Марина Шкиленок, / Марина Шкиленок

Все больше людей в мире начинают увлекаться экстремальным туризмом. Пешком через всю Европу, с табуреткой к океану – это ли не романтика? Как люди решаются на такое путешествие? Что движет туристами-экстремалами – нехватка адреналина или поиск новых впечатлений?

Об этом в студии TUT.BY рассказал Петр Лапушинский, автостопщик со стажем. 



Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео TUT (64 Мб) >>>

Сколько на сегодня составляет ваш стаж автостопщика?

Я увлекаюсь автостопом уже четыре года.

Что подтолкнуло вас к этому увлечению?

В 2006 году я впервые познакомился с людьми, которые таким образом путешествуют по разным странам. Среди них были и спелеологи, и археологи, и альпинисты. Поначалу вместе с ними я ездил на небольшие расстояния, а потом начал все дальше и дальше ездить уже самостоятельно – на Украину, в Крым, Алтай.

Где вы побывали за эти четыре года?

В основном, ездил по Беларуси, России и Украине. В этом году мне посчастливилось попасть в Монголию. Также добрался я и до Сибири, где мне очень понравилось. Думаю, что когда-нибудь как-нибудь съезжу туда еще раз.

Я не езжу в Западную Европу и в страны, где нужна виза, поскольку не люблю всю эту волокиту с документами.

Зачем люди вообще ездят автостопом? Я так понимаю, есть люди – те же археологи, спелеологи, которые вынуждены передвигаться таким способом. Почему вы увлеклись этим? Вы таким образом ищите какие-то новые ощущения и впечатления?

Поначалу меня многое пугало, но потом я понял, что в этом нет ничего страшного. Я начал воспринимать путешествие автостопом как своеобразную квестовую игру, в которой ты сам выбираешь маршрут, встречаешь самых разных людей, или где-то можешь просто зависнуть. Именно ощущение того, что здесь нет жесткой направленности маршрута, и вызвало у меня вначале интерес, а потом уже и увлеченность.

Каким образом вы выбираете маршрут?

Это бывает по-разному. Например, в этом году я поехал на Байкал после того как познакомился с девушкой из Иркутска, которая как-то раз рассказала и описала мне это место. На тот момент я нигде не работал, меня практически ничто в Минске не держало, поэтому я просто загорелся желанием съездить туда. Финансово эта поездка не была сильно затратной, да и погода была хорошая.

На всю дорогу туда и обратно я потратил около двух месяцев. Но так получилось, что Байкал оказался не конечным пунктом моего путешествия. Я продолжил свое путешествие в сторону Монголии, когда узнал, что туда можно попасть без оформления визы.

Некоторые приверженцы традиционного туризма говорят: "Не можем себе представить, как на себе потащим дом, ведь в рюкзак надо сложить еду, котелок, спальный мешок и все остальное. В итоге получается невообразимая конструкция, которую просто невозможно поднять". Как путешествуют автостопщики?

У меня также был рюкзак на 80 литров, в который я клал котелок, еду, воду, спальник, палатку, коврик и одежду. Вес нагруженного рюкзака составляет около 20-30 килограммов. Основной вес составляет количество взятой с собой воды, без которой в пути, сам понимаете, никак не обойтись.

Автостоп отличается от обычного похода, потому что не надо особо ходить с рюкзаком, лишь иногда – от одной трассы к другой или до того места, где более удобно останавливать машины. Иногда приходится проходить и по десять километров. Например, на Байкале мне приходилось ходить туда-обратно по тридцать километров, поскольку там практически не было машин. Но красота Байкала компенсировала это неудобство.

Вы путешествуете в компании или один?

По моему типу характера мне удобнее путешествовать одному. Как-то я ездил с двумя девушками на Алтай. Но когда проводишь по 24 часа в сутки в течение семи дней с девушками, характер которых не совпадает с твоим, начинаешь их чуть ли не ненавидеть. Но бывают люди, которые очень гармонично дополняют поездку, но таких людей очень мало и далеко не всегда их удается найти.

Как вы ищете попутчиков?

Обычно я ищу их при помощи интернет-сайтов, где оставляю сообщение о том, что ищу попутчицу для путешествия автостопом. Люди откликаются и, кстати, не только из Минска. Как-то на мое приглашение откликнулась девушка из Киева. В результате сначала я съездил за ней в Киев, а уже оттуда мы вдвоем поехали на Алтай.

Вы проводите какую-то дополнительную беседу с человеком, чтобы понять, подходит он или нет? Или вы берете с собой тех, кто откликнулся?

Поскольку особого выбора нет, то я беру с собой тех, кто откликается на мое приглашение.

Вы хотите сказать, что у нас мало желающих путешествовать автостопом?

Их много – взять тех же знакомых и друзей-автостопщиков. Просто по той или иной причине у них не всегда получается поехать. А через интернет всегда кто-нибудь откликается.

Но после таких совместных поездок я понял, что путешествовать одному мне и не страшно, и не скучно. Именно по этой причине в этом году я практически один проехал автостопом 18 000 километров. И я не скажу, что мне было когда-то и где-то скучно.

Как девушки ведут себя в таких поездках? Есть категория людей, которые решаются на поездку под сиюминутным эмоциональным порывом и для них прошагать десять километров за сорок минут - проще простого. К какой категории вы бы отнесли тех девушек, с которыми вы вместе путешествовали?

Во всяком случае, они не ноют. Девушки, которые ездили со мной, уже имели опыт и представление о том, что такое путешествие автостопом. Но когда я путешествовал с парнем и девушкой, то нам приходилось иногда подолгу стоять на трассе и ловить транспорт…

Почему?

Поскольку в основном за рулем автомобилей находятся мужчины, которым женское общество более приятно, нежели мужское, то подвезти стоящую на дороге одинокую девушку они соглашаются намного быстрее, чем парня, а тем более – двух. Иногда получалось так, что из-за этого девушки оставляли своих парней и уезжали от них буквально на середине пути. Но когда девушка бросает парня не так страшно, чем когда парень оставляет девушку одну.

Кстати, именно поэтому многие люди и отказываются брать с собой кого-либо – мало ли, какого попутчика ты встретишь или кто на машине тебя подберет. Как с этой ситуацией справляетесь вы?

Я стараюсь настроиться на позитивную волну. Например, я никогда не ношу с собой в кармане нож: когда ты берешь с собой какое-то оружие, то на подсознательном уровне уже готовишься к тому, что должно произойти что-то плохое.

Я всегда стараюсь путешествовать с мыслью, что все люди вокруг хорошие. И на самом деле так и получалось – за весь период моих путешествий не случилось ни одного конфликта с водителями.

А какие люди в России?

Вообще там добрые люди. Даже когда внешний вид водителя заставлял меня насторожиться, все же я садился в машину, и оказывалось, что на самом деле этот человек совершенно не опасен. Даже наоборот.

Помните ли вы свое самое первое самостоятельное путешествие?

Моим первым самостоятельным путешествием была поездка в Карпаты, на Украину. Перед ней мне сказали, что западные украинцы очень не любят людей, говорящих на русском языке. И когда, приехав туда, я встречал местных, то всегда спрашивал о том, на каком языке с ними лучше разговаривать – на белорусском или русском. Оказалось, что они прекрасно и совершенно спокойно общаются на русском.

Постепенно я ломал все стереотипы и предрассудки. Например, перед поездкой в Сибирь мне говорили, что там плохо, что там преступность огромная. Но оказавшись там, понимаешь, что все на самом деле не так уж и плохо. Даже наоборот – все красиво, люди вокруг добрые и хорошие и нет там никакой преступности.

Что бы вы посоветовали или пожелали тем, кто собирается начать путешествовать автостопом, но сомневается?

Психологически здесь самое сложное – собрать рюкзак и выйти на автотрассу. Все остальное довольно-таки просто. Ну, а если человек уже собрал рюкзак и стоит на дороге, то он уже обязательно поедет туда, куда хотел.

Вы же наверняка где-то останавливаетесь, чтобы переночевать, и наверняка встречались самые разные люди. Как вы справлялись с такими сложностями?

Когда я ехал на Байкал, то останавливался практически в каждом городе и жил там либо у своих знакомых, либо у знакомых своих знакомых. Или же находил через интернет-сайты людей, которые предоставляют места для таких, как я. И в каждом городе я всегда находил людей, у которых мог остановиться переночевать на одну-две ночи. Бывало, что и угощали, а бывало, что приходилось скидываться на еду.

Вы с собой берете много денег?

Например, в двухмесячную поездку на Байкал я взял с собой около 600 тысяч белорусских рублей. На тот момент мне показалось, что я взял с собой много денег. Россия для нас довольно-таки дорогая страна для путешествия автостопом, поэтому в такой ситуации лучше ездить на Украину. Однако в России очень много красивых мест.

То есть вы едите за впечатлениями?

Да. Обычно я стараюсь заезжать в каждый город, который встречается по пути. Я не преследую цели добраться куда-то конкретно. Но когда едешь обратно, то все уже не так интересно и стараешься побыстрее все проехать.

Наверняка вы мечтаете о какой-то стране, в которой хотите побывать. И пусть она находиться не в России, а где-то на Западе. Давайте представим, что не нужны ни визы, ни страховки, ни какие-либо еще документы, которые вас бы отпугнули как автостопщика. В каком городе вы хотели бы побывать, добравшись до него именно автостопом?

Это Индия – страна, в которую я всегда мечтал попасть. Но видимо, пока еще не судьба.

Почему именно Индия?

Мне очень нравится эта страна, хотя я там никогда не был.

{banner_819}{banner_825}
-40%
-20%
-10%
-10%
-50%
-30%
-20%
-45%
-50%