Отдых

Русская служба Би-би-си


Автор фотоблога на bbcrussian.com Федор Телков и фотограф Сергей Потеряев побывали в Ямало-Ненецком округе, где понаблюдали за изменениями в жизни коренных народов.
 
Так сложилось, что в последнее время мы занимаемся фотографией с некоторым этническим уклоном и, следовательно, обращаем внимание на то, что делается в этой сфере у других фотографов и журналистов.
Подавляющее большинство просмотренного и прочитанного материала касалось, как правило, экзотичности жизни малых народов.
 
Но мы неизменно задавались вопросом: "А где же та грань, за которой любой этнос смешивается с остальной массой людей, принимает все ценности социума, как найти и рассмотреть саму эту черту?"
 
В эпоху глобализации остро стоит проблема сосуществования культур и цивилизаций. Развивающиеся страны с их расширяющей границы экономикой и промышленностью постепенно проникают на территории, традиционно населенные людьми других культур.
 
В России особенно явно эти процессы протекают на северо-западе страны, где по сей день продолжается освоение новых территорий.
 
Все это неизменно влечет за собой вмешательство в жизнь коренных народов, нарушает их традиционный образ жизни, что, в свою очередь, приводит к медленному вымиранию их культур. Сегодня одна часть коренных народов Севера продолжает традиционный образ жизни - оленеводство и рыболовство, другая начинает осваивать "оседлую", "европейскую" жизнь в городах и поселках.
 
В связи с этим появляется новая форма жизни исторически населяющих этот регион культур, которая в данный момент практически не изучена. Процесс перехода от традиционного к современному образу жизни находится в постоянном развитии.
 
Важно зафиксировать этапы перехода представителей коренных народов к "городской" жизни, застать момент, когда этнические особенности и блага современного общества начинают сосуществовать и становятся одинаково ценными для человека.
 


Хорошим примером взаимодействия может служить возникновение так называемых национальных поселков, где коренным жителям предоставляется дом, образовательная программа и медицинская помощь.
 
При этом исторические обитатели этих мест могут спокойно заниматься традиционными промыслами в тундре, при необходимости пользуясь различными благами цивилизации.
 
Важным моментом является то, что государство сохраняет традиции народов и имеет возможность экспортировать продукты оленеводства и рыболовства за рубеж.
 
Местные же жители имеют возможность получать качественное здравоохранение и не отставать от мирового технического прогресса. Телефон, телевизор уже прочно вошли в жизнь народов, живущих в природных условиях.
Тем не менее большинство "националов", как называют их русские, не представляют своей жизни без тундры.
"Я хочу, чтобы мой сын знал, что такое интернет и телевизор, но если он выберет жизнь в городе, то это будет самым большим горем для меня", - говорит Виталий Пяк, старший оленевод стада № 3, о своем сыне Юре.
 
Пяк Виталий, ненец, 30 лет, родился и живет на стойбище "Стадо № 3", старший оленевод.
 
Для исследования был выбран город Тарко-Сале – административный центр Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
 
Население города - свыше 20 тысяч человек.
 
Тарко-Сале - типичный представитель небольших нефтяных городов, где бок о бок проживает русское население и коренные народы Севера.
 
Именно на подобных территориях можно увидеть, как переплетается современный образ жизни с традиционным укладом коренных народов Севера.
 


Среднегодовая температура Ямало-Ненецкого автономного округа достигает -10°С.
 
Айваседо Руслан, ненец, 32 года, родился и живет на стойбище "Стадо № 3", оленевод.


Пяк Владислав, ненец, 21 год, родился и живет в городе Тарко-Сале, безработный. Владислав недавно вернулся из армии, служил он, как водится, в нашей стране, на другом конце России – на Кавказе.

 
Казымкина Лилия, ненка-селькупка, 47 лет, родилась в поселке Халясавэй, живет в городе Тарко-Сале, рыбак. Пяк Светлана, ненка-хантыйка, 37 лет, родилась в поселке Халясавэй, живет в городе Тарко-Сале, домохозяйка. Пяк Алина, ненка, 7 лет, родилась и живет в городе Тарко-Сале, школьница.
 
 
Харампур – национальный поселок с населением свыше 700 жителей.
 
Здесь построены кирпичные дома, напоминающие по форме ненецкий чум.
 
Харампурцы живут между тундрой и цивилизацией, постоянно перемещаясь между двумя мирами.
 
Такой образ жизни, по словам некоторых ненцев, лучший ответ на вопрос "что делать с коренными?". Ведь, как известно, Север суров в любое время года – зимой безумная стужа и ветра, летом тучи насекомых и болота – жить в голой тундре очень непросто. Поэтому возможность проводить часть жизни в комфортных условиях очень важна для ненцев.
 
На фотографии сестры Кунины – селькупки.

Между селькупами и ненцами есть некоторое напряжение, оно чувствуется в разговорах. Объяснили нам это тем, что между народами когда-то была война, победители в которой, по утверждению ненцев – ненцы, по утверждению селькупов – селькупы. Однако довод ненцев убедительнее – их численность сегодня больше.
 
Пяк Аумах, ненец, 72 года, родился в деревне Вынгапур, живет в городе Тарко-Сале, пенсионер.


Айваседо Виктория, ненка, 17 лет, родилась и живет в деревне Харампур, школьница. Айваседо Любовь, ненка, 68 лет, родилась и живет в деревне Харампур, пенсионер. Айваседо Ольга, ненка, 35 лет, родилась и живет в деревне Харампур, сторож.
 

Ледков Сергей, ненец, 38 лет, родился в городе Нарьян-Мар, живет в городе Тарко-Сале, мастер прикладного искусства. Ледкова Снежана, ненка, 6 лет, родилась и живет в городе Тарко-Сале, ходит в детский сад. Тадибе Диана, ненка, 31 год, родилась в поселке Тазовский, живет в городе Тарко-Сале, сотрудник отдела кадров центра национальных культур.
 

Свадебная фотография Сергея и Дианы Ледковых. Эта семья - представители ненецкой интеллигенции, во всем полагаются только на свои силы и не пользуются помощью государства для коренных малочисленных народов Севера.
 
Множество представителей коренных народов Севера стоит на распутье между традиционным образом жизни и "европейским".
 
Ненцы делятся на тундровых и лесных, они говорят на разных наречиях и не понимают друг друга.
 
Часть ненцев в Пуровском районе остались язычниками, часть стали православными, часть баптистами, и часть воспринимают христианских святых как дополнительных богов языческого пантеона.
 
А вообще, тема веры очень интимна для малых народов, они напуганы жестокими православными и советскими гонениями. Теперь, все что можно узнать, это обрывчатые сведения и общеизвестные факты, как только разговор начинает касаться чего-то более глубокого и настоящего, тема тут же меняется.
 
Айваседо Сергей, ненец, 56 лет, родился и живет в деревне Харампур, рыбак. Волов Владимир, ненец, 7 лет, родился и живет в деревне Харампур, школьник. Айваседо Кристина, ненка, 7 лет, родилась и живет в деревне Харампур, школьница. Фатеева Анна, ненка, 5 лет, родилась и живет в деревне Харампур, ходит в детский сад.
 

Андреева Анна, манси, 49 лет, родилась в поселке Сартынья, живет в городе Тарко-Сале, воспитатель.
 

Пяк Валентина, ненка, 8 лет, родилась в стойбище "оз.Чебачка", живет в деревне Харампур, школьница. Айваседо Гульнара, ненка, 9 лет, родилась в стойбище "Медвежья гора", живет в деревне Харампур, школьница.
 

Участники туристического клуба, ненцы, город Самбург.
 

9 класс школы-интерната городе Тарко-Сале. Воспитанников селят в отдельных блоках по родству, то есть только братья и сестры живут рядом. Такой принцип в определенной степени помогает сохранить традиции, но дети все равно слишком долго находятся в изоляции от родителей и, закончив школу, уже не хотят возвращаться в тундру.
 
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в нашей стране проживали: ненцы – 44 640 человек, ханты – 30 943 человек, манси – 12 269 человек, селькупы – 3 649 человек.
 
Подавляющее число ненцев района имеют фамилии Пяк и Айваседо, что переводится как "Деревянные" и "Безголовые".
 
Дело в том, что в первой половине XX века (год основания района 1933) здесь кочевали два рода – Пяк и Айваседо.
 
Передвижение по Ямалу очень затруднено, в основном это немногие федеральные дороги, "зимники", ну и конечно, вертолеты.
 
В большинство уголков полуострова можно добраться только по небу, особенно в межсезонье и летом.
 


Макаров Илья, хант, 43 года, родился в деревне Еври-Горт, живет в городе Тарко-Сале, тренер по национальным видам спорта.


Пяк Антонина, ненка, 39 лет, родилась в поселке Халясавэй, живет в городе Тарко-Сале, швея. Казымкина Лариса, ненка, 40 лет, родилась в поселке Халясавэй, живет в городе Тарко-Сале, обработчик меховых изделий.
 

Кунина-Санкевич Светлана, селькупка, 49 лет, родилась в поселке Толька, живет в городе Тарко-Сале, режиссер.
 



Холл Пуровского районного Краеведческого музея. Справа вверху чучело головы белого священного оленя.
 
Вагоны – ледники (холодильники для мяса) на территории совхоза.
 
В совхозе работают только "националы". Они занимаются оленеводством, рыболовством, звероводством, сбором дикоросов и производством сувенирной продукции.
 
Например, в здании справа можно купить национальные изделия, на память, из шкур оленей и зверей, там работает целый цех народных умельцев. Еще неподалеку есть магазинчик, где продаются оленина и рыба, пойманная ненцами.
 
Пяк Томара, ненка, 23 года, родилась и живет в городе Тарко-Сале, обработчица рыбы.

Север страны, как известно, богат рыбой. Однако на рынке она почему-то оказывается гораздо дороже зарубежных аналогов, даже на самом Севере.
 
Пяк Галина, ненка, 50 лет, родилась в фактории "Вэнгапур", живет в городе Тарко-Сале, сотрудник ассоциации "Ямал-Потомкам!".
 

На сегодняшний день ненцы крайне редко занимают административные должности.
 
Кунина Августа, селькупка, 57 лет, родилась в поселке Толька, живет в городе Тарко-Сале, пенсионер.
 



- Как вы ориентируетесь в тундре, тут же невероятные расстояния?
 
- Ты же знаешь, что и где лежит в твоей квартире?! – бригадир Виталий ехал в упряжке и обсуждал с администрацией района детали проведения Дня Оленевода, праздник срывался из-за резкого потепления.
 
Вэлло Алик, ненец, 18 лет, родился в городе Надым, живет в городе Тарко-Сале, безработный. Пяк Анатолий, ненец, 23 года, родился и живет в городе Тарко-Сале, сторож.
 
Ягель вырастает лишь на несколько миллиметров в год.
 
Если стада оленей в тундре съедают лишайник, то на восстановление его покрова потребуется около 10-15 лет.
 


- Счастливого пути! - Прощались мы с оленеводами, которые должны были отправиться далеко в тундру, а мы - обратно в Екатеринбург.
 
- Нет, это вам счастливого пути, мы-то у себя дома!
 
Пяк Юрий, ненец, 10 лет, живет в городе Тарко-Сале, родился в стойбище "Стадо №3", школьник.