Олег ГАЛКИН,

Не так давно Россия совместно с Беларусью разработала трансграничный туристический маршрут "К истокам Руси", рассчитанный как на граждан своих стран, так и на зарубежных туристов. Предполагается, что он составит конкуренцию знаменитому российскому “Золотому Кольцу”. Вместе с журналистами и туроператорами корреспондент TUT.BY проехался по ключевым объектам маршрута и ознакомился с его экскурсионной программой. Первым городом на пути следования был Смоленск.
 
“Откуда есть пошла русская земля”
 
Концепция маршрута проста и в то же время оригинальна. Значительная часть территории Беларуси и России в прошлом входила в состав внушительного государства, имя которому – Киевская Русь. Согласно норманнской теории, его возникновение связано с приглашением варягов на княжение в земли ильменских словен и кривичей. Полулегендарный предводитель варягов князь Рюрик и его потомки, развили такую бурную деятельность, что вскоре подчинили своей власти почти все земли, лежащие в бассейне Днепра. Маршрут “К истокам Руси” объединяет города и крепости, основанные этими племенами, и предлагает пройтись к тем местам, с которых все начиналось. Среди них: Смоленск, Полоцк, Витебск, Псков, Изборск и Великий Новгород.
 
Ну а наше путешествие началось с земли смолян.
 
Одно из первых упоминаний Смоленска в летописях относится к 863 году, и он уже тогда был столь укреплен и многолюден, что когда воеводы Рюрика направлялись с походом на Константинополь, то просто обошли его стороной и поплыли на ладьях себе дальше. К державе Рюриковичей город был присоединен лишь почти 20 лет спустя.
 
 
Для белорусов Смоленск – город отнюдь не чужой. В течение многих лет он то входил в состав Великого княжества Литовского, то отделялся или уходил под опеку России. Пограничное положение нанесло на него неизгладимый отпечаток, поэтому турист из Беларуси будет постоянно натыкаться в Смоленске на следы общей со своим восточным соседом истории.
 
Безмолвный участник порубежных конфликтов
 
Так, по разным частям города разбросаны остатки знаменитой Смоленской крепости, построенной в 1595-1602 гг., когда город принадлежал Московскому царству. Протяженность его стен некогда составляла 6,5 км., а укреплена она была 38 башнями. Твердыню возвели для того, чтобы надолго сковать силы Речи Посполитой. Стоит отметить, что эту свою задачу она выполнила. Когда в 1609 году между Москвой и Варшавой разразилась очередная война, осада Смоленска длилась почти два года, и объединенной польско-литовской армии стоило огромных усилий взять его штурмом. Для смолян эта крепость имеет примерно такое же символическое значение, что и Брестская крепость – для белорусов. Кстати, примечательно, что период с 1611 по 1654 гг., когда город входил в состав Великого княжества Литовского, экскурсовод назвал почему-то “польским игом”. Хотя в это время он входил в состав совсем другого государства. Причем, местной аристократии “польское иго” настолько понравилось, что ее представители вплоть до XVIII в. называли себя шляхтой. И на протяжении столетия после присоединения города к России предпочитали брать себе жен из Речи Посполитой и читать тамошние книги.





 
 
Сегодня от крепости сохранилось менее половины стен и башен. К счастью, ее остатки находятся в весьма хорошем состоянии. По некоторым стенам можно спокойно прогуливаться, не опасаясь внезапно провалиться незнамо куда. А вот в некоторых башнях нужно быть осторожным. В одной из них в прошлом году случился пожар, и внутри она выглядит сейчас достаточно плачевно.



 
Крепость строилась в северо-итальянском стиле. На тот момент итальянская фортификационная школа считалась самой лучшей в Европе. В отличие от других каменных российских крепостей, смоленскую отличают гораздо более высокие стены – до 19 м. Если старые крепости имели два яруса боя, то здесь решено было реализовать трехъярусную систему.
 
Кстати, судьба смоленского воеводы, боярина Михаила Борисовича Шеина, который во время двухлетней осады удерживал город до конца, сложилась трагично. Он пробыл в плену до 1619 года. Во время очередной войны между Россией и Речью Посполитой, Шеин пытался отбить город, который когда-то оборонял, однако потерпел неудачу. Под стенами Смоленска его армия в 1634 году капитулировала и вынуждена была отступить. В Москве неудачу полководца восприняли болезненно. Начался суд, и после непродолжительного разбирательства он был казнен по обвинению в государственной измене. В наши дни в Смоленске можно найти аллею, на которой висят портреты людей, которыми город гордится. Среди них есть и табличка, посвященная Михаилу Шеину.
 
Смоленск православный
 
Один из наиболее посещаемых туристических объектов города – Свято-Успенский кафедральный собор XVII-XVIII вв., в котором хранится одна из наиболее почитаемых православных святынь – чудотворная икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии. А также сандалии святого мученика Меркурия Смоленского, погибшего в XIII в. Внутренняя отделка собора выглядит более чем шикарно. Считается, что он занимает второе место в Европе по убранству. Однако в стенах храма фотографировать, увы, запрещено.

 
Фото с сайта september-t.ru
Фото с сайта september-t.ru






 
Собор примечателен тем, что его иконостас украшался западноукраинскими резчиками, которые выполнили его на стыке двух традиций: древнерусской и барочной украинской. Дело было в 30-40-х гг. XVIII в. Мастера эти были грекокатоликами, поэтому влияние униатства внутри собора весьма ощутимо. На иконостасе собора даже до сих пор присутствуют небольшие статуи ангелов в различных позах. Что для православной церкви весьма нехарактерно. Скульптура в православной традиции не то чтобы запрещена, но во всяком случае не приветствуется. Так, когда униатская церковь подверглась ликвидации, почти вся деревянная скульптура в униатских храмах Беларуси была уничтожена. Увидеть же статуи в православном храме сегодня – большая редкость.
 
В церковной лавке продается книга, посвященная псковскому князю Довмонту, в православии – Тимофею. Родом он из летописной Литвы. По одной из версий, в Пскове очутился из-за того, что принял участие в убийстве короля Миндовга, однако потерпел поражение в борьбе за литовский трон.

 
Свято-Успенский кафедральный собор расположен на Соборной горе, на которой также находятся Богоявленский собор и церковь Иоанна Предтечи. Рядом с ними раньше стоял деревянный княжеский замок, однако время его не пощадило. С высоты холма открывается чудесный вид на город. Князья однозначно знали, где лучше всего селиться!





 
В Смоленске сохранились 3 церкви домонгольского периода, построенные еще в XII в. В двух из них нам удалось побывать. В третий – в храм святого Иоанна Богослова – похоже, уже не успели.
 
Самой древней является церковь Петра и Павла. Ее возвели в 1146 году. По сохранности и точности реставрации – это один из наиболее значительных памятников древнерусского зодчества. Что, впрочем, не означает, что его никогда не латали и не починяли. По словам экскурсовода, историки нашли свидетельства, позволяющие предполагать, что некоторые кирпичи в стене церкви были изготовлены в Великом княжестве Литовском. Возможно, строительный материал импортировался из соседнего княжества, когда здание нуждалось в ремонте.



 
Рядом стоит более поздняя церковь святой великомученицы Варвары.
 
 
А это – храм Архангела Михаила, или Свирская церковь (конец XII в.). Летопись сообщает, что некогда она славилась богатым внутренним убранством: “всим приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена”. Как бы там ни было, сегодня его стены внутри практически ничего не украшает. Большевики срезали все иконы и фрески, разобрали иконостас и отправили все это богатство в Третьяковскую галерею.
 
 
 
Под занавес
 
Под вечер, когда все уже натопались по всяким смоленским крепостям и храмам, гостей из Беларуси и России повели в местную филармонию слушать романсы. Неожиданно выяснилось, что это здание тоже имеет самое непосредственное отношение к белорусской истории. На его фасаде была обнаружена вывеска со следующим содержанием:
 
 
В целом смоленская часть маршрута оказала впечатление наиболее органичной по сравнению с последующими. На этом отрезке пути туристы увидят древности, уходящие в глубину веков. Верующие посетят храмы, по-своему уникальные. Белорусам хватит ассоциаций со своей родной страной. А насытившись духовной и познавательной пищей, все вместе взятые найдут достаточное количество объектов туристической инфраструктуры, вроде кафе и ресторанов.
 
А путешествие тем временем продолжится через белорусские земли – Витебск и Полоцк.
{banner_819}{banner_825}
-30%
-40%
-20%
-30%
-10%
-50%
-20%
-30%
-20%
-20%