Новость дня


Наталья Беницевич,

Индустрии событийного туризма в Беларуси нет. Событий много, но индустрией даже не пахнет. Ежегодно Национальное агентство по туризму совместно с Министерством культуры составляет электронный календарь и печатный буклет мероприятий, которые достойны искушенного взгляда туристов. Например, 2011 год представлен 105 событиями. Но насколько все они востребованы и рентабельны – вопрос спорный. Так что тормозит развитие событийного туризма в Беларуси?

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать видео

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать аудио (7.04 МБ)

Проблема 1. Избитые идеи и отсутствие шоу

Фестиваль национальных культур в Гродно. 2008 год. Фото: blogs.privet.ru/user/brunettka
Фестиваль национальных культур в Гродно. 2008 год. Фото: blogs.privet.ru/user/brunettka
По мнению Вадима Кармазина, директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма, у нас не так много событий, которые привлекают иностранцев. К списку популярных мероприятий эксперт отнес Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске", кинофестиваль "Лістапад", фестиваль белорусской кухни "Мотальскія прысмакі", Международный фестиваль хореографического искусства "Сожскі карагод", рыцарские фэсты и международные спортивные события, на которые съезжаются фанаты. Эксперт считает, что хотя эти мероприятия и приносят прибыль, но для развития индустрии событийного туризма нам не хватает чего-то нового, с изюминкой.

Лилия Кобзик, главный редактор газеты "Туризм и отдых"
уверена, что даже некоторые наши известные мероприятия демонстрируют "хороший, но, увы, губернский уровень". "К примеру, если в Германии проходит кулинарный фестиваль, то он начнется с того, что выйдет бургомистр в средневековом костюме и демонстративно разрежет самую большую сосиску, - отмечает Лилия. - Одна деталь, но зато какая стильная! У нас даже с гвоздями программы бывает худо. Чаще всего в их роли выступают местные чиновники".
 
Проблема 2. Перенос мероприятий

Вячеслав Чернов, директор Национального агентства по туризму,
полагает, что одной из причин отсутствия индустрии событийного туризма в Беларуси являются недостатки планирования.
 
"Превращение отдельных местных мероприятий в индустрию требует времени на подготовку. Турфирмы должны сформировать программы, провести свои рекламные кампании, чтобы собрать туристов на мероприятие. При этом они должны быть уверены, что организаторы не перенесут мероприятие на несколько дней или вовсе не отменят его. Это в нашей стране пока не редкость. Собрав автобус туристов один раз и не по своей вине не выполнив обязательства перед клиентами, турфирма еще долго не захочет рисковать репутацией", - уверен эксперт.

Проблема 3. Несовершенство инфраструктуры

"Турист, посещая какой-то фестиваль, должен понимать, где он переночует, поест, припаркуется... Но мы до сих пор вопросы с инфраструктурой не решили, - комментирует Лилия Кобзик. – После многих событий часто говорят о том, что туристу банально некуда было цивилизованно сходить в туалет, а в плане ночевки в лучшем случае была палатка. Количество событий у нас растет, но оно не переходит в новое качество – и это печально".
 
Проблема 4. Визы

"Одна из преград для развития событийного туризма в Беларуси – визовый режим, - уверена Марина Кондрашова, директор туристической компании "Вокруг света". – Люди чаще всего спонтанно принимают решение насчет участия в мероприятиях. Несрочная виза в Беларусь в консульских отделах за рубежом оформляется за 7 дней, срочная за 3 дня и экспресс-виза за 24 часа. Безусловно, за срочность нужно доплачивать. Но для иностранца не столько встает вопрос стоимости визы, сколько самих визовых формальностей: заполнение анкеты, подача документов лично или пересылка их по почте. Еще есть возможность получить визу на месте, в нашем аэропорту. Правда, стоить она будет в несколько раз дороже. И турист хорошо подумает, нужно ли ему такое мероприятие".

Насчет упрощения визового режима Департамент по туризму неоднократно обращался в Совет министров. "Там эту идею поддержали, - говорит Вадим Кармазин, - но конечное решение по этому поводу должен принимать глава государства".
 
Проблема 5. Плохое продвижение или его отсутствие

"Даже в турфирмах про некоторые фестивали не знают, откуда про них будут знать туристы?! – говорит Марина Кондрашова. - На рекламу таких мероприятий, как, например, цветение тюльпанов в Голландии, их власти выделяют большие деньги. У нас бюджеты более скромные. Конечно, потенциальные туристы могут посмотреть календарь событий, которые будут проходить в Беларуси на протяжении года, на сайте нашего Национального агентства по туризму, но не каждому это придет в голову".

Проблема 6. Непродуктивное сотрудничество с местной властью или спонсорами

"Часто у людей есть хорошая идея, но чтобы ее реализовать, нужно заручиться поддержкой спонсоров или местной власти, - отмечает Вячеслав Чернов. - Необходимо четко аргументировать, какие выгоды получит компания или регион от проведения мероприятия. Оперируя прогнозируемыми цифрами выручки организаций общепита и загрузки гостиниц, можно найти больше понимания у управленцев - как государственных, так и частных структур, - чем рассуждая о культурной или спортивной значимости мероприятия. Ведь индустрия не может быть сформирована без учета экономических факторов".
 
И напоследок…

Это далеко не все проблемы, которые мешают развиваться событийному туризму в Беларуси. Не менее важный аспект – рентабельность мероприятий. Но она зависит от того, сможем ли мы решить вопросы, описанные выше. Сегодня некоторые события, проводимые в Беларуси, все же окупаемы. Дмитрий Нестюк, организатор рыцарского фестиваля "Белый Замок", отметил, что их фестиваль приносит как минимум 100% прибыли. "Самая большая ошибка, которую совершают многие организаторы мероприятий, - они делают их для себя, а не для других, - полагает Дмитрий. – Если бы они думали о потенциальных туристах и о том, как создать для них все условия, рентабельных фестивалей у нас было бы больше". То, что события приносят прибыль организаторам, говорит о некоторых сдвигах в развитии этого направления туризма. Однако только когда количество мероприятий перейдет в их качество, мы сможем привлечь на них иностранца и увеличить интерес к ним самих белорусов. А пока мы наступаем на те же грабли, наш событийный туризм напоминает игру в дартс. Правда, попасть в яблочко получается не всегда.
{banner_819}{banner_825}
-30%
-50%
-30%
-25%
-30%
-10%