Отдых


Виктор Листопадов,

Водные маршруты могли бы стать одной из заметных составляющих экологического и оздоровительного туризма в ближайшую пятилетку. Однако этому в Беларуси не способствуют ни финансовые условия, ни нормативная база, ни разобщенность заинтересованных ведомств.

Есть на чем плыть, да некому

В проекте Национальной программы развития туризма в Беларуси на 2011-2015 годы предусмотрено уделять большое внимание развитию агроэкотуризма.

- В числе задач на ближайшую пятилетку - развитие водного туризма, обустройство рек и озер, а также создание придорожного сервиса вдоль автомобильных трасс в зоне АЗС, -- сообщила начальник отдела планирования и организации туристской деятельности департамента по туризму Министерства спорта и туризма Любовь Максимова 15 февраля на заседании коллегии департамента.

Именно на внимание к водному туризму и рассчитывает Министерство транспорта и коммуникации, в ведомстве которого находятся теплоходы, курсирующие по белорусским рекам. Заместитель начальника управления водного транспорта Андрей Чернобылец отмечает: министерство приводит в порядок суда, закупает новые, но даже в сезон имеет проблему с их заполнением.

- Мы можем подновить судно, но не найти туриста. Отсутствие координации в сфере приводит к тому, что нет системного наполнения туристических теплоходов, -- сетует специалист.

В стране немало судов, готовых развлекать туристов. Для речных прогулок по Припяти проектируется строительство плавучей гостиницы, лодочной станции, причала для лодок, кафе с террасой, пристани для стоянки плавучей гостиницы и экскурсионного теплохода. К слову, в строительстве гостиницы, которое, по словам Чернобылеца, обойдется в 3 млрд. белорусских рублей, участвует ОАО "Белагропромбанк", активно поддерживающий агротуризм в стране.

- Есть масса интересных маршрутов, включая Августовский канал, реку Нёман и другие. Почему бы не организовать из Мозыря путешествия по воде в зону отчуждения? При соблюдении техники безопасности это может быть интересно и безопасно, -- считает специалист. -- Мы можем обеспечить скоростную доставку по воде. Однако если туристические организации не поддержат наши начинания, все инициативы сойдут на "нет".

Почему плыть по реке дороже, чем ехать по дороге

Между тем директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Кармазин отмечает, что одна из причин непопулярности водных маршрутов - их дороговизна.

- Водные маршруты в несколько раз дороже автомобильных. Билет на "Ракету", которая курсирует между Мозырем и Туровом, обойдется в 42 тысячи рублей в один конец. Соответственно, если человек едет на экскурсию, стоимость удваивается. Чтобы маршруты были привлекательными, цена должна быть более демократичной. В противном случае желающих будет не много, -- прогнозирует Вадим Кармазин.

Что характерно: чем более старый теплоход, тем порой дороже на него билет. Например, "Полесье" плавает по Припяти уже более 30 лет. Как результат, отмечает Андрей Чернобылец, имеет старые двигатели, которые "съедают много топлива".

- Цена отражает потребление топлива. Более того, на самоокупаемость мы не выходим. Мы пытаемся уменьшить себестоимость поездки, но и теперь затраты покрываются только на 50%. Стоимость судна составляет 1,5-1,6 млрд рублей, при этом оно работает максимум пять месяцев в году, -- таковы аргументы представителя Министерства транспорта и коммуникаций.

Как закон препятствует туризму

По словам представителя Гродненского отделения ОО "Республиканский туристско-спортивный союз" Сергея Коляды, не всегда и новые теплоходы радуют туриста:

- Шум двигателя судна "Нёман", курсирующего по Августовскому каналу, слышен за 30 км от города. Безуспешно пытаясь его заглушить, капитан ставит рок-музыку, которая только ухудшает ситуацию. Судно некомфортно - например, не предусмотрены каюты для персонала.

К слову, "Нёман" был построен для Августовского канала всего несколько лет назад на Пинском судостроительном заводе. В трех салонах 51 место. Стоимость строительства и оборудования теплохода -- около 460 млн рублей. Андрей Чернобылец разводит руками:

- Когда с Гродненским облисполкомом согласовывали технологию проекта, был по причине дешевизны выбран не самый современный двигатель. Конечно, его нужно заменить. Однако новый двигатель стоит около 160 млн рублей.

Кроме того, существуют проблемы в использовании судов, связанные с соблюдением природоохранного законодательства во время нереста рыбы в апреле, мае, июне. Это самые популярные месяцы для водного туризма, подчеркивает Коляда. По его словам, шесть руководителей тургрупп в этот период были оштрафованы, наказаны и сняты с маршрутов службами охраны природы.

Законодательством не запрещено организовывать в эти месяцы путешествия для туристов. Однако маршрут необходимо согласовать с районными властями. Может, чиновникам это кажется и вполне реальным, но вряд ли путь через кабинеты поспособствует развитию водного туризма.

- Например, Августовский канал проходит через четыре района. В случае организации турмаршрута по нему необходимо собрать разрешения во всех этих райисполкомах, - сетует Сергей Коляда и призывает департамент по туризму написать письмо в парламент с предложением изменить законодательную норму.