Агентами спецслужб (их еще называли и кураторами), которые контролировали Коновалова в метро, называют в основном четырех человек.
Первый - это парень в черном, который в тоннеле, прямо перед Коноваловым, неожиданно изменил направление движения. Мы сделали нарезку с трех камер и уменьшили скорость воспроизведения на 70%, чтобы этого человека можно было разглядеть хорошо.
В первом эпизоде (Коновалов начинает движение с нижнего правого угла) видно, как человек в черном действительно перед Коноваловым неожиданно меняет направление движения и уже идет в одном с ним направлении. Второй эпизод, снятый уже другой камерой, начинается с того самого человека в черном (слева внизу). Его лицо очень даже неплохо видно. Когда этот человек проходит, показывается и Коновалов. Третьей камерой заснято, как этот же человек (вверху справа) выходит из тоннеля, а следом выходит Коновалов с сумкой.
Еще два агента якобы стояли у парапета, у входа в тоннель, недалеко от предполагаемого террориста, как раз накануне взрыва. На видео, снятом одной камерой, видно, как они стоят невдалеке, а на другом видео заметно, как они покидают метро перед Коноваловым.
Четвертый агент/куратор уже контролировал Коновалова на выходе из станции метро "Купаловская". На стоп-кадрах видно, как он стоит у банкомата, а потом, когда выходит Коновалов, поворачивается и идет за ним.














В конце этого видео можно увидеть этот эпизод
Мифы и реальность
Всех этих людей назвали агентами спецслужб, кураторами, которые контролировали закладку взрывного устройства и отход террориста. Называли и других людей, например, в полосатых футболках, но с теми уже давно разобрались.
Всех этих людей назвали агентами спецслужб, кураторами, которые контролировали закладку взрывного устройства и отход террориста. Называли и других людей, например, в полосатых футболках, но с теми уже давно разобрались.
Как утверждают некоторые следопыты, следствие специально даже не пыталось установить личности этих людей и допросить их на предмет причастности к взрыву и кураторству действий Коновалова. Это не совсем верная информация. Все эти лица, как и десятки других, которых засекли камеры и действия которых могли посеять хоть какие-то подозрения, были установлены. Кого могли, допросили с пристрастием уже на второй день после взрыва.
Все эти лица – вполне обычные люди, которые не имели и не могли иметь отношения ни к работе спецслужб, ни тем более к взрыву в метро. Единственный, кого не удалось допросить, так это того человека в черном, который изменил направление движения перед Коноваловым в тоннеле метро. Он был идентифицирован оперативной группой как погибший. Есть его фото, есть заключения экспертов, его опознали родственники. Известны его фамилия, имя, отчество и все остальные данные.
Также в материалах имеются и данные других лиц, которых назвали агентами спецслужб. Чтобы ни у кого больше не возникало сомнений о том, кто они, мы попросили их рассказать о себе. К сожалению, те два человека, которые стояли у парапета накануне самого взрыва, наотрез отказались общаться, так как не хотят больше ввязываться в эту историю. А вот третий все же согласился назвать себя и даже дать небольшое интервью. Мы пришли к нему прямо на рабочее место, чтобы самим убедиться в том, кто он на самом деле.

- Назовите себя, пожалуйста: фамилию, имя, отчество, где и кем работаете.
- Метельский Владимир Васильевич, главный специалист по механизации ГПО "Минскстрой".
- Скажите, на видео в метро, возле банкомата, сразу после взрыва, когда Коновалов выходил, это вы запечатлены?
- Я не знаю, кто там выходил, Коновалов или кто другой, я ведь с ним не знаком. Я видел видео, и это действительно я. Я каждый день хожу в метро. Это для меня самый удобный вид транспорта. Я работаю в ГПО "Минскстрой" на ул. К. Маркса, 13а. У нас работа заканчивается без пятнадцати шесть. Мне семь минут ходьбы до метро нормальным шагом. Вот и в тот день я пришел и спокойно подошел к банкомату снимать деньги. Снял. Потом смотрю, что-то люди бегут. Я спрашиваю у проходящих, что происходит, но никто ничего не говорит. Там уборщица на этой станции была, я к ней подошел. Она говорит, что вроде взрыв произошел.
- Скажите, сотрудники правоохранительных органов вашу личность устанавливали, допрашивали вас?
- Конечно, еще бы.


- Расскажите, как это происходило.
- Буквально через день, когда я с женой ехал в городском автобусе, позвонили жене на телефон (ее телефон на мое имя зарегистрирован), она сняла трубку. Спросили меня. Она передала мне трубку и мне говорят: "Это вас беспокоят из КГБ, вы должны нам дать показания". Я спрашиваю: "Когда? Я сейчас не дома…". Они отвечают: "Мы за вами приедем, заберем". Короче, я приехал домой, а они уже меня ждали, было где-то семь часов вечера. Дочка была дома (у меня две дочки), так она им не открыла. А они уже и соседей успели расспросить, кто я такой, что из себя представляю, пятое-десятое… Ну с соседями мы давно и дружно живем, что они могут сказать, они сказали.
В общем, они пришли, сказали взять с собой паспорт и пройти с ними. Жена спросила, куда и зачем, по какому вопросу, а они ответили: "По взрыву в метро". Сели мы в "Жигули" и поехали во Фрунзенское РУВД. Там меня трижды допрашивали разные люди.
- Что их интересовало?
- Интересовало, что я там делал, как я туда попал, кто я, где родился, когда женился, где работал, что заканчивал. В общем, все интересовало. Причем меня трижды допрашивали разные люди, и каждый спрашивал одно и то же.
- Не спрашивали, знаете ли Коновалова?
- Ну, они спрашивали все. С каким человеком там стоял, с кем разговаривал, кого видел… Но что я мог сказать? Знаете, если бы это была красивая женщина, я бы, может, обратил внимание и запомнил, а на мужчин… Я не той ориентации, чтобы обращать на них внимание. Поэтому запомнить кого-то я не мог. Ну вот в таком разрезе разговор и шел. Мы в полвосьмого туда приехали, а оттуда я вышел, когда уже был первый час ночи - столько времени меня все допрашивали. А потом сказали так: если хотите, чтобы от вас отпали все подозрения, надо вас проверить на детекторе лжи. Я спрашиваю: а что это такое? Ну вот, говорят, полиграф, или как он там называется, я уже не помню… Потом я ждал, когда у них этот сотрудник придет, который занимается этим полиграфом, а потом начали задавать такие вопросы, которым, честно говоря, я сильно удивился. Вы взрывали? Вы проходили? Вы несли взрывчатку? Что там лежало - болты или что другое? Я им говорю, извините, вообще-то ваши вопросы некорректные. На что этот человек, который проводил проверку на полиграфе, сказал, что это такой принцип работы прибора, и если вы говорите неправду, то он сразу распознает. Ну, короче, этих вопросов было очень много. Минут сорок меня там все спрашивали, может, даже час. Сейчас уже точно и не вспомню по времени. Но скажу, что я пришел домой в таком состоянии… Туда меня привезли, забрали, а обратно я уже добирался общественным транспортом. Я приехал домой и жене говорю, знаешь, если там и было что-то, то они обязательно найдут. Был как выжатый лимон. Неприятно это было… Никто меня не бил, не пытал, но моральная атмосфера, конечно, была… Все эти подозрения…
- А вы в курсе, что вас назвали агентом спецслужб, который курировал Коновалова?
- Конечно. Неприятно все это. Даже говорить не хочется. Я, как говорится, попал между двух огней: сначала эти спецслужбы меня подозревали, что я там что-то мог сделать, потом эти вот сайты назвали меня агентом тех самых спецслужб. Не знаю, чьи это сайты и зачем они так, но очень, очень неприятно. В такую вот историю попал только потому, что оказался в ненужном месте в ненужное время. В моральном плане мне это до сих пор неприятно.
- А коллеги ваши в курсе всей этой истории?
- Да, я им все рассказал.
- А как они относятся к тому, что вас назвали агентом спецслужб?
- Вы можете сами у них спросить.
Мы задали несколько вопросов Игорю Станиславовичу, который знает Владимира Васильевича дольше остальных.
- Вы в курсе, что вашего коллегу назвали сотрудником спецслужб, который якобы контролировал Коновалова? Как вы к этому относитесь?
- Ну как отношусь… Бред какой-то. Какой он сотрудник.
- Давно знаете Владимира Васильевича?