Отдых


Сергей Ковалевский, Виктор Рублевский,

Команда из трех белорусов-энтузиастов отправилась на автомобиле "Тойота FG" на Аральское море знакомиться с бытом и культурой народов Азии. За 2,5 недели предстояло преодолеть маршрут: Могилев - Воронеж - Самара - Уральск - Аральск (далее по дну Аральского моря) - Бейнеу - Нукус - Хива - Бухара - Самарканд (возможно, Ташкент) и обратно.

Цели поездки - популяризуя автомобильный туризм, активный и здоровый образ жизни, побывать на Аральском море и рассказать о крупнейшей катастрофе 20 века исчезающего моря (в 1960 г. Аральское море было четвертым по величине озером в мире). Проехать по дну между Северным и Южным Аралом, побывать на плато Устюрт, посетить стариннейшие города Нукус, Хиву, Бухару, Самарканд, познакомиться с бытом и культурой народов Азии.

Примерный пробег - 11 000 км, а это ¼ часть земного шара по экватору!

1 этап: Могилев - Воронеж - Самара - Уральск - Аральск

Пробег - 3490 км. Прошли за 4 суток.

Перемещение по России оказалось довольно комфортным, проблема дороги решается, только не в Тамбовской и Пензенской областях. В Воронеже присоединились к патриотическому пробегу в честь победы народов Советского Союза в ВОВ - проехались по "Дорогам Победы".
 
Первая встреча с Казахстаном была доброжелательной. Границу прошли быстро.
 

 
Степи поражают просторами и красотой, иногда встречаются горы.

Очень часто в экспедициях встречаются уникальные люди
 
Чтобы совсем "добить" путешественников, которые думают, что наши 11000 км это много - сравните с планом Алена, который в свои 63 года отправился из Марселя в кругосветное путешествие. К моменту нашей встречи он проехал 7000 км, направляясь в Шанхай, далее самолетом до Сан-Франциско, потом по Америке и пароходом в Европу и далее в Марсель.
 
Встречи с такими уникальными людьми всегда наталкивают на новые мысли!
 
 
 
Арал - это бывший Аральск, крупнейший порт Аральского моря. Встречи с ним мы ожидали долгие мили пути, которые приходилось проделывать по безжизненной казахской степи. Это первый казахский городок, в котором мы ожидали найти национальный колорит, но попали в советское прошлое.

Въезд в Арал

Аральский порт производит удручающее впечатление, а ведь еще 30 лет назад сюда заходили рыболовецкие суда.





Еще в 70-80-х эти корабли качались на волнах Аральского моря и доставляли богатый улов в порт

Есть много теорий о причинах исчезновения Аральского моря:

- для орошения полей, на которых выращивают хлопок в Узбекистане, стали забирать воду из Амударьи и Сырдарьи, которые питают Аральское море;
-   в земной коре произошел разлом (старожилы рассказывали, что однажды утром люди увидели, как море отступило на 200 метров - люди бежали и плакали).

В период с 1961 года Аральское море сократилось по площади на 1/4, а воды стало в 10 раз меньше...

Иллюстрация с сайта wikimedia.org

Надежды на возвращение моря и возрождение жизни в Арале придают вот такие встречи с казахскими пионерами.



А вот и долгожданный местный колорит. Похоже, в сообразительности казахам не откажешь.



Двигаемся дальше и на выезде из города встречаем экзотическое домашнее животное, которое кормит, поит и одевает не одну казахскую семью.



Река Сырдарья, которую мы пересекаем по плотине, питает малое Аральское море. Понимаешь, что означает вода для этих засушливых мест, когда видишь, как все живое стремится к воде и радуется ей.





Степные пески наступают на редкие поселения местных жителей на дне Аральского моря, а постоянно дующие ветра помогают им отвоевывать территорию у людей.



Типичный степной пейзаж. На этой равнине уютно чувствует себя лишь саксаул.



После многодневной гонки по степи любая смена пейзажа радует. Увиденное здесь шокирует. Так выглядит панорама бывшего берега Арала. Поражает простор и масштаб увиденного.







Первая встреча с "сухопутным кораблем" - и становится понятным выражение "подводная лодка в степях Украины"

Необычное явление - фонтан пресной воды из скважины, пробуренной на дне ушедшего соленого моря
 
Кладбище кораблей. Их съедает не только время. Идет настоящий "распил" имущества бывшего Советского Союза. Возможно, мы одни из последних, кто видит эти морские миражи





Нам понравился материал, из которого сделана эта поделка.

Домик из глины

Для такого средства передвижения не страшны любые "хорошие" дороги

Преодолев тысячи километров степных дорог, машины требуют "покушать". А мы очень рады встретить даже такую АЗС.



В такую грозу мы въехали в степь, а впереди еще 340 км

Степные дороги в дождь полны сюрпризов

После суток борьбы с грозой и холодом мы были рады увидеть соленое озеро, напоминающее рекламу шоколада.



Живописно: верблюд с мешком на шее в виде компресса отказался показать свое горло доктору

Преодолев 340 км, мы достигли одну из целей - увидели чинк. Это крутой, часто вертикальный обрыв плато высотой до 300-350 м.

Плато Устюрт

Такие просторы наталкивают на мысль, что  человек не "царь природы", пришедший подчинить вселенную, а маленькая частичка удивительно красивого мира, призванного жить в согласии с окружающими.



Результат двухсуточного пробега по степи в грозу (расстояние примерно ½ Беларуси), на протяжении которого мы не встретили ни одного человека!

Приехав в город Бейнеу, мы попали в песчаную бурю - чрезвычайно неуютное зрелище!



Так мы отмывали деньги наших спонсоров

Фото с привязкой к карте можно посмотреть тут.

Продолжение следует...
 
За лучшую моральную поддержку и интерес к нашему путешествию привезем подарок из Бухары. Пишите на форум либо на rublevskuv@mail.ru.

Единомышленники:

Нашу дорогу освещал: TUT.by
Светил: Пролайт.сом
Вкусно кормили:
Продукт сырный плавленый "Хуторской"
Майонез "Ряба" 
Соус "Астория"
"Мясоград"
Поддержал: интернет-магазин "Альдорамин" и Sic enter