Олег Галкин, фото автора и Андрея Барашко,

Не так давно Россия совместно с Беларусью разработала трансграничный туристический маршрут "К истокам Руси", рассчитанный на широкий круг туристов. Предполагается, что он составит конкуренцию знаменитому российскому “Золотому кольцу”. Вместе с журналистами и туроператорами корреспондент TUT.BY проехался по ключевым объектам маршрута и ознакомился с его экскурсионной программой. Первым городом на пути следования был Смоленск. Второй и третий день маршрута мы провели на белорусской земле, посетив Витебск и Полоцк.
 
Город на Двине
 
Считается, что Витебск был основан киевской княгиней Ольгой то ли в 947, то ли в 974 году. Во всяком случае, так гласят местные легенды и предания. Археологи же полагают, что в устье р. Витьбы балтские поселения существовали еще задолго до IX в. Позднее балтов сменили кривичи-славяне. Как бы там ни было, от средневекового Витебска мало что сохранилось. Во время Второй мировой войны город был разрушен на 93%, из-за чего сегодня он выглядит очень по-советски. Единственным напоминанием о седых веках здесь служит Благовещенская церковь, заложенная в XII в. Но даже она, по сути – новостройка, воссозданная из современных материалов в 90-ые гг. на месте взорванного в 1961 г. здания храма. Отсутствие древнерусской аутентики составители маршрута заполнили немцами, партизанами, Марком Шагалом и батлейкой.
 
 
 
Первым делом экскурсовод повела нас к монументу на площади Победы. Пока шел рассказ о тяжкой доле Витебска в 1941-1945 гг. и о героических подвигах его освободителей, местные детишки развлекали окружающих своими шалостями. 



 
 
Буквально в двух шагах от площади расположена выставка военной техники.





 


 
 
Из мира войны туристы окунулись в мир искусства. В Витебске родился и вырос прославленный на весь мир художник Марк Шагал. И хотя к истокам Руси отношение он имеет весьма слабое, посетить его Дом-музей все равно было интересно. В нем представлены предметы быта рубежа XIX-XX вв., которые могли принадлежать (а могли и не принадлежать) семье юного Мойши. На стенах его висят копии архивных документов и работ художника. Вот в этом здании, на улице Покровской, он жил в течение достаточно продолжительного времени. 





 
 
А в этом здании он не жил. Оно было построено с нуля в 90-ые гг. Но примерно так выглядел дом, в котором Марк Шагал родился.
 
 
В саду установлена скульптура “Витебская мелодия на французской скрипке”.
 
 
Работники музея рассказали, что принимают иностранных туристов у себя очень часто. Наибольший поток идет, конечно же, из России. Приезжают поклонники творчества витебского творца из Франции, Германии, Соединенных Штатов и других стран. Эмоциональнее всего ведут себя японцы. Они плачут, рыдают и пытаются унести кусочек дома Шагала с собой на память. Парадоксально, но факт: многие витебчане о существовании этого музея вообще не знают! Один из журналистов, отставший от нашей группы, пытался найти дорогу до него, обращаясь к прохожим. В ответ несколько раз приходилось слышать, что не знают о таком.


 
Далее по программе шла батлейка. То ли сказка, то ли предание о короле Валдае и его трех дочерях, превратившихся в реки, на одной из которой сейчас стоит Витебск. Выступление было подготовлено в рамках проекта “Скарбніца”. В его активе находится ряд анимационных шоу и театрализованных представлений. Инициаторы проекта рассчитывают сделать более привлекательным туристический имидж города. Сегодня они регулярно демонстрируются в информационно-туристическом салоне “Илва” и на бывшей усадьбе Ильи Репина в Здравнево. “Мы планируем в будущем ставить наши анимационные программы в Доме-музее Шагала и на улицах города. Ведем также переговоры с этнографическим музеем Минска”, - поделилась дальнейшими планами по развитию проекта директор туристической фирмы “Илва” Лариса Петровская.
 
 
День закончился пешей экскурсией по вечернему Витебску. И тут выяснилось, что он может выглядеть не только по-советски. Так, в центре города была обнаружена пешеходная улица.

 
А здесь слева на переднем плане – Свято-Воскресенская или Рынковая церковь, образ позднего виленского барокко. К сожалению, тоже новодел. В 1936 г. здание-предшественник было взорвано с мотивировкой, будто бы оно “мешало движению транспорта”. В 2009 г. храм восстановлен вновь. За ним видна Ратуша, некогда центр общественной жизни города. Построена она была в 1775 г., и, к счастью, большого насилия над собой не испытала. А перед церковью – кафе, названное в честь прославленного литовского князя. В городе уже давно идут разговоры об установке памятника князю Ольгерду. Поговаривают, что его конная статуя даже уже отлита, однако проект еще не прошел согласование во всех инстанциях.
 
 
В колыбели белорусской государственности.
 
Из Витебска на следующий день переместились в Полоцк. Для белорусов не является секретом, что Полоцк – древнейший город на территории страны. Экскурсия по нему прошла аккурат накануне празднования 1150-летия города. За точку отсчета взят 862 г., когда он впервые был упомянут в древнерусских летописях. Однако ученые уверены, что город намного старше. В 2009 г. при раскопках на его древнем городище были обнаружены арабские дирхемы, чеканенные не позднее 818 г. Но еще раньше было установлено, что первое поселение людей на его месте существовало еще в VII в. до нашей эры! Причем сначала здесь жили балты, а в IV в. н. э. им на смену пришли славянские племена.

 
Позже Полоцк стал центром крупного княжества, которое, хотя и на короткое время завоевывалось киевскими князьями, все же постоянно умудрялось всячески демонстрировать свою самостоятельность. Полочане особенно любили ходить с походами на Новгород, Киев в ответ слал армии, чтобы привести их к покорности. Расцвет княжества пришелся на правление Всеслава Брячиславовича, прозванного Чародеем.
 
Фото с сайта autotravel.ru
  
В рамках тематики тура было бы логично сводить туристов к Полоцкому городищу, однако случилось иначе. Сначала повели к Борисовому камню, что стоит рядом со знаменитым Софийским собором. Этот валун с высеченным на нем крестом и надписью XII в. является одновременно языческим и христианским памятником. Поскольку к нему приходили молиться и куда позже его “крещения”. Что по христианским понятиям – отнюдь не по канону.

 
Далее отправились, пожалуй, к одному из самых привлекательных туробъектов города – к Спасо-Евфросиньевскому женскому монастырю, который ведет свою историю с XII в. В нем хранятся мощи его основательницы, святой Евфросиньи Полоцкой, и точная копия креста Лазаря Богши, восстановленная современным мастером. Распятие охраняется весьма строго. Его выносят за стены храма только по большим праздникам, причем обязательно в сопровождении нескольких вооруженных охранников.
 
Пятикупольное здание слева – Крестовоздвиженский собор, построенный в конце XIX в. Одноглавый храм справа – Спасо-Преображенская церковь, представляющая собой один из немногих целиком сохранившихся памятников архитектуры XII в. В нем даже сохранились фрески того периода.
 
 
Именно здесь находится келья, в которой жила и молилась св. Евфросинья. Обычно туристов туда не пускают, но для нашей группы сделали исключение. Историческое помещение оказалось очень маленькой комнаткой – буквально три на три метра. Стены кельи и расположенных рядом помещений исписаны надписями на польском языке, смысл большинства из которых сводится к стандартному: “Здесь был Вася”. Некоторые надписи датированы XVII в. “Их оставили иноверцы”, - пояснила сопровождающая нас монахиня. Должно быть, под ними подразумевались иезуиты, которым монастырь принадлежал тогда.

 
После посещения монастыря вновь вернулись к Софийскому собору, послушать концерт органной музыки. Сама Полоцкая София и ее прошлое, пожалуй, в представлении не нуждаются. Сегодня она функционирует скорее как музей и, одновременно, как концертная площадка. В здании собора хранятся археологические находки, имеющие к нему какое-либо отношение (строительные материалы, фрагменты мозаики и т. д.), униатские скульптуры и другая церковная атрибутика. Православные время от времени проводят в нем свои богослужения, грекокатолики – светские мероприятия.
 



 
 
Макет дает представление о том, как выглядела Полоцкая София первоначально. Сегодня она представляет собой типичный образец виленского барокко. За макетом – фрагмент кладки XVIII в. Оригинальные стены почти тысячелетней давности сохранились в подвальном помещении.

 
 
Далее последовал пеший переход к другому объекту. Проходили мимо Музея рыцарства, во дворике которого можно увидеть памятник полоцкому князю Андрею Ольгердовичу, установленный за частные средства.
 
 
По пути повстречали памятник героям войны 1812 г.
 
 
 
Также прошлись по проспекту с хорошим названием.
 
 
Кстати, с памятником белорусскому первопечатнику тоже ознакомили. А вот конную скульптуру князя Всеслава Чародея довелось увидеть только из окна автобуса.
 
 
Наш путь лежал в Музей традиционного ткачества Белорусского Поозерья. Название его звучит не сильно воодушевляюще, однако первое впечатление оказалось обманчивым. На все про все сотруднице было отведено 20 минут, однако за это время она умудрилась подробно рассказать о представлениях белорусских крестьян относительно жизни и смерти, любви и свадьбы, а также о том, как они зашифрованы в символике национальной надежды. Использовав при этом вашего покорного слугу в качестве наглядного пособия.
 




 
Многочисленные ромбики, квадратики, цветы и кресты вплетались в узор орнамента не просто так – в них отражено традиционное мировоззрение белорусов.





 
Так, мало-помалу, подошел к концу и этот день. Перед тем как погрузиться в автобус, и поехать дальше, мы еще немножко побродили по городу, и познакомились с местными достопримечательностями. 







 
 
Сколько Руси было в Беларуси?
 
Белорусский отрезок маршрута показался несколько сумбурным и выбивающимся из концепции тура. Толком то этой самой Руси мы практически и не увидели. Если в ситуации с Витебском гидам и в самом деле было весьма сложно продемонстрировать какие-то древности, то Полоцк, буквально напичканный стариной, показал едва ли десятую часть своего потенциала. Конечно, прогулка по Софийскому собору, поклонение мощам св. Евфросиньи Полоцкой и, особенно, яркая экскурсия по Музею ткачества, привели российских туристов в восторг. Особенно последняя - ведь здесь они получили возможность познакомиться с языческими корнями славянских народов, а не только с православным наследием древнерусской культуры. Однако в древнейшем городе Беларуси можно увидеть куда больше объектов, связанных с эпохой средневековья.
 
"Здесь не хватает элементов анимации, каких-либо театрализованных представлений, в которых бы могли принять участие туристы. Когда актеры в национальных костюмах либо в антураже эпохи вовлекают гостей в старинные танцы, например, это оказывает на них большое впечатление. Куда большее, чем рассказ гида или осмотр памятников с музеями. Анимация создает эффект большей вовлеченности. Также было бы неплохо ознакомить гостей с национальной кухней - ее мы так и не попробовали, хоть и провели два дня в другой стране", - поделилась своим мнением Людмила Палванова, начальник отдела групповых туров российской туристической компании "Тур Лайт".
 
Впрочем, как пояснила организатор маршрутора, исполнительный директор компании "Smolensk Travel" Ирина Хлыстова, белорусские города были включены в состав маршрута совсем недавно, и наша группа была лишь второй, принявшей в нем участие в таком составе. Поэтому в будущем его экскурсионная программа может быть скорректирована. Остается надеяться, что в лучшую сторону.
 
А мы тем временем направляемся на север, вновь пересекая границу двух стран - в сторону Пскова и Великого Новгорода.