех разобрали, а я стою. Ну, думаю, теперь точно расстреляют». История остарбайтера Анны, которая потеряла в войну всех
  25. «Мама горевала, что не дождалась Ивана». Спустя 80 лет семья узнала о судьбе брата, пропавшего в 1941-м
  26. «Баявая сяброўка». Як украінка набыла танк, вызваляла на ім Беларусь ад фашыстаў і помсціла за мужа
  27. «Заходишь в город, а там стоит плач и кругом сотни гробов». История 95-летнего ветерана ВОВ
  28. 76 лет назад закончилась Великая Отечественная война. В Беларуси празднуют День Победы
  29. Эксперт рассказал, что можно посадить в длинные выходные, а что еще рано сажать
  30. Лукашенко подписал декрет о переходе власти в случае его гибели


Марина Шкиленок,

Именно родители должны разъяснить ребенку, как вести себя в той или иной ситуации, чтобы избежать травмирования. Именно взрослые должны более ответственно относиться к собственному поведению, чтобы не провоцировать возникновение чрезвычайных ситуаций, уверен Виталий Дембовский, помощник начальника Минского городского управления по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.



Что должны знать наши дети, чтобы не попасть в неприятные ситуации, будучи одни дома, специалист рассказал в студии TUT.BY-ТВ. 

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать аудио (15.98 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать видео

Сколько происшествий с участием детей произошло с начала года? Какие случаи вы берете на заметку?

К сожалению, с начала года на пожарах в Республике Беларусь погибло 11 детей. Других происшествий, где дети получают травмы и увечья, гораздо больше. Дети могут оказаться в неприятной ситуации в любое время и любом месте, когда они этого не ожидают. Случаи бывают разные: от застревания конечностей в каких-то конструкциях до увечий при шалостях и игре с огнем и травмирующими предметами.
 
Учащаются ли такие случаи летом?

Такие случаи учащаются во время всех каникул. Как правило, причина происшествий – не безответственность детей, а отсутствие должной занятости. В обычные дни они посещают школу, ходят на факультативы, а во время каникул график детей меняется, а график родителей – нет. Дети не знают, чем себя занять. Если родители правильно организуют отдых детей, они смогут быть уверены, что их ребенок не пострадает. Когда родители безответственны, дети травмируются.
 
Как правило, летом кружки и секции не работают, поэтому ребенка приходится оставлять дома. Другое дело, что ребенку надо объяснять, как вести себя дома и на улице, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Что случается с детьми чаще всего?

В виду своей любопытности, дети пытаются куда-то залезть, сунуть руки, особенно маленькие дети, за которыми нужен особый надзор. Все случаи предугадать невозможно. Но ребенок должен узнать от родителей, где ему положено играть, а где нет, что можно использовать в играх, а что нет. На стадии разъяснения нельзя забывать, что в силу возраста дети не все могут понять. Некоторые вещи ребенку необходимо запрещать.
 
Всем известно, что запретный плод сладок. Если что-то запретить ребенку, то, естественно, ему захочется узнать, почему это нельзя.

Каждый родитель сам выбирает методы разъяснения. Некоторым детям достаточно что-то запретить. С детьми, которым хочется вкусить запретный плод, надо попытаться договориться. Можно чередовать поощрение и наказание. Тогда ребенок будет знать, что при нормальном выполнении указаний родителей будут выполняться и его просьбы. Забота проявляется не только во вседозволенности. Настоящая родительская забота заключается в том, что ребенка надо научить чему-то, пусть даже путем запретов и наказаний. Наказания не обязательно должны быть физическими. Просто родителю надо будет найти в себе силы и сдержать свое слово о наказании или поощрении. Если ребенок будет видеть, что родители последовательны в своих обещаниях, это будет лучший подход. Тогда ребенок в следующий раз подумает, стоит ли ему куда-то лезть, если после этого ему будет перекрыт путь к более ценным благам. Зная о последовательности родителей в наказании или поощрении, ребенок сможет сдержать свое любопытство.
 
Родители должны помнить, что они авторитет для своего ребенка, и направлять его. В каких неприятных ситуациях может оказаться ребенок, когда он один дома или с бабушкой и дедушкой? Всем известно, что бабушки и дедушки не всегда внимательно следят за ребенком. Мы знаем случай, когда при бабушке девочка вывалилась из окна. Что может случиться с ребенком в квартире? Как этого избежать?

Я не хочу говорить о самых неприятных сценариях того, что может произойти с ребенком в квартире. Квартира – это кладезь потенциально опасных вещей. При использовании их не по назначению ребенок может очень серьезно пострадать. Основную роль здесь играет профилактическая работа со стороны родителей. Можно пораниться вилкой или ножом, разбить любую стеклянную вещь. Изначально у ребенка должны формироваться объективно разъясненные запреты. Не стоит объяснять это за один день, особенно перед каникулами. Большой объем информации не будет воспринят должным образом. Такая работа должна проводиться постоянно.
 
Я так понимаю, нельзя запрещать включать микроволновую печь, а нужно объяснить ребенку, чем это может быть чревато.

Это зависит от возраста. Было бы глупо 15-летнему подростку запрещать нажимать кнопку микроволновки, открывать дверь и ставить туда еду. Но ребенку дошкольного возраста такие вещи лучше запрещать. Например, включать телевизор и другие электроприборы ему можно только в присутствии взрослых. Если включить телевизор пультом, то ничего не произойдет, но все это должно быть на профилактической стадии. Когда ребенок подрастет до нужного уровня, он поймет, почему ему раньше нельзя было включать телевизор самостоятельно. Если ребенку ввести определенный список приборов, которые ему нельзя включать, это его только запутает. Он должен четко знать, что пользование розетками ему запрещено. Если родители пришли домой, и ребенок нарушил запрет, обязательно должно последовать наказание. Но и нельзя забывать о поощрении. Если дети ведут себя примерно, надо их поощрять хотя бы мороженым. Ребенок будет понимать, что мороженое, которое он съел, он заработал. Сам факт поощрения добавит ребенку авторитета, он будет считать себя более взрослым. С детьми не надо общаться только как с детьми.
 
Сейчас дети на мороженое не поведутся.

Это был пример. У каждых родителей различные финансовые возможности и планы поощрения детей.
 
Допустим, мы отправляем ребенка в детский лагерь. Там есть вожатые, которые должны следить за ребенком. Но понятно, что детей очень много и за всеми не уследишь. Что должен знать ребенок, когда он выезжает за город в детский лагерь?

В данной ситуации обязанность родителей - настроить на то, что надо слушать вожатого. Хорошо, если у ребенка авторитетные родители. Но не должно быть такого, что без присмотра родителей в детском саду или школе остальные для него авторитетом не являются. В случае каких-то происшествий родители могут обвинять вожатых. Но иногда они не думают, что причиной может быть и недостаток их воспитания. Когда 30 детей идут нормально, вожатый не может следить за одним ребенком, который его не слушает и везде лезет. Чтобы что-то случилось, достаточно одной секунды. Вожатым крайне трудно уследить за детьми, особенно в походах или во время купаний. Поэтому родители должны перво-наперво приказать ребенку слушать вожатых.
 
Ребенок слушает вожатого. Он знает, что на какое-то время этот человек служит ему авторитетом и его указаниям надо следовать. Что еще он должен знать?

Есть определенные правила, но их не стоит рассматривать конкретно в рамках лагеря. Ребенок должен всегда помнить правила безопасности. Родители должны заложить эти правила в ребенка с раннего детства. Встречая на улице негативные примеры, надо показывать их ребенку и объяснять. Ребенок лучше всего запоминает на примере ассоциаций. Увидели, что дети играют с огнем, скажите об этом своему ребенку и объясните, чем это может грозить.
 
Но ведь ребенку интересно. Я думаю, и вы в детском возрасте жгли костры.

Все мы были детьми. За то, что было тогда, отвечали мои родители. К счастью, все обошлось нормально. Если вы увидели, что дети совершают что-то опасное, надо объяснить ребенку и при этом не оставаться безучастными. Невмешательство в ситуацию со стороны взрослого – это плохой пример для ребенка. Если взрослый говорит, что это плохо, то почему не пойдет и не запретит это детям. Если человек может воспрепятствовать шалостям, опасным для детей, то он должен это сделать.
 
8 и 9 июня у нас было два происшествия, в которых дети получили серьезные ожоги. Один случай связан с шалостью с легковоспламеняющейся жидкостью. Дети играли с бутылкой с техническим спиртом. Один из мальчишек нашел на автостоянке оставленную кем-то бутылку из-под питьевой воды. В ней оказался технический спирт. Во-первых, какой-то взрослый подверг опасности детей, оставив бутылку. Этот человек подошел к вопросу безответственно. Один ребенок нашел бутылку, притащил ее в подъезд и спрятал. Вечером он собрал 5 мальчишек от 9 до 14 лет. Они пошли во двор дома. Кто-то из них нашел спички. Это второе упущение со стороны взрослых. Если ребенок купил спички в ларьке, то это упущение со стороны того, кто ему их продал. Это наглядный пример безответственного отношения взрослых. Не важно, чей это ребенок, если видишь, что он покупает спички, спроси, зачем они ему. В конце концов, пусть принесет записку от родителей или позвонит им. От продажи этих спичек ни у кого не поднимется выручка.
Если ребенок нашел спички дома, значит, родители безответственно относятся к собственному ребенку. Это еще хуже. Спички находятся в открытом доступе для детей, то есть уже имеются предметы, с помощью которых можно устроить пожар. Дети взяли спички и начали выливать спирт на асфальт и поджигать лужи, которые красиво горели. Все бы ничего, но один ребенок решил подлить из бутылки прямо в горящую лужу. Огонь быстро поднялся и расплавил пластиковую бутылку, в результате чего жидкость выплеснулась. Произошло воспламенение смеси паров жидкости и воздуха, вспышка. Ребята, которые стояли рядом, получили очень серьезные ожоги. У них обгорело 50-60% тела. Почти вся передняя сторона очень серьезно пострадала. Эти жуткие вещи произошли из-за сущей ерунды и чьего-то банального недосмотра. Двое парней получили менее сильные ожоги и отказались от госпитализации. А трое были госпитализированы и оказались в тяжелом состоянии.
 
Второй случай – это неосознанный шаг подростка, который тоже привел к плачевным результатам. Он тоже связан с легковоспламеняющейся жидкостью. Под балконом обычной квартиры на первом этаже сделан подвальчик. 15-летний парень полез в этот подвал. Он взял литровую бутылку с ацетоном и начал переливать жидкость из одной емкости в другую. В зарытом пространстве образовалась взрывоопасная концентрация паров воздуха и ацетона. Вроде бы мальчик не хотел сделать ничего плохого, но незнание и отсутствие запретов привело к трагическим последствиям. Был бы запрет не трогать ацетон, ничего бы не произошло. А он полез в синтетическом костюме, и искра статического электричества вызвала воспламенение. Он оказался в центре самой вспышки.
 
Получается, что во всех случаях, которые происходят с детьми, виноваты родители. Недосмотрели, вовремя не предупредили, не запретили, не убрали жидкости, колющие предметы от ребенка.

Правильно, но я бы не стал винить конкретно родителей. "Мы с вами" - это более корректная постановка вопроса. Как я уже сказал, не надо оставаться безучастными к этой проблеме. У всех есть дети, у кого-то они будут. По законодательству до 18 лет дети находятся под опекой взрослых. Это не ограничивается только тем, что ребенка надо покормить и отвести в школу. Дети многого не понимают, поэтому ответственность лежит на взрослых.
 
К сожалению, современные взрослые сводят воспитание к тому, чтобы покормить ребенка, отвести в школу и уложить спать. Ведется ли какая-то профилактическая работа с воспитателями?

МЧС выступает за введение в школах и профильных классах предмета "Охрана безопасности жизнедеятельности".
 
Сказать по правде, во многих школах этот предмет преподается для галочки.

Наша задача, чтобы это не было для галочки и чтобы преподаватели видели необходимость проведения таких занятий. На уровне факультативов или основных занятий такие знания лишними не бывают. МЧС пытается привлечь к этой проблеме многих детей. У нас есть Белорусская молодежная организация спасателей-пожарных, в которую может вступить любой ребенок. В этих клубах юных спасателей-пожарных проводятся занятия, творческие и практические конкурсы, в процессе которых идет обучение детей.
 
С какого возраста дети могут вступать в этот клуб?

Со школьного. Мы создали и Лицей МЧС в Гомеле. Это аналог Суворовского училища. Там учатся дети школьного возраста, носят форму. Но уклон делается на пожарный аварийно-спасательный профиль и безопасную жизнь. Дети, которые выходят оттуда, не обязательно станут спасателями, но заложенные в них там знания позволяют им более уверенно идти по жизни. Дети потом становятся взрослыми, и они должны грамотно поставить рамки. Многие взрослые не осознают проблему, потому что, когда они были детьми, в них это не вложили. Мы постоянно проводим с детьми какие-то конкурсы, слеты юных спасателей-пожарных.
 
Во многих школах Минска у нас созданы профильные классы МЧС. Дети обучаются по программе среднего образования, но еще и по специальности предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. С ними проводят практические и теоретические занятия работники МЧС с выездом в военно-испытательное подразделение. Там они обучаются, как надо действовать в различного рода чрезвычайных ситуациях. Ребенок, окончивший наш профильный класс, более подготовлен к жизни, нежели любой другой ребенок, который просто окончил школу.
 
Не все могут попасть в эти профильные классы и не все ходят в кружки и секции. Всем остальным детям должны разъяснять родители, как они должны себя вести на улице и дома?

Травматизм летом увеличивается, потому что дети остаются без надзора. Поэтому родители должны планировать занятость своего ребенка. Если нет уверенности, что бабушка или дедушка могут обеспечить в должной мере безопасность ребенка, то лучше не сбрасывать ребенка на своих родителей. Если другой возможности нет, то ребенку можно четко разъяснить, что надо находиться рядом с бабушкой. Аргументировать это лучше тем, что бабушка плохо ходит, плохо видит, и ей надо помогать. Тогда авторитет ребенка повышается, и он будет правильно на это настроен. Ребенка надо приучать к ответственности, это пригодится ему во взрослой жизни и поможет избежать неприятностей. 

-15%
-10%
-50%
-7%
-10%
-40%
-10%
-30%
-10%