Алексей Вайткун, / Алексей Вайткун

В прямом эфире TUT.BY обсуждаем туристические поездки в Египет. Напомним, уже более недели акула-людоед терроризирует отдыхающих в прибрежных водах Шарм-эль-Шейха. По данным белорусских туроператоров, массовых отказов поехать в это время на один из самых популярных курортов нет. Так ли это на самом деле – мы спросили у Оксаны Хмель, руководителя туристической компании "Альфа-Тур".



В эфирном часу также комментарии экспертов. Нападение акулы - страховой случай? Достаточно ли обычной страховки, которую все выезжающие за рубеж туристы покупают вместе с турпакетом? Стоит ли предупредить страхового агента, что вы планируете заниматься дайвингом? Эксперт часа - Виктор Новик, генеральный директор страховой компании "Купала".

Что делать, если вы, опасаясь за свою жизнь, решили отказаться от поездки в Египет? Возможно ли это? Можно ли вернуть средства, потраченные на путевку, на законном основании? Возместят ли в туристической компании всю стоимость тура? Наш эксперт - Тамара Бельская, заместитель председателя общественного объединения "Белорусское общество защиты потребителей".
 
Комментарии экспертов в прямом эфире портала также прокомментировала гостья часа.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
 
 
 
Уже более недели "акула-людоед", как ее называют в СМИ, терроризирует отдыхающих в прибрежных водах Шарм-эль-Шейха. По данным белорусских туроператоров массовых отказов от поездки на один из самых популярных курортов нет. Вы как никто должны быть в курсе последних новостей из Шарм-эль-Шейха. Как там сейчас обстоят дела? Говорят, пляж закрыли на 2 недели. Что там сейчас происходит?

 
Я совсем недавно вернулась из поездки. На тот момент пляжи еще не были закрыты. Люди купались, получали удовольствие. Вода в море около +29 – +30 градусов. Все было хорошо. В данный момент существует такая ситуация, но пляжи закрыты не по всему побережью Шарм-эль-Шейха. Изначально сообщение о найденных акулах было сделано из бухты Шаркс Бей – "акульего берега". В основном там акулы и были. Побережье достаточно длинное, и на данный момент отелями и операторами организованы доставки туристов автобусами, совершенно бесплатно, на те пляжи курорта Шарм-эль-Шейх, где туристы могут свободно купаться.
 
Насколько для Вас были неожиданными новости об акулах?
 
Честно говоря, это было неожиданно. Но, наверное, предполагать это можно было, поскольку я видела, что происходит с животным миром, как ведут себя туристы на отдыхе. Это все было предсказуемо. Путешествуя в заповедные зоны, просто купаясь у берега, туристы сами провоцируют рыб и акул своими действиями.
 
Была даже информация о том, что туристы из России чуть ли не куски мяса бросали?

Были сообщения, что на Курбан Байрам, когда был большой религиозный праздник в Египте, чуть ли не выкидывали за борт большие куски овечьего мяса, баранины. Естественно, это привлекает акул, рыб, других существ. А туристы у берега, беря с обеда крошки хлеба или еще что-то, просто прикармливают рыб для того, чтобы, например, заботливый папа мог показать своему сыну, сколько много хороших рыбок в Шарм-эль-Шейхе. Это всё неправильно. Природа должна существовать сама по себе, а люди должны охранять и защищать ее.
 
Были разговоры, что акулы в Шарм-эль-Шейхе всегда были и периодически кого-то кусали, но вся эта информация замалчивалась. Сейчас всё это всплыло из-за количества пострадавших. Как Вы это можете прокомментировать?
 
Наличие акул — это нормальное состояние для Красного моря. Это животный мир, который там присутствует. И люди, которые едут в поездку в Шарм-эль-Шейх, в Хургаду, в какое-либо другое место, знают о том, что в Красном море акулы водятся. Некоторые туристы даже с восхищением говорили: "О, там такой хороший отель, там рифовые акулы плавают". Даже некоторые отели пишут, что у них есть рифовые акулы, которые не трогают людей, на которых просто приятно посмотреть. Но никто не может сказать, почему сейчас возникают такие ситуации, и так ли это было на самом деле, как пишется в СМИ. Раньше не было такого массового явления. Возможно, это какая-то методика рекламы.
 
Нужно реально смотреть на вещи и понимать, что в Красном море в большом изобилии присутствует животный мир. От этого никуда не денешься. Если люди выбрали отдых на Красном море, то они должны это понимать. То же самое на Мальдивах: там скаты приплывают к самому берегу, люди их вечером кормят. И акулы на Мальдивах тоже есть, и приплывают они к берегу отелей. Но об этом никто сейчас не говорит, как не говорили и в Египте до этого времени.
 
На две недели закрыли пляжи. Известно ли, какими будут дальнейшие действия властей? Планируется ли открывать пляжи в ближайшее время?
 
Я думаю, что они сделают все возможное для того, чтобы открыть пляжи. И меры по розыску тоже будут работать, потому что в преддверии праздников очень много российских туристов и туристов из стран СНГ путешествует за рубеж. Этот отдых один из самых доступных в данный период времени – тепло и достаточно хорошо по бюджету. Если ничего не предпринимать, то это будет невыгодно всем: ни отельерам, ни туроператорам, ни властям, которые тоже живут за счет туризма. Конечно, меры будут приниматься, но как оно будет, к чему приведет и что на самом деле есть, какая подоплека всему этому, мы с Вами, к сожалению, определить не сможем.
 
А все эти "акульи дела" каким-то образом повлияли на выбор белорусов Египта в качестве места отдыха?
 
Наш народ, как всегда, звонит с вопросом: "А подешевел ли Шарм-эль-Шейх?". Нет, не подешевел. Хургада почти вся раскуплена, а на Шарм-эль-Шейх места еще присутствуют. Возможно, цены немного скинули, но чтобы из 1000 долларов осталось 100 долларов — таких цен, конечно, нет.
 
А с каким вопросом звонят те, кто уже купил тур в Шарм-эль-Шейхе?
 
Звонят с вопросом: "А что нам делать?". Возьмем, к примеру, людей, которые купили тур на конец месяца, на январь. Что будет на тот момент с акулами, неизвестно никому. И сказать, что человек приедет на отдых, будет вступать в море, а там будет плавать акула, мы тоже не можем. Естественно, это никак заранее не может повлиять на отдых человека. Он покупает комплекс услуг: пребывание в Египте, в отеле определенной категории, покупает его расположение, питание, услуги. Кто-то вообще, может быть, на море не ходит купаться. Немцы, например, известны тем, что море просто лицезреют, а купаются в бассейнах, чтобы сделать своё пребывание более безопасным, посещают экскурсии. Поэтому кто-то едет за морем, а кто-то — нет. Тут сказать однозначно нельзя, какая будет ситуация на тот момент и откажутся люди или нет.
 
В нашей студии была эксперт Тамара Бельская, заместитель председателя общественного объединения "Белорусское общество защиты потребителей". И мы задали ей вопрос: "Если я уже купил путевку в Египет, но я опасаюсь за свою безопасность, могу ли я что-то с этой путевкой сделать, например, вернуть, и возместят ли мне 100% от стоимости?". Вот что она нам ответила.
 
Нас просто забросали вопросами об акулах в Шарм-эль-Шейхе. Люди интересуются, могут ли они, если уже купили путевки в Шарм-эль-Шейх, но беспокоятся за состояние своего здоровья, поскольку опасность есть, обратиться к туроператору, который продал путевку, и вернуть эту путевку?
 
Тамара Бельская (Т.Б.): Они могут обратиться и к туроператору, и к турагенту, но только по этой зоне Египта — Шарм-эль-Шейху — в отношении расторжения договора и возврата всей суммы денежных средств ввиду невозможности обеспечения безопасности. К сожалению, по Шарм-эль-Шейху никаких официальных заявлений со стороны официальных органов Египта о том, что данная угроза миновала, не производилось. Всё-таки инвалидность двух лиц и гибель третьего лица — это достаточно веские основания для того, чтобы Вам возместили ущерб в полном объеме.
 
То есть если у меня сегодня на руках путевка в Шарм-эль-Шейх, но я опасаюсь за свое здоровье, то я могу на законных основаниях требовать расторжения договора?
 
Т.Б: Да, из-за необеспечения безопасности потребовать расторжения договора на оказание туристических услуг со стопроцентным возвратом уплаченных денежных средств.
 
А если эта путевка в Хургаду, например, а не в Шарм-эль-Шейх или в какую-то другую точку Египта?
 
Т.Б: По иным регионам Египта, кроме Шарм-эль-Шейха, заявлений в отношении нападения акул не содержалось, поэтому Ваши опасение в этой части могут иметь место, но они беспочвенны.
 
Соответственно, там мне уже деньги не вернут.
 
Т.Б: Нет, Вам могут вернуть только частично. В этом случае нужно почитать договор, но будут потери.
 
Позиция Тамары как представителя заместителя председателя общественного объединения "Белорусское общество защиты потребителей" ясна: если это Шарм-эль-Шейх и путевка на руках, из-за необеспечения безопасности я могу расторгнуть договор с туристической компанией, которая предоставляла мне услуги, но только если это Шарм-эль-Шейх. Если Хургада, то договор не расторгнут. Как бы Вы прокомментировали это?
 
Мы тоже советовались с юристами на этот счет. Хочу Вам сказать, что полный возврат денежных средств возможен при наступлении обстоятельств непреодолимой силы. Согласно статье 372 Гражданского кодекса, понятие непреодолимой силы включает два признака: чрезвычайность и непредотвратимость. Согласно словарю Даля, дается пояснение, что такое чрезвычайность — это необычное, из ряда вон выходящее действие или какие-то происходящие события. О том, что акулы присутствуют в Красном море на курорте Шарм-эль-Шейха, Хургады или какого-то другого курорта, известно всем и всегда. Об этом печатается и в каталогах отелей, и туроператоры оповещают об этом. Одна из составляющих уже не выполняется. Кроме того, согласно Гражданскому кодексу, турист всегда вправе отказаться от своего путешествия, оплатив понесенные затраты оператора. Выставляется какая-то аннуляция, оператор решает, будет это 0%, 5%, может быть, 90% удержания, а может быть и 100%.
 
Это, по сути, Ваши деньги, операторские.
 
Это не наши деньги. Мы выступаем как посредники в этой ситуации, продавая турпакеты российских либо белорусских операторов.
 
Но еще хочу сказать насчет непреодолимой силы. Определить, является ли сейчас это неопреодолимой силой, можно только при нахождении туриста непосредственно в отеле. Это не объявлено стихийным бедствием, власти не закрыл въезд в страну. Приехал, например, турист на отдых. Пришел к морю, посмотрел, а там — акула. Он говорит: "Я купаться не могу". Туроператор предпринимает действие, которое может способствовать изменению этой ситуации. Например, на данном месте в море находится акула. В 20 километрах от этого отеля акул нет. Они организуют автобус, и туристы купаются в море. Либо они могут отказаться от моря и пойти купаться в бассейн. Но при этом они получают полный комплекс услуг: проживают в отеле, питаются, ездят на заранее оплаченные экскурсии либо входящие в пакет, который им предоставляется.
 
Мы сейчас говорим про Шарм-эль-Шейх, но можем взглянуть немножко в другую сторону. Например, на знаменитый парк Йеллоустоун в Америке. Там находятся постоянно действующие гейзеры, и туроператоры организовывают туда экскурсии. Они говорят о том, что в какой-то момент там может сработать гейзер, могут быть выхлопы или извержения. И люди всё равно, рискуя, понимая, на что они идут, туда едут. Тоже самое в этой ситуации. Но человек вправе сам выбирать, пойти ли купаться, но если ему предоставили альтернативу — почему нет? Это согласно букве закона. Согласно чисто человеческим понятиям, мы своим клиентам предложили заменить отдых в Шарм-эль-Шейхе для тех, кто желает, на отдых в Хургаде. Практически все наши операторы этому способствовали. Сказали: "Никаких проблем", даже учитывая период высоких дат, т.е. новогодних или рождественских праздников. Без всяких штрафных санкций они готовы идти на такую уступку. То есть идут навстречу.
 
А были ли отказы от уже купленных путевок в Шарм-эль-Шейх по причине безопасности?
 
Фактически не было.
 
Что Вы можете сегодня предложить тем, кто опасается за свою жизнь?
 
Независимо от того, какой курорт и какая страна, человека оповещают о ситуации в стране, дают путевую информацию. Естественно, в рамках текущего момента мы обязаны оповестить ранее приобретавших путевки людей, кто, может быть, не следит за новостями, либо тех, кто вновь прибывает: "Мы продаем Вам путевку в Шарм-эль-Шейх, и Вы должны знать, что в таком месте обнаружены такие случаи, Вы должны быть оповещены. Возможно, на момент прибытия в Ваш отель будет закрыт пляж, но Вам будет организована дополнительная поездка на другой пляж, пускай даже в 20 километрах от отеля". И будет предложена небольшая моральная компенсация, например, ужин в подарок, либо люди будут купаться в отеле, либо дадут им какую-нибудь экскурсию. То есть они сами понимают и сами решают.
 
Но это не значит, что нужно сейчас на этом спекулировать, что я, зная ситуацию в Шарм-эль-Шейхе, приду в турфирму, куплю, поеду туда и буду говорить: "Давайте мне компенсацию!". Человек знает, на что он идет, ведь мы его оповещаем о ситуации. Вообще, за действия животного мира мы не несем ответственность. Мы можем только предотвратить те моменты, которые зависят от человека.
 
Здесь мы говорим уже о страховке. Мы записали небольшой комментарий эксперта о том, является ли нападение акулы страховым случаем. Достаточно ли обычной страховки, которую все выезжающие за рубеж покупают вместе с турпакетом? Стоит ли предупредить страхового агента, что Вы планируете заниматься, скажем, дайвингом? Ответы на эти вопросы кратко нам дал эксперт Виктор Новик, генеральный директор страховой компании "Купала".
 
Нападение акулы — это страховой случай?
 
Виктор Новик (В.Н.): Да, безусловно. Нападение акулы является страховым случаем. И обычной страховки в данном случае вполне достаточно.
 
То есть наши туристы могут не волноваться: за ту минимальную цену с турпакетом они получают ту самую страховку?
 
В.Н.: Совершенно верно.
 
Выясняете ли Вы, насколько адекватно было поведение туриста, если все-таки произошел такой случай и турист подвергся нападению? Ведь наши соотечественники любят и рыбок покормить, и за буйки заплыть.
 
В.Н.: В такие подробности мы не вникаем. Единственное, что хочу сказать: страховым случаем не будет являться произошедшее событие, если человек был в состоянии алкогольного опьянения.
 
Если мы отправляемся в путешествие, стоит ли предупредить страхового агента, что ты едешь на море и планируешь, например, заниматься дайвингом? И будет ли это влиять на те виды страховки, которые есть?
 
В.Н.: Да, безусловно. Для занятия дайвингом или другими видами спорта есть повышающие коэффициенты. Соответственно, эта страховка стоит пусть не намного, но дороже. И она учитывает эти моменты с покрытием тех видов спорта, которыми человек планирует заниматься. Поэтому необходимо предоставлять эту информацию при заключении договора страхования.
 
Есть ли возможность выбора у клиента? От чего этот выбор зависит? Например, мне нужно определиться, какой вид страховки использовать. Какие "за" и "против" я должен взвешивать?
 
В.Н.: Фактически, та базовая страховка, которая выдается в турпакете, покрывает большинство случаев. Нельзя сказать, что все люди едут заниматься активными видами спорта на отдыхе. Это, скорее, исключение из правила, если кто-то собирается заниматься дайвингом, безусловно, если он не указал и случай произошел, страховая компания, и наша в частности, покроет этот случай. Мы не будет придираться к каким-то мелочам. Но хотелось бы, чтобы это предусматривалось при заключении договора страхования. Возможно, у человека возникла потребность заниматься дайвингом, когда он находился за границей. И он не предполагал в начале, что он будет это делать. Поэтому мы не подходим так, чтобы разбираться в каждом конкретном случае. Если человек попал в трудную ситуацию и ему необходима помощь, то она будет за границей оказана.
 
Какие еще советы вы бы дали туристам?
 
В.Н: Во-первых, конечно, базовая страховка — это базовая страховка. Несмотря на то, что она покрывает в достаточном объеме все события, все-таки ситуации бывают разные. Поэтому я бы предложил рассмотреть возможность где-то достраховаться и увеличить страховую сумму, чтобы быть полностью уверенным за границей. Несмотря на то, что 95% случаев попадает под эту страховку, но 5% все-таки остается. На что хотел бы обратить внимание туристов, пребывающих за границей. Вам выдается страховой полис, памятка, конверт, в который все это вкладывается. На нем есть телефон ассистента, то есть нашего представителя, который представляет интересы нашей компании или какой-то другой за границей. Этот номер желательно носить с собой или по возможности "вбить" в свой телефон. Он Вам необходим за границей, чтобы чувствовать себя уверенным. Бывали случаи, что человек положил куда-то, потерял, то есть связаться с нами ему сложно, и он не может сообщить о той ситуации, в которую он попал. Тем более не может вызвать нашего ассистента, чтобы организовать своевременную медицинскую помощь.
 
По-моему, есть условие, что первый звонок должен быть по этому телефону.
 
В.Н: Да, но, безусловно, человек может обратиться и сам в медицинское учреждение. Но, во-первых, страны бывают разные. За качество оказанной помощи ему мы уже ответственности не несем. И лимит, который покрывается при самостоятельном обращении, не должен превышать $500. Поэтому все-таки я бы рекомендовал обращаться к нашему представителю за границей и следовать его рекомендациям.
 
То есть самая главная рекомендация — это телефон, который должен быть под рукой?
 
В.Н: Да, всегда: либо в мобильнике, либо в кармане. Хотелось бы пожелать туристам хорошего отдыха и хорошо себя вести за границей.
 
А вот Вы бы рискнули сейчас в Египет поехать?
 
В.Н: Я бы рискнул.
 
И покупаться бы рискнули?
 
В.Н: В бассейне.
 
Я с Виктором Сергеевичем абсолютно солидарна и согласна. Только хочу сделать от себя пометку. Да, минимальная страховка, которая входит в пакет, обычно покрывает 20 тысяч долларов страхового покрытия. По последним данным и сведениям, касающимся российских туристов, для некоторых случаев этой страховки оказалось недостаточно, чтобы обеспечить лечение и транспортировку в Россию для продолжения лечения. Мы всегда советуем своим туристам достраховываться на максимальную сумму — на 70 тысяч долларов покрытия. Этой суммы точно будет достаточно, потому что ходят слухи, что в Египте часто спекулируют ценами на лечение, не те виды заболеваний приписывают, для того чтобы получить немного больше денег за это обслуживание. Страховка достаточно недорогая, на неделю на 70 тысяч долларов достраховаться стоит $5. Это будет отдельный страховой полис, может быть, другой страховой компании. Но 70 тысяч — это не 20 тысяч. И когда встает действительно серьезный вопрос — госпитализация, операции, которые требуются, - то все достаточно дорого. Поэтому я бы советовала лучше взять это.
 
Вопрос от пользователя: "Можно ли обращаться в учреждения здравоохранения напрямую или все-таки необходимо предварительно позвонить по тому телефону и сообщить, что и как, и почему?".
 
Все зависит от страхового случая, наступившего в тот момент. Если это что-то экстренное, как правило, почти во всех гостиницах присутствует доктор. Если доктор присутствует в гостинице, то можно обратиться к нему напрямую. Показать страховой полис, и если они работают с этой страховой компанией, то без проблем примут его и сами, со своего телефона, осуществят телефонный звонок в страховую компанию. Представителю просто нужно будет объяснить, что произошло. Как правило, они подтверждают. Могут сказать, что в следующий раз "лучше через нас обращайтесь", "вам повезло, что Ваш доктор принимает". Но Вы представьте: человек наступил на морского ежа. Пока ты позвонишь в страховую компанию, они вызовут тебе доктора, на это всё требуется время. Точно так же и с акулами. Я считаю, что ничего страшного не будет в том, что в первую очередь обратятся к доктору, находящемуся непосредственно в гостинице. А дальше они уже сработают по своей связи.
 

Что Вы можете посоветовать напоследок тем, кто отправляется в Египет, и в частности в Шарм-эль-Шейх?
 

Я бы хотела посоветовать туристам более внимательно относиться к животному миру, который находится в Египте, не создавать прецедентов, наслаждаться отдыхом, экскурсиями, морем. Я думаю, что купаясь у берега, особенно в Шарм-эль-Шейхе, поскольку от берега идет достаточно хороший вход в коралловый риф, за которым приплывают акулы, можно покупаться с берега, если такая экстренная ситуация случится. А вообще — больше оптимизма, больше желания отдыхать. 
 
TUT.BY – информация из первых уст…

{banner_819}{banner_825}
-10%
-21%
-10%
-33%
-20%
-35%
-20%
-30%
-50%