Марина Шкиленок, / Марина Шкиленок

В нашей стране в ближайшем будущем вряд ли появятся ряды с сувенирной продукцией, которые существуют во всей Европе, а все потому, что у государства нет четкого видения развития туризма, уверена Лилия Кобзик, главный редактор издания "Туризм и отдых". О том, какую "сувенирку" хотят иностранные туристы и что мы можем им предложить, наша гостья рассказала в студии TUT.BY.



 
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


 
Вы сами привозите сувениры из-за границы?
 
Да, конечно. Всегда хочется оставить какую-то память. Вы знаете, когда речь заходит о сувенирах, мы всегда имеем в виду что-нибудь маленькое, что можно, например, прицепить на холодильник. Какой-нибудь магнитик, что-то слабо осязаемое. Но далеко не всегда это так. Часто бывают и покрупнее товары. Если мы выезжаем за границу – в Каунас, Вильнюс, Варшаву, - то там мы понимаем, где эти сувениры покупать. Это Старый город, старые кварталы, пешеходные улицы, набережная, где есть антиквариат, сувениры и сувенирчики, всякие раритеты — всё, что угодно. Внятная и понятная ситуация.
 
А у нас?
 
Вы знаете, недавно я ехала по проспекту Победителей. Это довольно известное место, когда-то москвичи называли его "белорусским Бродвеем": там и постановки были, и рестораны, и казино. И гостиница "Юбилейная" когда-то принимала туристов, а не спортсменов, как сейчас. Что же я вижу сейчас на нашем "Бродвее"? Это — базар. Там вдоль набережной продают картошку, капусту, и все это — мешками. Я прекрасно понимаю, что это — сезон, нужно "затариваться", чтобы чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Так вот там, в идеале, должны стоять наши художники.
 
А они как раз и стоят, но только по большим праздникам, когда начинается "Горад майстроў" и выставляются всякие мелкие лавчонки с бусиками, колечками.
 
Это больше похоже на какой-то "госзаказ". Например, на праздник города, во время проведения различных фестивалей (рыцарских, агротуристических, кулинарных) продавцы сувениров, как по заказу, становятся и реализовывают свою продукцию. Однако если турист захочет в любое время прийти в Старый город, то не сможет найти там национальный колорит. Вообще, национальный колорит — это больная тема, потому что его, условно говоря, нет. Мы его сами не чувствуем и не можем, естественно, преподнести.
 
Но ведь есть у нас сувенирные магазины, есть отделы сувенирной продукции, где продаются матрешки, шкатулочки, плетеные куклы из соломы и тканые рушники. Собственно, это и есть весь национальный колорит, который мы сейчас имеем. Интересен ли он туристам?
 
То, что вы перечислили, - ассортимент потребительской корзины. Однако это не национальный колорит. Когда человек прилетает в аэропорт, что он там видит? Недавно я была в аэропорту "Минск-2" и посмотрела в сувенирный киоск. Там были миниатюрные лапти, шампунь, зубр, матрешка, игрушка с надписью "СССР", эмблема "Серп и молот". Вот что встречает туриста на входе в страну, и у него складывается представление о национальном колорите.
 
Вы знаете, какими фразами сейчас хорошие белорусские экскурсоводы начинают экскурсии для российских туристов? Они начинают по-белорусски. Первую часть экскурсии, минут пять, они говорят по-белорусски. У москвичей сразу глаза расширяются от удовольствия. После того, как проходит белорусская фаза, гиды говорят: "Мы специально начали эту экскурсию по-белорусски, потому что больше белорусского языка вы нигде не услышите, к сожалению". Это сильный ход, но так оно и есть. Москвичи бы с удовольствием впитывали наш национальный колорит, но мы не можем его дать.
 
Что же они покупают на выезде из страны? Настойку "Зубровка" или водку "Бульбаш", колбасу "Нарачанская", косметику "Белита-Витэкс". Про лён говорить не буду, он хороший, но дороговат. Всё логично. Туристы покупают то, что им надо, те вещи, которые из себя что-то представляют. Если бы мы им предлагали какие-то бренды, символы, они бы их покупали. Но этого нет, мы не можем им это предложить. Также следует учитывать то, что люди редко берут то, что дорого стоит или что им не нужно. Вы можете сделать плюшевых набивных зубров, двухметровых, маленьких, на холодильник, но если туристам это не надо, то они это не берут.
 
В таком случае почему мы предлагаем им ограниченный набор товаров в сувенирных лавках?
 
Дело в том, что сувениры — это всего лишь отражение общей ситуации в туристической сфере. Я помню, как в середине 90-х годов в маленьком колоритном и интересном белорусском городе Заславле развивалось производство сувенирной продукции. В мастерских делались горшочки, колокольчики, керамика, кружечки. И экскурсии различные также были. Кто же мог подумать, что через 15 лет главным туристическим брендом старинного местечка Заславля станет "Линия Сталина"? Многокилометровая "Линия Сталина" и сейчас развивается, но весь наш турпродукт представляет из себя какую-то "трасянку".
 
В Поставском районе есть такой продукт, как "Зюзя Паазерскі", местный Санта-Клаус. Человек, который придумал этого Зюзю, сделал экскурсию, привозит туда детей, взрослых и предлагает сувенирную продукцию, совершенно понятную и логичную – рождественские пряники. И эти пряники, конечно, будут брать.
 
Минск - это мегаполис. Поэтому в нем должны быть понятные, внятные туристические зоны: Старый город, пешеходная улица, набережная, кварталы, где люди могут спокойно ходить и покупать. Кроме того, не только ведь иностранцы хотят что-нибудь купить! Мы же тоже хотим какие-то белорусские сувениры купить. Не надо думать, что сувениры — это только "на вывоз". Каждый человек хочет обставить интерьер своего дома, а особенно дачи, какими-то этнопредметами. Где это брать? Надо ездить по селам и там это собирать.
 
Получается, что исконная белорусская сувенирная продукция развивается в небольших городках? Очень местно и очень точечно?
 
Нет, в принципе, в любом районном музее можно найти всё, что нужно. Там будут кружевные салфетки, матрешки, зубры, аисты. Но чего-нибудь "настоящего" там найти не получится.
 
К слову, я каждый год езжу на туристическую выставку в Вену. Там встречаются люди из разных стран, общаются, знакомятся и обмениваются сувенирами. В последний раз был у меня брелок с покровительницей Минска — Девой Марией. Очень милая вещичка, и брелок хорошо сделан, очень трогательный. Я не могу сказать, что это — наш национальный колорит, но, по крайней мере, это не зубр, не аист, а что-то простое, трогательное. Такие вещи у нас есть.
 
А почему у нас этого так мало? В магазинах, я смотрю, кроме матрешек и мягких игрушечных зубров, ничего не найти. Фантазия не работает? Мы не можем шагнуть дальше и посмотреть немножко шире на эту проблему? Мы привыкли продавать этот определенный набор, и такое чувство, что с нашей сувенирной продукцией мы застряли в годах 60-х - 70-х. Что тогда продавали, то и сейчас.
 
Абсолютно верно. Когда я ехала по проспекту Победителей, мне показалось, что я в годах 70-х в каком-то уездном городе, а не в мегаполисе. Если зайти в любой большой универсальный магазин, то вы там всё найдете: и брелок с Девой Марией, и хорошую тарелку, и кружку, и водку "Бульбаш". Однако о чем мы говорим? О том, что нет креативности. А нет ее потому, что нет спроса, хотя креативность может проявляться и без спроса. Есть такой сегмент сувенирной продукции, который все-таки неплохо у нас в стране развивается. Это — сувенирно-издательская продукция. Причем развивается именно визуальный ряд, поскольку в Беларуси в определенное время образовался своего рода клан очень хороших фотографов. На визуальном уровне наша Беларусь хорошо осмыслена, поэтому очень много шикарных фотоальбомов. Когда иностранец придет в "Светоч", то увидит огромный отдел с самыми различными альбомами: в кожаном переплете, с деревянными вкраплениями, большие и маленькие.
 
Опять же, этим занимаются какие-то частные люди, и проявляется частная инициатива. Почему же на государственном уровне мы такое сделать не можем?
 
Государственная машина по определению менее поворотлива. Но все же определенные вещи делаются. И государственные структуры тоже альбомы выпускают. Возможно, они идут позади, но зато они могут мобилизовать ресурсы и выпустить альбом той же Беловежской пущи не просто, а с размахом. Однако тут опять-таки все зависит не от спроса, а от талантливых людей. Они делают определенную продукцию, и государство "выбрасывает" ее на рынок. Нам, по большому счету, нужно делать турпродукт, пока его не сделали за нас. Потому что, к примеру, выездной рынок Беларуси во многом контролируется не в нашей стране. Это не плохо, не страшно, но такие же процессы могут касаться и въездного туризма.
 
Мы недавно как раз обсуждали тему имиджа Беларуси. Сейчас практически всем рекомендовали заниматься этим, рекламировать нашу страну в других странах, как у нас замечательно.
 
Что касается имиджа Беларуси, то, на мой взгляд, он у нас находится в процессе формирования. Это отражается и на сувенирах, и на туризме. Здесь возникает вопрос инициативы — как ее раскрепостить? Каким образом сделать так, чтобы появились не только агроусадьбы, но и гостиницы, курортная набережная? Именно там могла бы процветать сувенирная продукция, как я себе это представляю. Есть очень хорошие площадки на Мяделе, на Нарочи, на Браславских озерах, на Немане. Там можно было бы устроить какой-нибудь легкий белорусский креатив, без особых "замашек". Конечно, мы не Средиземноморье и не Париж, где на набережной можно найти всё, что угодно, любой сувенир.
 
И мы такого никогда не дождемся, не сделаем такого? Получается, что мы в основном мечтаем. Это все упирается в некого мифического человека, который проявит инициативу и скажет: "Всё, делаем так. Делаем и развиваем". Кто этим должен заниматься? Кто должен стать этим "мифическим человеком"?
 
Для того, чтобы был нормальный туризм, нужна хорошая программа. Сейчас как раз пишут национальную программу, посмотрим, что из нее получится. Она должна быть достаточно предметная и состоять из маленьких шагов. Конечно, человек должен быть раскован, чтобы заняться каким-либо производством, а здесь речь идет именно о производстве. Поэтому сначала нужна хорошая программа с понятной конечной целью. Потом, естественно, создание турпродукта, а дальше идут сувениры и все остальное. И отели пойдут — всё, что хотите. Очень важно также поддерживать талантливых людей, волонтеров и всех тех, кто что-то делает, кто издает хорошую сувенирную и издательскую продукцию, кто открывает свою мастерскую и делает хорошие, креативные вещи.
  
{banner_819}{banner_825}
-15%
-20%
-30%
-10%
-15%
-20%
-30%