Отдых


Елена СПАСЮК,

Белорусская туристическая отрасль нынче находится в стрессе. Лицензии вроде как отменили, но другого механизма регуляции отрасли пока не предложили. Поговаривают, что на смену лицензиям могут прийти патенты. Опыт других стран подсказывает, что в таких условиях определенные преференции смогут получить организации, занимающиеся въездным туризмом.

Возможность предоставления льгот турфирмам, которые выбирают непростой способ выживания - привлечение туристов из-за рубежа, рассматривается. И, как сообщил заместитель директора департамента по туризму Министерства спорта и туризма Андрей Мартынов, средством стимулирования может оказаться как раз патент. Если он, конечно, станет механизмом регуляции отрасли.

На выездной туризм, который не приносит ощутимой пользы для экономики, стоимость патента обычно выше, чем на въездной, пояснил А.Мартынов в интервью БЕЛТА.

Впрочем, по мнению замдиректора департамента по туризму, вне зависимости от того, по какому пути регуляции туристического бизнеса пойдет Беларусь, организациям, занимающимся въездным туризмом, необходимо предоставить определенные преференции.

В такой политике есть разумное зерно, считает исполнительный директор Республиканского союза туристических организаций (РСТО) Валентин Цехмейстер. Однако он отмечает при этом, что организации, занимающиеся въездным туризмом, должны иметь конкретные преференции: "Например, может быть снижена стоимость аренды офиса, разрешено расположение этих офисов в престижных центральных районах городов. Мы также говорим об упрощении системы налогообложения".

В. Цехмейстер отмечает, что, с одной стороны, никто не против развития внутреннего туризма. С другой, необходимо учитывать наши реалии. К примеру, в Китае каждая турорганизация, занимающаяся выездным туризмом, обязана обеспечить к 100 выезжающим 10 въезжающих в страну.

"Однако обратите внимание, - говорит В. Цехмейстер, - как руководство Китая представляет на международной туристической арене и прославляет свою страну. Результат - туда хотят ехать люди, и поток туристов не ослабевает. Туроператорам и турагентам остается только применять свои знания и возможности для того, чтобы туристы оставили как можно больше денег в стране".

В Беларуси ситуация абсолютно другая: "Мы не можем сказать, что сюда ломится турист, а при этом визы в нашу страну как были увеличены в начале 2010 года, так и остаются таковыми на основе принципа взаимности".

Виза, которая открывается в Национальном аэропорту Минск гражданам из стран, где есть белорусское консульство, стоит 180 евро. 90 евро стоит виза для граждан из государств, где белорусского консульства нет. Для граждан США сбор за визу установлен в 275 евро. В консульствах Беларуси в странах ЕС сбор за визу составляет 60 евро.

В. Цехмейстер выразил надежду, что власти изменят принципу взаимности хотя бы в 2014 году, когда в Беларуси пройдет чемпионат мира по хоккею.

В любом случае, по его мнению, туротрасль не может быть оставлена государством без внимания и пущена на самотек. Ведь туристическая деятельность относится к видам с повышенными предпринимательскими рисками. Да и не то у нас государство, чтобы пускать кого-то в слишком свободное плаванье.

В. Цехмейстер склонен думать, что лицензирование все же останется, только называться будет по-другому. Система патентов, о которой шла речь выше, работает в Молдове. В России существует единый реестр туроператоров и турагентов. Подобный список есть и в отечественном Министерстве спорта и туризма.

Вот и разберутся. Другое дело - где возьмут зарубежного туриста.

Статистика говорит о росте экспорта туристических услуг. Так, за первое полугодие текущего года он увеличился на 34,8% по сравнению с аналогичным периодом 2009-го и достиг 59,1 млн долларов. Причем за январь-июнь в сфере туризма сложилось положительное сальдо в размере 41,7 млн долларов.

Чтобы тенденцию сохранить, необходимы последовательность государственной политики в сфере туризма, открытость страны, отмечает В. Цехмейстер.

Представители компаний, занимающихся въездным туризмом, также часто говорят об отсутствии у страны качественного национального туристического продукта. В этом смысле показателен пример Нарочи. Потенциально весьма прибыльный курорт не могут привести в порядок вот уже несколько лет. 

{banner_819}{banner_825}
-11%
-15%
-17%
-20%
-20%
-20%
-20%
-30%
-33%