Как привезти из туристической поездки хорошее настроение? Казалось бы, вопрос неуместный: путешествие уже само собой подразумевает новые впечатления, подъем душевных и физических сил. Так что купил тур — и вперед. Но всегда ли есть гарантия, что вернешься из поездки довольным? Практика показывает, что могут быть разные неувязки, хотя в последнее время их, к счастью, становится меньше. К примеру, в ОО “Белорусское общество потребителей” журналисту “НГ” сообщили, что в этом году не было ни одной жалобы на нарушение условий, оговоренных в договоре или ваучере. Но все же вероятность того, что недостаточно информированные туристы могут попасть впросак, остается.


Чтобы этого не случилось, специалисты в области охраны прав потребителей советуют получать наиболее полную информацию об всем, что касается предполагаемого места отдыха. Когда вы рассматриваете красочный каталог, то имейте в виду, что все “блага” не имеют никакого отношения к вам, если они документально не зафиксированы.

А вообще это целое искусство — составление договора. Иногда потенциальный турист хочет показать себя просвещенным и особо не вникает в пункты документа. К примеру, делает вид, что ему доподлинно известно, что кроется за словами “все включено”. Этого делать не следует, лучше десять раз переспросить, если нужно, чем потом получить совсем не то, что ожидалось.

Ответственность сторон обязательно должна быть оговорена письменно, в этом случае будет легче защищать свои законные интересы. При этом должны быть зафиксированы все существенные моменты: информация о программе пребывания, маршрут путешествия, дата начала и окончания тура, организация встречи и сопровождения туристов, условия проживания и питания, порядок и сроки предъявления претензий и т. д. Договор должен быть заверен печатью туристической фирмы.

Опытные путешественники всегда следуют правилу: иметь дело только с серьезными фирмами. Но как это проверить? Возможно, вам пригодится опыт моей знакомой, которая начинает беседу с оператором с просьбы предъявить “Книгу замечаний и предложений”. Если там единичные автографы рассерженных клиентов или записей вообще нет, значит, с этими специалистами можно иметь дело.

Но что делать, если, например, вас поселили вместо обещанного четырехзвездочного отеля в “избушку на курьих ножках”? Нужно срочно звонить в агентство, с которым заключали договор, и требовать решить проблему (телефон, кстати, предоставляет принимающая сторона, заказывать роуминг вы не обязаны). Можно также вернуться домой (за свой счет), расторгнуть договор и отстоять свое право на возмещение понесенных убытков и морального вреда.

Но если вы все же решили остаться и предъявить претензии к фирме по приезде, то необходимо собрать доказательства, которые помогут вам потом в борьбе за правду. Следует написать заявление администратору отеля или представителю фирмы, копию оставив у себя. Затем нужно зафиксировать недостатки при помощи видеокамеры, фотоаппарата, при этом вы сами должны быть на фото или видеопленке. Хорошо также, если кто-то из отдыхающих письменно подтвердит, что факты имели место.
Особый разговор о страховом полисе. Поскольку согласно закону исполнитель обеспечивает безопасность туриста во время путешествия, т. е. несет ответственность за нанесение вреда его здоровью и имуществу, то этот пункт в договоре обязателен. Каждый турист на руках должен иметь страховой полис, причем того образца, который принимается в данной стране. Только тогда вы будете уверены, что при необходимости получите медпомощь на указанную в нем сумму.

Кроме того, сегодня, по-моему, все знают, что, отправляясь за рубеж, следует иметь при себе телефоны белорусского консульства, посольства или иного представителя в стране, куда вы едете.

И еще одна очень важная вещь. Необходимо заставить уважать себя в поездке. Если вы сидите, словно испуганная мышка, то и отношение к вам будет соответствующее. А человека, который знает свои права, ведет себя уверенно, не очень-то захочется “лохануть”.

Для пущей вашей уверенности сообщим и тот факт, что примерно 80 процентов связанных с турпоездками споров решаются полюбовно: фирмам ведь антиреклама не нужна…

В тему
Кому куда отправиться?

В общем-то, куда душе угодно (а кошельку можно). Но это касается только абсолютно здоровых людей. А вот людям с сердечно-сосудистыми и бронхолегочными заболеваниями лучше отказаться от поездки в страны с жарким климатом. Тем, кто только что выздоровел или перенес операцию, менять климатические условия тоже нельзя. Беременным женщинам при нормальном течении беременности в первых двух триместрах отдыхать можно в любом климатическом поясе. Но в последние три месяца лучше остановить свой выбор на курорте в привычной климатической зоне.

Постарайтесь купить путевки так, чтобы перед отъездом выкроить один свободный день. И не планируйте на него тысячу дел. Спокойно уложите вещи в сумки и обязательно постарайтесь выспаться. В противном случае первые два курортных дня будут потеряны.Вернуться тоже желательно, например, в субботу, а не в ночь на понедельник. Конечно, когда покупаешь тур, хочется выкроить свободы по максимуму, но вот возвращаться с корабля на бал, то есть с трапа самолета прямо на работу, очень тяжело.

Составьте список вещей, которые хотите взять с собой. Тогда не придется перед самым выходом перетряхивать сумки и судорожно соображать: зубная щетка лежит на самом дне или ее вообще там нет. Кстати, не стоит паниковать в дороге по поводу забытого. Главное — это паспорт, путевка и деньги. А все остальное можно купить на месте.

Даже если вы болели в последний раз в детстве ветрянкой, все равно захватите с собой аптечку. Смена обстановки может по-разному сказаться на вашем здоровье, и лучше чтобы таблетка от головной боли или от расстройства желудка была под рукой. Учтите: за границей почти все лекарства продаются только по рецепту.

Вера ЩЕТИНА

{banner_819}{banner_825}
-60%
-20%
-50%
-20%
-50%
-11%
-30%
-50%
-15%
-10%