Поддержать TUT.BY
66 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Перед жительницей Петербурга, получившей удар в живот, извинились — и руководство полиции, и сам полицейский
  2. «Ответила: «Да». Ролик, где минчанин делает предложение, набрал около семи миллионов просмотров
  3. За сутки умерли 10 пациентов с коронавирусом. Минздрав озвучил последние цифры о COVID-19
  4. Балаба: Минский ОМОН готов к возможным весенним акциям протеста
  5. Умер Ларри Кинг
  6. «Место делали для себя и для гостей». Рядом с метро «Площадь Победы» открылся небольшой рестобар
  7. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  8. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  9. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  10. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  11. «Куды ідзеш, Беларусь?» Тадеуш Кондрусевич провел «прощальную службу» в Минске. Как это было
  12. В 2020-м году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  13. Белорусские биатлонистки финишировали пятыми в эстафете
  14. Холдинги создали. На очереди — госкорпорации. В чем суть смены вывесок?
  15. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  16. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  17. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе
  18. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  19. Студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, отчислили из университета
  20. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  21. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  22. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  23. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  24. За восемь дней задержали более 500 человек: по БТ показали «социально-возрастной портрет» протестующих
  25. Порье нокаутировал Конора Макгрегора
  26. Помните, как ЦИК забросали жалобами на нерегистрацию Бабарико? Теперь хотят ввести изменения по обращениям
  27. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  28. Чиновники придумали, как законодательно «закрепить статус» Всебелорусского народного собрания
  29. В квартирах хотят запретить держать некоторых животных. В планах — и ограничения по контактным зоопаркам
  30. Французские хирурги первыми в мире провели трансплантацию обеих рук и плеч


Людмила ДРИК,

Как обстоят дела на рынке автобусных перевозок? Как повлиял экономический кризис на деятельность белорусских фирм-перевозчиков? С какими проблемами и сложностями сталкиваются транспортные компании, которые предлагают транспортные услуги по Беларуси и международные перевозки? Как оценивают текущую ситуацию руководители фирм-перевозчиков? Ответы на вопросы – в очередном "барометре" TIO.BY.

Александр Касьянюк, директор транспортной компании "ЕвроТурТранс":


– Экономическая ситуация крайне негативно повлияла на бизнес. Люди перестали ездить, перестали заказывать транспорт. Пока мы выживаем, но сможем ли удержаться, неизвестно. Около 80% мелких компаний перевозчиков фактически уже закрылись, только крупные компании пока держатся. О каких путешествиях можно говорить, если средняя зарплата по стране составляет 150$! Кто при таком раскладе поедет отдыхать – хватило бы на хлеб! Одна из серьезных проблем, с которыми сталкиваются транспортники, – это трудности с топливом. Объем бака туристического автобуса – 500–700 л, а на заправке нельзя залить больше 200 л. Таким образом у нас пытаются бороться с вывозом топлива за границу, и это очень осложняет работу транспортных компаний.

Пока у нас есть заказы, но только на Новый год и исключительно по территории Республики Беларусь.

Владимир Дылевский, директор транспортно-туристической компании "Грант При Люкс":

– Обстановка на рынке автобусных перевозок сложилась крайне непростая. Можно даже сказать, что нашего рынка автобусных перевозок уже фактически нет: его забрали иностранные перевозчики. Раньше мы выезжали за границу и были конкурентоспособны и по цене, и по качеству. А сегодня 80% перевозок забрали себе прибалты и поляки. Это вполне объяснимо: их автопарк намного лучше и новее, чем наш, а цены они могут позволить себе устанавливать примерно на том же уровне, что и мы. К сожалению, обновлять наш автопарк, ввозить из-за границы новые автобусы мы не можем: таможенные пошлины очень высоки. А на МАЗах, туристических автобусах белорусского производства, туристы путешествовать отказываются. Наш рынок падает! А когда в Таможенный союз войдет Украина – это произойдет уже через год – полтора, максимум два, – он пошатнется еще сильнее. Ведь украинцы могут себе позволить ввозить в страну новые автобусы. Мы сейчас держимся на плаву в основном за счет внутренних перевозок. Хотя еще три года назад мы успешно сотрудничали с Российской Федерацией: российские туристические компании арендовали наши автобусы, чтобы возить своих туристов в европейские туры. А сегодня… Чтобы увидеть своими глазами, что происходит, вы можете приехать в воскресенье утром на железнодорожный вокзал в Бресте. Ранним утром, часов в шесть, в Брест прибывают поезда из Москвы и Санкт-Петербурга, и пассажиров встречают автобусы с литовскими, польскими, даже немецкими номерами! Именно на этих автобусах они поедут в Европу. А белорусские перевозчики остаются не у дел.

Владимир Войткевич, собственник транспортной компании "Западная Губерния" (Новополоцк):

– Экономическая ситуация в стране ударила по рынку перевозок очень сильно. Внутри страны мы работаем в белорусских рублях – соответственно, обесценивание национальной валюты привело к тому, что мы вынуждены были поднять тарифы. Увы, далеко не все клиенты могут себе позволить продолжать с нами сотрудничество по новым тарифам. Что касается зарубежных поездок, где мы работаем по валютным тарифам, то здесь вообще сложилась парадоксальная ситуация: мы вынуждены были для белорусских клиентов снизить тарифы! Например, если трансфер в Москву раньше стоил около 800$ в 20-местном микроавтобусе, то теперь цена не превышает 600$! Потому что 600$ – это потолок для белорусского заказчика, большую сумму он просто не потянет! Хотя статьи расхода остались на том же уровне.

Отдельная проблема касается техники. В транспортном бизнесе постоянно необходима замена запчастей, ремонт, обновление техники. Многие из наших постоянных поставщиков вынуждены были свернуть деятельность, когда начались проблемы с валютой, спешно пришлось искать новых, изобретать какие-то схемы, варианты. К сожалению, наличие на территории Республики Беларусь официальных представительств концернов "Мерседес" и др. для нас не решает проблемы: как правило, ассортимент запчастей у них ограничен, при заказе приходится ждать от 10 до 20 дней. В автомобильном бизнесе такой длительный простой – это смерть!

Можно констатировать, что заказы сократились примерно на треть. Наша компания на рынке с 2003 года, за эти годы наработана большая клиентская база, в том числе много спортивных школ, организаций, которые обращались к нам при выезде на соревнования в Польшу, Литву, Латвию. Разбежка официального и рыночного валютных курсов привела к тому, что этот контингент практически весь отпал. Доходило до абсурда: спортивную команду финансировали по курсу Нацбанка, а сами спортсмены оплачивали разницу. Ну и мы, конечно, в этой ситуации шли на уступки. Тем не менее треть, а то и 40% этих заказов ушли. С внутренними перевозками немного получше, тут мы стараемся выиграть на количестве заказов.

-10%
-27%
-7%
-10%
-35%
-10%