Отдых


Андрей Коровайко,

Строгого определения настольной игры не существует. Обычно к этой категории относят игры, состоящие в манипуляциях с относительно небольшим набором предметов, которые можно целиком разместить на столе и в руках играющих. Такие игры не требуют специальных сооружений, зданий, крупногабаритного оборудования. Игроки в таких играх, как правило, могут оставаться на одном месте, им не требуется активно перемещаться. А в какие настольные игры играют минчане?

Об этом в эфире TUT.BY рассказал Андрей Окушко, основатель и руководитель старейшего в Беларуси клуба настольных игр "Кронверк". 

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

Скажите, для чего понадобился целый клуб настольных игр? Что это за игры?

Настольные игры – это занятие, которое на Западе развивается уже с 30-х годов прошлого века, а в Беларусь пришло относительно недавно – в конце 90-х годов. Существует четыре типа настольных игр. Самыми простыми являются настольные ролевые игры, в которых кроме книги правил, листика бумаги и ручки больше ничего не требуется. В таких играх есть ведущий, который придумывает то или иное приключение. Например, приключение о том, как рыцари джедаи отправляются на далекую планету, где им предстоит сражение с ситхами. Игроки создают себе персонажей по специальным правилам, становятся рыцарями джедаями, а ведущий создает для них приключение и ведет их по неведомой планете. Иногда может понадобиться бросок игровых кубиков, а иногда и не потребуется. И в зависимости от дальнейших решений развивается и сама история. По сути, игроки создают своего рода рассказ или повесть. И такая игра может быть не на два-три часа, а так, что игроки будут собираться каждую неделю и что-то придумывать дальше, продолжать историю приключений своих персонажей. Могут проводиться бои. Для этого надо будет уже и кубики побросать, и по специальным таблицам сверяться. А "Звездные войны" - это всего лишь один из примеров. Наиболее распространены игры по фэнтези. Как-то эльфы и орки нравятся игрокам больше всех остальных.

Следующий вид игр – настольно-печатные, который отличается от остальных тем, что обычно приобретается коробка, в которой есть игровое поле, специальные карты с символами и правила, которые традиционно не очень велики – станиц на 8-10. Причем, если вы купите локализованную версию, то они будут еще и на русском. Для такой игры вполне достаточно одной коробки и небольшого коллектива. Максимальное количество игроков – до шести человек. Если будет больше, то будет уже сложнее. Ходы в игре идут традиционно, по очереди.

Есть еще и так называемые wargames – игры с миниатюрками. По сути, миниатюрки – это те же солдатики. Получается игра в солдатики, но по правилам, порой достаточно серьезным.

Например, сорок страниц правил игры – еще не предел. Наиболее известная серия таких игр – Warhammer. Это западная игра, которая делится на два подразделения: на fantasy battles (по фэнтези) и 40 000 (по будущему). Из всех российских игр более-менее пробившей себе дорогу можно назвать игру российской ООО "Звезда" под названием "Эпоха битв". Миниатюрки могут быть разными – как пластмассовыми, так и металлическими, как маленькими – до трех сантиметров, так и до 15 сантиметров. В wargames игроков затягивает не только процесс игры, но также и сопутствующие моменты. Например, покраска миниатюр. Для этого проводятся даже специальные конкурсы, в которых все желающие могут покрасить заданную миниатюру. Затем эти работы выставляются и оцениваются опытным жюри.

Скажите, а что это за правила-то – на 40 страницах? Что там описывается?

В этих правилах описывается практически все: как происходят бои, как передвигаются солдатики, по каким правилам они взаимодействуют с рельефом, если поле выполнено именно с рельефом. Варгеймеры любят делать различные холмы, башенки, домики. Также описывается и то, как происходит столкновение одиночных бойцов или отрядов. Обычно в правилах размещена масса различных таблиц. Присутствует и понятие морали – если, например, бойцы потеряли половину отряда, то они могут бежать. Есть также и множество различных пояснений, исключений, разъяснений, специальных возможностей каждого отряда. Например, в fantasy battles только за то, что отряд кого-то уничтожил, он может получить дополнительный бонус к характеристикам.
Если вы придете играть в какой-нибудь клуб, то вам могут рассказать сокращенную версию правил, а в случае, если что-то будет непонятно, объяснят на месте. И во всех играх, кроме ролевых, когда проводятся турниры, всегда есть человек-судья, который сможет разрешить тот или иной конфликт.

Последний вид настольных игр – коллекционно-карточный. Здесь не стоит путать с обычной колодой игральных карт. В каждой из игр есть своя колода – фентезийная или военная.

Проблемой у коллекционно-карточных игр является то, что каждый игрок на соревнования приходит со своей колодой. Хочу отметить, что колода – удовольствие не из дешевых. Дело в том, что есть стартовая колода, которую можно купить по доступной цене и играть. Но если вы придете на турнир с такой колодой, то последнее место вам светит в 99 процентах случаев. А чтобы собрать серьезную колоду, необходимо покупать дополнительные наборы, которые, естественно, стоят денег. Но чем больше покупаешь, чем больше выигрываешь, тем больше хочется. Такая же проблема есть и в wargames, но там денег уходит значительно меньше, чем в коллекционно-карточных. Однако людям, тем не менее, это интересно.

Есть и бюджетные варианты. Например, российская карточная игра "Берсерк. Война стихий" - относительно дешевая в отличие от западных.

Это довольно растяжимое понятие – “много денег стоит”. У каждого это понятие свое. Насколько много?

Есть колоды, стоимостью в несколько тысяч долларов. Средний игрок играет колодой стоимостью около 100-150 долларов. Естественно, такая колода приобретается не за один раз. Покупается несколько наборов, а также происходит обмен карточками с другими игроками. Обычно все эти игры имеют несколько сторон. И если я, например, собираю армию Советского Союза, а кто-то немецкую армию, то мне фактически немецкие карты не нужны и в колоду они не попадут. И я поменяю их на то, что мне нужно. Есть также и понятие редкости карт, которые стоят значительно дороже остальных. Даже в российских играх стоимость одной редкой карты порой доходит до 100 долларов. А колода может состоять из 60 карт.

Что значит – редкие карты? Откуда они берутся, где продаются?

В дополнительных наборах. В такие наборы вкладывается, например, шесть обычных карт и одна редкая. А таких редких карт в выпуске, который выходит раз в полгода, около ста штук. И не факт, что если вы купите сто наборов, то вам попадутся все редкие карты. Абсолютно неизвестно, что тебе попадется в этих наборах. Это игра случая. Естественно, те карты, которые считаются самыми мощными, разработчики кладут в наборы как можно реже.

Получается, что суть игры не столько в том, чтобы поиграть, сколько в собирании коллекции карт?

Есть люди, которые практически не играют, а только собирают карты. А есть и те, кто собирает карты для того, чтобы играть.

Как происходит такая карточная игра?

В каждой игре свои правила. Сложно сказать, как она происходит. Например, стратегическая карточная игра "Война", в которой есть три типа ресурсов, которые также складываются в колоду – склады, заводы, топливо. То есть они изображают то, что находится у игрока в тылу. Постепенно эти карточки выводятся на поле, где каждый танк или пехотинец стоит определенного количества этих ресурсов. Если у меня два склада и два завода, а танк стоит три склада и три завода, то я никак не смогу вывести его в этот ход. И мне приходится надеяться, что когда-нибудь эти ресурсы ко мне все-таки придут. Конечно же, есть элемент случайности, но с ним вполне можно бороться.

В ходе игры можно выиграть у оппонента его карты или каждый играет сугубо своей колодой? И если пришел со своей колодой, то со своей же и уйдешь?

Только на заре существования коллекционно-карточных игр можно было выиграть у оппонента карты из его колоды. Сегодня от этого уже отказались, потому что здесь идет уже вложение денег и, соответственно, слишком велик фактор риска, как велик и элемент случайности. Вполне может случиться так, что я проиграю свою самую любимую карту и второй раз играть я уже не буду, так как второй потери я уже не перенесу. Это станет невосполнимой потерей для моей коллекции.

Расскажите о клубе. Как он появился в Минске?

Клуб открылся в 2002 году, осенью. До этого мы еще года два задумывались о создании, но то ли желания было мало, то ли возможности подходящей не выпадало. Мы долго думали, как собрать людей – тогда было достаточно сложно оповестить об открытии. Это сегодня интернет распространен, а в 2002-м году он как бы и был, но больше как вспомогательное средство коммуникации. В итоге мы договорились, нашли помещение в Минском дворце молодежи, и теперь два раза в неделю у нас проходят так называемые занятия или сборы – по четвергам с шести часов вечера и по воскресеньям – с трех часов дня. Наши двери всегда открыты, никаких денег мы не берем, поэтому если кто-то желает, то вполне может прийти.

Создали мы такой клуб потому, что играть в узком кругу друзей рано или поздно станет скучно. А в клуб в любой день могут прийти люди, которых ты никогда не видел и с которыми играть уже будет намного интереснее, потому что абсолютно не знаешь, что они сотворят в свой следующий ход.

В клубе 25 постоянных членов, а приходящих за последний год было больше сотни. Кто-то из них остался в клубе, кто-то появляется раз в две недели. Я не могу определить самый перспективный возраст, но в основном это студенты и люди чуть постарше. Есть и помладше, и школьники. Есть и такие, кому уже за 30. Даже родители с детьми приходят и вместе играют. Бывает, что приносят и свои игры.

Сложно ли сразу влиться в игру? Все ли получается с первого раза?

Опять же все зависит от самой игры. Есть игры, в условиях которых можно разобраться достаточно быстро, практически с первой партии. А есть такие, где понадобится сыграть партии три-четыре, чтобы понять. Есть и игры, в которых для того чтобы достичь мастерства, придется поработать недельки две.

Обычно тем, кто приходит в первый раз, мы предлагаем что-нибудь попроще, чтобы они могли быстрее освоиться. А уже дальше, если человеку понравится и он решит остаться, он наверняка познакомится со всеми остальными вариантами имеющихся у нас игр. У нас богатый опыт, мы постоянно проводим различные мероприятия по пропаганде настольных игр. Соответственно, у нас есть масса людей, которые могут вполне внятно, быстро, четко и понятно объяснить правила игры новичку так, чтобы он понял их за десять минут.

С чего вы обычно начинаете, с каких игр?

Начинаем с настольно-печатных игр. Как пример могу назвать такую распространенную в Беларуси игру, как "Колонизаторы". Также это и игра "Средневековье". Эти игры очень простые, легко осваиваются. Из тех карточных игр, которые не требуют вложений, раньше была игра "Князья". Сегодня эту игру найти достаточно сложно, так как прекратился ее выпуск. Но если кто-то ее увидит, то приобретайте – это будет отличным времяпрепровождением для компании из 4-5 человек. Каждая партия играется быстро и легко.

Есть также игры на основе компьютерных игр – "Цивилизация", "StarCraft" (настольная версия компьютерного "StarCraft I"). Так что если есть желание, то можно поиграть и в эти игры. Это займет достаточно времени, но это будет очень интересно. Все фигурки выполнены в соответствии с тем, как они выглядят в компьютерной игре.

Есть также и карточный аналог "World of Warcraft". Есть и самостоятельные бренды, такие как "Mare Nostrum" - "Цивилизация" в российском исполнении, про историю цивилизации в древности.

Мы не стараемся привлекать людей карточными играми сразу. Если посмотрят, увидят, как играют другие, и им понравится, и они захотят играть, тогда и предлагаем. А так, конечно же, лучше начинать с настольно-печатных.

В чем интерес играть в аналоги компьютерных игр? Зачем их переносить с компьютера на стол?

Это живое общение и живые соперники, которых ты видишь прямо перед собой. Никакая веб-камера не заменит того удовольствия, которое ты получаешь, уничтожив, например, отряд космических десантников человека, с которым давно знаком, который сидит рядом с тобой и который также активно пытался своими боевыми картами помешать, но у него в итоге ничего не получилось. И планета перешла полностью под мой контроль. А когда все это происходит на мониторе компьютера, это как-то не совсем то. Потому что, выиграв в компьютерной игре, мы не видим настоящей реакции тех, с кем играли.

Расскажите, куда надо приходить, для того чтобы научиться играть в настольные игры, а при возможности, и самостоятельно это делать?

Здесь есть два варианта. Можно посетить какое-либо из проходящих мероприятий. Я не могу сказать точно по поводу того, будет ли мероприятие весной. Дело в том, что весной Фестиваль ролевых игр проводим не мы. Раньше мы вели там секцию, но в прошлом году ее закрыли. Будет ли она в этом году, еще неизвестно. Но весна еще далеко, а вот осень уже близко. В середине октября, в выходные дни, мы будем проводить Фестиваль настольных игр во Дворце молодежи. Найти его будет достаточно просто – в самом центре Дворца огромный зал, в котором будут поставлены столы, разложены игры. Также там будут находиться и специально обученные демонстраторы, которые каждому желающему смогут объяснить правила и дать возможность сыграть одну-две партии. При желании вы можете посетить оба дня Фестиваля, посмотреть практически все игры, а также и попробовать поиграть.

Также можно просто прийти в наш клуб, расположенный во Дворце молодежи, в кабинете № 517. Работаем мы по четвергам и воскресеньям, как и говорилось ранее. Единственное, что сейчас у нас летний перерыв. Работать мы начнем с сентября. Так что приходите.

Могу сказать, что половина тех игр, которые у нас есть в наличии, по Беларуси являются труднодоступными – их заказывают либо в западных, либо в российских магазинах.

Как развит рынок настольных на Западе?

Для примера возьмем Швецию. Мы с друзьями имели возможность зайти там в специализированные магазины. В Швеции, наверное, несколько тысяч таких клубов при том, что ее население сравнимо с белорусским – также около 10 миллионов человек. И даже маленькие городки с населением около 10 тысяч человек хотя бы один клуб, но обязательно у себя имеют. Клубы там обычно делают при магазинчиках. Например, есть магазин, а рядом с ним небольшое помещение размером на три-четыре средних стола. В магазинчике можно приобрести игру и тут же зайти в это помещение, сесть и поиграть. Продавцы таких магазинчиков имеют в наличии 2-3 открытых упаковки с играми для того, чтобы предложить покупателям возможность попробовать поиграть, при этом абсолютно бесплатно. У таких магазинчиков есть и постоянные клиенты, которые, возможно, платят своего рода абонентскую плату для того, чтобы можно было прийти и поиграть.

Естественно, магазины у них огромные. Когда я был в Стокгольме, то посетил два таких магазина. Это просто огромнейшие помещения, в два этажа, которые просто завалены самыми разнообразными настольными играми, в основном, конечно, на английском языке. Но так как это Швеция, то есть комнаты, где можно приобрести игры строго на шведском языке.

Также проводятся просто невероятные по размерам помещений и количеству людей турниры и фестивали.

Например, в Великобритании компания "Games Word Shop" проводит мероприятия по играм серии Warhammer (сокр. "WHFB"), которые собирают тысячи людей в залах протяженностью до сотни метров. И в таких масштабных размерах проходят самые различные мероприятия.
По игре "Колонизаторы" в Германии проводят чемпионат мира. Сейчас мы работаем над тем, чтобы организовать белорусский этап отбора, чтобы победитель этого этапа смог поехать в Германию и показать наши умения сражаться на мировом уровне. В последний раз этот чемпионат собрал около 350 участников, что очень и очень немало всего для одной игры.
С одной стороны, им проще, так как они начинали с "Монополии" в годы экономического кризиса 1929-1933 годов. Поэтому у них развитие идет уже очень серьезно. А у нас пришло только в 90-х. И на фоне их достижений мы смотримся пока еще слабенько.

Однако мы стараемся. И пока для этого есть все возможности. Приобрести игры не составит особого труда. По крайней мере, в Минске и областных центрах это возможно. В райцентрах это будет уже посложнее, но всегда можно добраться до областного центра и найти большой магазин.

Игры получают распространение, но не в той степени, как этого нам хотелось бы. Мы работаем над этим… Но так как это хобби, а не основное занятие и так как мы на этом не зарабатываем, то, соответственно, времени просто не хватает.

А специализированный магазин можно будет открыть только после того, когда появится действительно много желающих что-то покупать в этом магазине?

Смотря что понимать под магазином. Если это отдельное здание, то в этом случае я с вами полностью согласен. А если это павильоны продаж, которые уже есть в том же ТЦ "Аэродром" и на рынке "Динамо", то они достаточно пользуются спросом.

Также могу сказать, что мы не единственный клуб. В Минске есть несколько таких клубов, правда, в основном специализированных. Есть клубы и в областных центрах.