Олег ГАЛКИН,

Не так давно Россия совместно с Беларусью разработала трансграничный туристический маршрут "К истокам Руси". Предполагается, что он составит конкуренцию знаменитому российскому “Золотому Кольцу”. Вместе с журналистами и туроператорами корреспондент TUT.BY проехался по ключевым объектам маршрута и ознакомился с его экскурсионной программой. Первым городом на пути следования был Смоленск. Во второй и третий день маршрута мы проехались по Беларуси, ознакомившись по дороге с Витебском и Полоцком. Четвертый день провели во Пскове и его окрестностях. А финальным пунктом нашего путешествия стала Новгородская земля.
 
Самый православный город России
 
Первое, что поражает впервые попавшего в Великий Новгород туриста, – это изобилие церквей и храмов. Всего их в городе насчитывается более шестидесяти. Самые старые из них датируются XI веком. Все остальные столетия тоже представлены. Плотность религиозной застройки на квадратный метр столь велика, что иностранцы даже иногда спрашивают у гидов: “Здесь что, жили религиозные фанатики?” Таким богатством не может похвастаться, пожалуй, ни один другой уголок России. Этот факт особенно удивителен на фоне тотальных разрушений, которым подвергся город во время Второй мировой войны. После отступления немцев в Новгороде сохранилось лишь 5% жилого фонда! Впрочем, никакого чуда здесь нет – от артиллерийских обстрелов храмам тоже досталось предостаточно, просто после войны их аккуратно восстановили, а потом уже не трогали.

 
  
Почти не трогали. В 2009 году, готовясь к празднованию 1150-летия города, часть новгородских храмов зачем-то закрасили свежей побелкой, в результате чего они утратили свой колорит и стали похожи друг на дружку.





 
 
От своих “белоснежных” собратьев выгодно отличается церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207 г.). Культ святой Параскевы на Руси сросся с культом языческого божества Пятницы, которая считается покровительницей женщин. Такой симбиоз породил чудной обряд: считается, что если незамужняя девушка обежит вокруг этого храма три раза, то в скором будущем ей доведется удачно выйти замуж. Гид рассказала, что по сей день тургруппы из других городов приезжают сюда специально, чтобы побегать вокруг церкви. Кстати, церковь Параскевы Пятницы покрасили только с одной стороны, и то не до конца. Так третий год и стоит.

 
  
Своим размахом и величием поражает Георгиевский собор (1119-1130 гг.) Юрьева монастыря. В высоту он достигает почти 27 метров. В прошлом служил усыпальницей для настоятелей монастыря, нескольких князей и новгородских посадников. Находится в 5 километрах от города.
 
 
По размерам его превосходит разве что только знаменитый Новгородский Софийский собор, построенный в середине XI века. Примерно так выглядела бы сегодня Полоцкая София, если бы не была в свое время взорвана. Высота собора от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы составляет 38 метров. В уголочке тихо-мирно лежат каменные ядра. Когда-то ими обстреливали город из мортир, или камнеметальных машин.

 




 
Рядом расположена выставка колоколов и звонница, на которую можно подняться. Самый массивный колокол весит 1614 пудов (примерно 26,5 тонны), отлит он был в 1649 г. Самый старый, 100-пудовый (1,6 тонны) - в 1589 году.




 
В общем, православного наследия в городе – на каждом шагу. А вот со светскими памятниками, напоминающими о былом торговом величии Великого Новгорода, дела обстоят хуже.
 
Господин Великий Новгород
 
Не покривлю душой, если скажу, что экономический и культурный расцвет Новгородской земли пришелся на домосковский период ее истории. После покорения Новгорода в 1478 году Иваном III эти земли стали лишь очередной провинцией набирающего силу Московского княжества. До этого Новгородская земля была богатейшей вечевой республикой на территории Руси. Она не столкнулась с прелестями феодального дробления и татаро-монгольского разорения (от него пострадали лишь юго-восточные ее районы), хотя и платила дань Золотой Орде. А само государство носило гордое имя – Господин Великий Новгород.
 
Подобно Пскову, основные политические решения в нем принимались вечем, а князья играли роль лишь военачальников и судей. Исполнительная власть находилась в руках избираемых посадников. Чаще всего новгородский княжеский престол занимали суздальские и владимирские князья, затем – московские, реже – литовские.
 
Новгородские купцы вели активную торговлю с городами, лежащими у побережья Балтийского и Северного морей, в том числе и с членами Ганзейского союза. Отношения с последним были очень сложными: начиная от сотрудничества, заканчивая враждой и взаимными арестами купцов. Тем не менее, до конца XV века в Новгороде успешно функционировала контора Ганзы.

 
В наши дни существует так называемый Ганзейский союз Нового времени, объединяющий более 200 городов. Он представляет собой культурное содружество, в состав которого входят города - не только бывшие члены средневековой Ганзы, но и сумевшие доказать наличие с ней торговых связей. Великий Новгород входит в его состав с 1993 года, а в 2009 году на его территории проходил международный фестиваль “Ганзейские дни Нового времени”. Тогда городу был подарен Ганзейский знак. Без специальной подготовки сложно разобрать, что изображено на этой бронзовой скульптуре, но знающие люди подсказывают: это качающиеся на волнах ганзейский когг и новгородская ладья.

 
В состав композиции входит также фонтан, выполненный в виде круглого стола переговоров. Туристы очень активно кидают туда монеты – иногда из него выгребают по 50 тысяч российских рублей за раз! По периметру круга размещены изображения гербов 16 стран, входящих в Ганзейский союз Нового времени. Среди них обнаружился и герб Беларуси. Историки нашли подтверждение свидетельствам того, что в Полоцке и Витебске в свое время действовали конторы Ганзы, и это дало основание для их принятия в состав организации-преемника.






 
Чуть поодаль стоит на якоре фрегат-ресторан.

  
У входа на пешеходный мост через реку Волхов – памятник неизвестной девушке. По одной версии – это туристка, по другой – новгородочка. Кем бы она ни была, но туристам фотографироваться с ней очень нравится.

  
Река Волхов вытекает из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро. А из него по Неве – рукой подать до Балтийского моря.



Традиционные замки новобрачных. 


 
Мост ведет к Новгородскому Кремлю, под стенами которого сейчас пляж.

  
Кремль Великого Новгорода – одна из древнейших на Руси крепостей. Первое упоминание о нем относится к 1044 году. Как и полагается подобным типам сооружений, сначала он был деревянным, а потому много раз горел и отстраивался заново. Каменными стенами обзавелся лишь в 30-е годы XV века. Но и затем новгородский детинец тоже несколько раз разрушался-перестраивался. Сегодня усилиями реставраторов он имеет облик XV века. Внутри находятся уже упомянутые Софийский собор и звонница со старыми колоколами, а также памятник “Тысячелетие России”, о котором речь пойдет ниже.




 
У истоков России
 
Громадный 15-метровый монумент, воздвигнутый в 1862 году специально к празднованию тысячелетия призвания Рюрика, поражает не только своими размерами и проработкой деталей, но и присущей ему концептуальностью. В самом его внешнем виде воплощена действующая на тот момент в России государственная идеология. По форме памятник напоминает колокол, наверху его венчает держава, а сам он окружен фигурами людей, сыгравших в истории страны далеко не самую последнюю роль. Куда ни глянь – везде чувствуется триада “Православие, самодержавие, народность”.


 
Всего на памятнике насчитывается 128 фигур. Державу сверху украшают ангел с крестом в руке и коленопреклоненная женщина, олицетворяющие православную церковь и Россию соответственно. В среднем ярусе расположены 6 скульптурных композиций, символизирующих ключевые события из истории Руси и России. Для белорусов особенно примечательной может показаться композиционная группа “Основание самодержавного царства Русского”, на которой Иван III принимает от коленопреклоненного татарина знак власти – бунчук. А рядом лежат побежденный в битве “литовец” и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом.

 
  
В нижней части – горельефы выдающихся исторических деятелей, воплощающие идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Сгруппированы они тематически, в зависимости от их рода деятельности. Там присутствуют просветители (31 фигура), государственные деятели (26), полководцы и герои (36 человек), писатели и художники (16 штук).
 
Это кажется странным, но в этой части памятника присутствуют, в том числе, и три правителя Великого княжества Литовского. В частности – Гедымин, Ольгерд и Витовт. Какой вклад они вносили в становление российского самодержавия – не совсем понятно, однако вряд ли оказались здесь случайно. Ведь проект памятника проходил согласование на самых высоких инстанциях, включая самого государя императора! В конечном итоге из списка “видных людей” были исключены поэт Кольцов, писатель Кантемир, адмирал Ушаков и царь Иван Грозный, а вот литовские князья – остались.

  

 
  
Кстати, за спиной у Александра Невского "прячется" еще один литвин – псковский князь Довмонт.


 
А вот человек, из-за которого мы все тут собрались – легендарный Рюрик, основатель династии имени себя. На щите надпись гласит “Лета 6370”, то есть 862 год, если переводить в летосчисление от Рождества Христова. Согласно “Повести временных лет”, именно в этом году он был призван из-за моря править Новгородской землей “вместе со всей Русью”.
 
Фото с сайта Wikipedia.org
  
Можно, конечно, по-разному относиться к идеологическому наполнению памятника и к личностям, что на нем представлены, но вынужден признаться – аналогов ему в Беларуси нет. А вот интересно, кого бы мы поставили кружочком, если бы возникла идея воздвигнуть что-то подобное? Кого бы поместили в основание белорусской государственности?
 
Деревянный рай
 
На последнем аккорде нашего путешествия мы посетили Витославицы. Так называется музей народного деревянного зодчества, расположенный под открытым небом в нескольких километрах от Великого Новгорода. Сюда еще в 60-е годы XX века были аккуратно перевезены и вновь собраны старейшие в России деревянные постройки, некоторые из которых датируются XVI веком!












 
Здесь же можно понаблюдать за работой мастеров народных промыслов. Новгородские мастера славятся своими изделиями из бересты.

 

 
Что загадочнее: Русь или Россия?
 
Наше путешествие подошло к концу. Доехали ли мы до истоков Руси? К сожалению или к счастью, но на этот вопрос нельзя ответить категорично “да” или “нет”. Дело в том, что историки до сих пор ломают копья в спорах о ее истинных истоках. И при ближайшем рассмотрении поиски ответов на него распадаются на множество других вопросов. Что называлось Русью первоначально? Что означало это название? Кто такие варяги? Кем был Рюрик, был ли он вообще, и как он тут вообще очутился?
 
Одни ищут генезис этого слова в балтийско-северноморском регионе, приписывая его норманнам или плотно контактировавшим с ними западным славянам. Другие ищут корни “Руси” среди ираноязычных племен. Третьи возводят его к галльскому племени рутенов, проживавших на территории Франции, о которых упоминал еще Юлий Цезарь в своих “Записках о галльской войне”. Четвертые уверены, что этот термин зародился именно на той земле, к которой всегда и применялся, просто со временем ему стали приписывать “импортное” происхождение.
 
Что касается личности Рюрика, то в отношении его личности тоже нет единого мнения. Одни ученые связывают его с датским викингом Рориком Ютландским, другие – с конунгом Эйриком Шведским, а третьи и вовсе приписывают ему славянское происхождение, из среды западнославянских племен ободритов, руян, поморян или вагров.
 
Николай Рерих. Заморские гости.
  
Так что для себя ответ на этот вопрос я бы проиллюстрировал старым анекдотом:
 
Звонок в турагентство:
– Хочу заказать путешествие по ленинским местам.
– Можем предложить автобусную поездку в Шушенское.
– Э, нет, меня интересуют Париж, Мюнхен, Вена.
 
А чем же была Русь для людей, что жили на территории Беларуси уже после легендарного “призвания варягов”? Этот вопрос проясняет белорусский ученый, кандидат исторических наук Андрей Внучек:
 
“Между понятиями “Русь” и “Россия” нельзя ставить знак равенства. Когда мы говорим про Русь, то мы говорим про ту элиту скандинавского происхождения, которая в IX-X веках укоренилась на землях восточнославянских племен: в Киеве, Полоцке, Новгороде. Буквально оно означает “гребцы”. А когда говорим про Россию, то тут уже речь нужно вести о современной государственности наших восточных соседей. Во времена Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского на территории Беларуси продолжало использоваться слово “русский” как название местной элиты, поскольку формирование самого ВКЛ было похоже на зарождение Соединенных Штатов Америки. Каждая земля, которая входила в его состав, сохраняла определенную автономию и статус элиты, который имелся ранее. Поэтому вполне естественно, что восточные просторы княжества назывались Русью, то есть так, как они и назывались до включения в состав ВКЛ. И лишь со временем слово “русский” стало восприниматься как этноним. Причем если культура местного православного населения называлась “русской”, то культура нашего восточного соседа - “московской” или “московитской”.
 
На кого ориентирован проект?
 
Подводя итог, хотелось бы отметить схожесть маршрута “К истокам Руси” с туром “Путь короля Миндовга”, что предлагается рядом белорусских туркомпаний. На нем можно ознакомиться с рядом мест, которые связаны с зарождением Великого княжества Литовского. Белорусско-российский маршрут выгодно отличается от него большим размахом – ведь он предлагает ни много ни мало целых 5 городов, и каждый имеет более чем тысячелетнюю историю! Но белорусский турподукт сопровождается просто шикарной театрализованной постановкой, в которой актеры иллюстрируют основные этапы жизни литовского короля, а участники рыцарских клубов демонстрируют свое фехтовальное мастерство. И благодаря им все увиденное и услышанное воспринималось в разы ярче! Во время cледования же по маршруту “К истокам Руси” экскурсионная программа редко выходила за рамки классического “посмотрите налево” и “посмотрите направо”. Хотелось бы пожелать организаторам проекта добавить в него больше изюминок, чтобы тур приобрел более ярко выраженную концептуальность, сравнимую хотя бы с тем же памятником “Тысячелетие России”.
 
Николай Рерих. Город строят.
  
“На кого ориентирован проект? – задается вопросом кандидат культурологии, доцент кафедры истории и теории культуры РГГУ Светлана Еремеева. – Если на иностранцев, которые за пять дней хотят узнать “все о России”, или на тех, кому важен сам факт поездки, то тогда массив дат, событий и деталей оставит у них чувство глубокого удовлетворения. Если же на жителей России другого поколения, активных пользователей интернета, то тогда надо работать вглубь, а не вширь, и не пытаться “дать людям все”, а создавать концепции (то есть то, чего Сеть дать не может)”. 
 
Автор благодарит туристическую компанию "Smolensk Travel" и Национальное агентство по туризму Республики Беларусь за приглашение к участию в маршруте.